Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Новости
Пополним «предшкольный» багаж

Пополним «предшкольный» багаж

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями,
19.08.19

Заболевания детей
Почему ребенок плохо спит ночью?

Почему ребенок плохо спит ночью?

Стоит ли говорить о том, насколько важен ребенку сон. Сон - это отдых, необходимый для неокрепшей еще нервной системы и всего организма. Родители часто жалуются на беспокойный сон малыша, задаваясь вопросом, почему ребенок плохо спит ночью? То он с
11.08.19

Когда нужны контактные линзы для детей?

Когда нужны контактные линзы для детей?

Контактные линзы детям необходимы только при определенных болезнях глаз. Контактные линзы для детей нужны при: Дальнозоркость. При таком заболевании следует использовать контактные линзы высоких степеней. В таких линзах ребенок видит все предметы
03.08.19

Ссылки

Вегето-сосудистая дистония (ВСД), или нейроциркуляториая дистония (НЦД), или синдром вегетативной дистонии (СВД) — распространенное заболевание, характеризующееся нарушением регуляции со стороны вегетативной нервной системы сосудистого тонуса, работы внутренних органов, обменных процессов в организме. Вегетативные дистонии «расцветают пышным цветом» в подростковом периоде, однако достаточно часто встречаются и в более раннем возрасте.
Термин «вегето-сосудистая дистония» на данный момент несколько устаревший. Мы преднамеренно оставили его, потому что большинство практикующих врачей к нему привыкли и до сих пор активно им пользуются, а вы будете часто с ним сталкиваться. Правильно название этого расстройства будет звучать как «синдром вегетативной дистонии», сокращенно «СВД», что точнее отражает суть поражения.

Роль вегетативной нервной системы в организме человека

Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов и отвечает за очень многие функции в организме: участвует в поддержании , частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, температуры тела, потоотделении и т. д. Ее роль заключается именно в регулировании функций органов и систем. То есть, она может отдавать приказы сосудам повысить артериальное давление, желудку — выработать желудочный сок, сердцу — биться быстрее или медленнее и др., когда этого требуют обстоятельства, например, при изменении физической или психической деятельности.
Допустим, возникла некая стрессовая ситуация, испуг. Как на это отреагирует организм: сердце забьется быстрее, участится дыхание, повысится артериальное давление, произойдет подготовка человека к активной деятельности (ситуация «бей-беги»). А вот пищеварение в этом случае вообще не нужно, поэтому сигнал к желудку будет: прекратить вырабатывать желудочный сок. За такой тип реагирования отвечает отдел вегетативной нервной системы, который носит название симпатический.
Другая ситуация: человек плотно поел и задремал. Активно работают процессы пищеварения, а давление, частота сердечных сокращений, частота дыхания будут снижены. Эти реакции запускает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.
Вегетативная нервная система как раз и занимается тем, что контролирует все эти процессы, доводя внешние сигналы до внутренних органов. Таким образом, она осуществляет связь внутренних органов с внешней средой. С одной стороны она поддерживает постоянство внутренней среды организма (постоянную температуру тела, давление, частоту сердечных сокращений и др.), с другой — адаптирует организм к изменившимся условиям, когда это потребуется.
Нарушение со стороны вегетативной нервной системы приводит к тому, что регулирование работы внутренних органов становится неадекватным. При этом реакции на внешние раздражители внутренних органов и систем происходят не ко времени и не к месту. Например, на стресс, когда ситуация требует полной мобилизации, организм может выдать астеническую реакцию (слабость, понижение давления, обморок) и не способен к борьбе — физическому и психическому напряжению. Проявления синдрома вегетативной дистонии — отражение нарушения работы вегетативной нервной системы.
Еще раз повторимся, что вегетативная нервная система отвечает за функцию органа. Поэтому важно понять, что при вегетативной дистонии плохо функционирующий орган не болен, его структура не изменена, страдают лишь регулирующие его механизмы. Работа органа полностью наладится, если восстановится регулирующее влияние вегетативной нервной системы. Правда, к сожалению, нередко имеет место ситуация, когда врач, не разобравшись, ставит диагноз вегето-сосудистой дистонии, а ребенок на самом деле страдает каким-либо органическим заболеванием. Поэтому при подозрении на вегетативную дистонию требуется серьезное тщательное обследование больного.

Причины развития синдрома вегетативной дистонии

Наследственная предрасположенность. Родственники ребенка страдают вегетативной дистонией, причем, чем тяжелее протекала болезнь у предков, тем хуже ее проявления для потомков. Особенности конституции (телосложение). Неблагоприятное течение беременности и родов. Период полового созревания усугубляет течение болезни или провоцирует ее начало. Характерологические особенности личности больного (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии, негативному отношению к жизни и т. д.). Социальные факторы (стрессы, нарушения
, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе, гиперопека или сниженное внимание к ребенку вследствие болезни или отсутствия родителей, алкоголизма родителей и т. д.). Травмы и повреждения нервной системы (сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.). Некоторые острые и хронические болезни (болезни почек, сердца, печени, , психические расстройства и др.).

Формы и клинические проявления синдрома вегетативной дистонии

Синдром вегетативной дистонии может возникнуть как самостоятельное заболевание — первичная форма, в данном случае поражается непосредственно вегетативная нервная система. Может быть следствием (одним из симптомов) какого-нибудь заболевания нервной системы или соматических заболеваний (например, сахарный диабет, почечная недостаточность, травма спинного или головного мозга и др.) — вторичная форма.
В диагнозе, как правило, указывается причина синдрома вегетативной дистонии. Например, вегетативная дистония пубертатного периода, или посттравматическая, или на фоне резидуально-органического поражения центральной нервной системы и др. Также врач может отметить, какой отдел вегетативной нервной системы пострадал: симпатический или парасимпатический.
Вегетативная дистония обычно оценивается по ведущему клиническому проявлению: артериальная гипотония, артериальная гипертензия, кардионевроз, дыхательный невроз,
и т. д. В зависимости от ведущего синдрома выделяют и клиническую форму. Чаще всего в болезнь вовлекаются дыхание, сердечно-сосудистая система и пищеварение.
Изменения со стороны сердца и сосудов. В жизни родители чаще всего сталкиваются с этими формами синдрома вегетативной дистонии у детей.
Вегето-сосудистая дистония (или нейро-циркуляторная дистония, или вегетативная дистония) по гипотоническому типу. Превалирующий симптом — сниженное артериальное давление.

Вегето-сосудистая дистония (или нейро-циркуляторная дистония, или вегетативная дистония) по гипертоническому типу. Ведущий симптом — повышение артериального давления.
Вегето-сосудистая дистония (или нейро-циркуляторная дистония, или вегетативная дистония) по кардиальному типу. На первый план выступают нарушения ритма сердца (см. подробно «
»).
Вегето-сосудистая дистония (или нейро-циркуляторная дистония, или вегетативная дистония) по смешаному типу. В данной форме могут присутствовать симптомы вышеперечисленных форм в различном сочетании, то есть ребенок реагирует на разные стрессовые ситуации то повышением, то снижением артериального давления.
Изменения со стороны дыхания. Дыхательный невроз проявляется чувством нехватки воздуха, одышки. На фоне обычного спокойного дыхания могут внезапно возникать частые глубокие вдохи. Или возможен вариант, когда ребенок глубоко и полно вдыхает, и при этом не может полностью выдохнуть воздух.
Изменение со стороны пищеварения. Дети жалуются на тошноту, отсутствие аппетита, изжогу,
, , поносы или , икоту. Очень характерной, часто встречающейся жалобой служит боль в груди, которую дети описывают как «болит сердце». Эти боли могут усиливаться во время глотания. Связаны такие боли со спазмами (спастическое сокращение мышц) пищевода, но никак не с заболеванием сердца.
Нарушение терморегуляции. Термоневроз характеризуются тем, что у ребенка днем постоянно держится невысокая
37-37,5 °С (такое повышение называют
субфебриллитет), а ночью температура тела нормальная. Причем температура, измеряемая в разных подмышках, может отличаться. Кроме того, дети плохо переносят холод, сквозняки, сырость, мерзнут и даже могут испытывать озноб.
Расстройства мочеиспускания. Мочеиспускания могут быть редкими, большими порциями, а струя слабая, опорожнение мочевого пузыря требует усилия, «натуживания». Возможно неполное опорожнение, выделение мочи каплями после основного мочеиспускания. Иногда ситуация обратная: мочеиспускания частые, малыми порциями, ребенок постоянно бегает в туалет. Но в данной ситуации важно не пропустить инфекцию мочевыводящих путей, поэтому необходимо полное урологическое обследование (посещение нефролога, сдача анализов мочи, ультразвуковое исследование почек и др.).
Эмоциональные и невротические расстройства. Выраженность эмоциональных и невротических расстройств у больных вегетативной дистонией различна. Конечно, могут проявиться далеко не все ниже перечисленные симптомы, однако какие-либо из них всегда будут присутствовать в той или иной степени значимости.

Беспричинная тревога, необъяснимое беспокойство, внутренняя напряженность. Страхи беспочвенные и необоснованные. Страх заболеть, страх смерти, страх потери контроля над ситуацией, страх потери близких, и т. д. Снижение настроения, плаксивость, апатия, потеря интереса к жизни. Истерики. Ипохондрия. Такие больные очень любят болеть. Им нравится обследоваться, консультироваться с разными врачами, обсуждать свои болячки и читать медицинскую литературу на эти темы. Они все время ищут у себя симптомы каких-нибудь болезней и их находят. Они склонны предавать своей болезни статус чрезвычайной значимости.  Ощущение слабости, вялости, усталости, утомления. Некоторые дети из-за этого не могут учиться в школе или плохо успевают, не справляются с обычной школьной нагрузкой. Нарушения аппетита (повышение или снижение). Расстройства сна. Депрессивные состояния.

Большинство детей с депрессивными состояниями жалуются на патологические телесные ощущения в различных частях тела, чаще всего в голове и грудной клетке (области сердца) — сенестопатии. Больные называют их «боль» и расценивают как признак соматического заболевания. Даже врачи могут ошибочно принять сенестопатии за соматические расстройства. Однако сенестопатии — это только неприятные субъективные ощущения больного, не связанные с каким-либо соматическим заболеванием.
Сенестопатии обычно появляются как при физическом утомлении, так и при волнении, могут быть эпизодичными, но, как правило, повторяются изо дня в день. Характеристика боли может быть очень разной и обычно не вписывается в классическую клиническую картину какой-нибудь болезни. Когда ребенок описывает свою «боль», его рассказ обычно невнятный и неконкретный. «Боль» часто меняет интенсивность и локализацию. Например, возникли колики в грудной клетке, вчера слева, сегодня справа. Завтра колики могут смениться «распирающей» или «ноющей» болью «в сердце».
Иногда ребенок описывает боль как необычное ощущение: «чувствую сердце», «руку», «чувствую мозг» или «что-то мешает», «лишнее». Вариантов здесь может быть масса: «тяжесть», «распирание», «сдавливание», «бурление», «перемешивание», «съеживание», «жар», «печение», «холод», «иголки» и т. д. При обилии жалоб на сенестопатии необходимо проконсультировать ребенка у психиатра.
В зависимости от тяжести недуга, формы синдрома, у больного в клинике присутствует сочетание тех или иных его проявлений и совсем необязательно у одного больного встречаются все вышеперечисленные симптомы. Степень тяжести оценивается по количеству встречающихся симптомов и их выраженности. Если признаков немного (до 10), говорят о предрасположенности к болезни, или вегетативной лабильности больного.

Вегетативные кризы

Вегетативный криз, или паническая атака, — приступ острой тревоги, паники, истерики, сопровождающийся различными неприятными реакциями организма и ощущениями. Пережив вегетативный криз, больной обычно описывает такое состояние, как вдруг возникшее «удушье», или «приступ сердцебиения», или «сердечный приступ». Для приступа характерно внезапное начало и быстрое развитие, в течение 10 минут.
Во время вегетативного криза могут возникнуть:

Сильное сердцебиение. Потливость. Озноб и дрожь. Затруднение дыхания, одышка. Боль или неприятные ощущения в области сердца.
, слабость, предобморочное состояние. Острый страх за свое здоровье, страх смерти или сумасшествия. Волны жара или холода. Могут быть судорожные подергивания в конечностях, нарушения походки, зрения, слуха, речи, голоса. Больной может упасть в . Также у больного могут возникать различные ощущения: нехватка воздуха, «ком в горле», онемение или покалывание в различных участках тела, слабость в руке или ноге, «выгибание тела», «щекотание», «мурашки», «покалывание током» и др. Кроме того, больной обычно испытывает неприятные эмоции: тоску, безысходность, подавленность, чувство жалости к себе и др.

Во время криза необязательно возникнут все вышеперечисленные эффекты, скорее какие-то из признаков, сочетание нескольких из них.
Спровоцировать вегетативные кризы могут следующие факторы:

Разлад или стрессовые ситуации в семье (развод, смерть близких, несчастный случай), конфликтные ситуации в школе, с друзьями, учителями. Гормональные перестройки в период полового созревания, начало половой жизни. Изменение метеорологических условий, перегревание на солнце, чрезмерные физические нагрузки и др.

Вегетативные кризы весьма характерны для синдрома вегетативной дистонии, хотя при легком варианте течения их может и не быть. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал подобное состояние страха и паники в какой-то острой ситуации. Здесь важно понять, что в случае синдрома вегетативной дистонии приступы панической атаки повторяются с определенной частотой, больные могут их ждать, страшась их наступления. У ребенка даже может сформироваться невроз, связанный со страхом повторения приступа. Он начинает избегать мест, где ему не смогут оказать помощь (транспорт, пребывание вдалеке от дома в одиночестве и т. д.) и обстоятельств, в которых он попадет в затруднительное положение в случае приступа (например, знакомство с девушкой у подростка или страх выступления перед аудиторией и др.). Это сильно портит качество жизни таких больных: они не могут ездить в метро, посещать театры, долго находиться в одиночестве и, в итоге, становятся социально дезадаптированы.
У родителей может возникнуть ощущения, что ребенок специально, нарочно, назло провоцирует свое плохое самочувствие и вегетативные кризы. Эти предположения не лишены основания. Дети могут шантажировать взрослых своим состоянием, даже не осознавая этого, подсознательно, добиваясь их расположения или внимания. Такие ребята очень чутки и чувствительны к различным обстоятельствам, остро переживают одиночество и, конечно же, требуют повышенной заботы со стороны взрослых.

Диагностика вегетативной дистонии

Как мы видим, проявления синдрома вегетативной дистонии весьма разнообразны. В них сложно разобраться и легко запутаться, скажу вам по секрету, даже врачу. Родителям придется посетить огромное количество специалистов, начиная с ЛОР-врача и кардиолога, заканчивая неврологом, психологом, а, может, даже и психиатром, сдать уйму анализов, пройти массу дополнительных функциональных обследований, в том числе ЭКГ. электроэнцефалографию, реографию и т. д., прежде, чем докопаться до истины. Единственное, что утешает, вегетативная дистония, хотя и сильно портит жизнь больного, в большинстве случаев не смертельна и при определенных усилиях со стороны родителей неплохо корректируется.
С другой стороны, к синдрому вегетативной дистонии следует отнестись со всей серьезностью. Ведь, не разобравшись, можно пропустить действительно тяжелое органическое заболевание. Диагноз вегетативной дистонии устанавливается путем исключения. То есть исключаются все возможные органические поражения и инфекционные заболевания, протекающие с подобными симптомами. Кроме того, чем быстрее поставлен диагноз и начато лечение, тем выше его эффективность. Если вы обнаружили какие-либо признаки СВД, обязательно пройдите обследования и посетите специалистов, все, что вам порекомендует врач-педиатр.
Важно правильно определить форму поражения и выяснить, нарушение какого отдела вегетативной нервной системы преобладает. Потому что разные проявления вегетативной дистонии лечатся по-разному. Для этого проводят специальное тестирование вегетативного статуса больного.

Лечение вегетативной дистонии

Лечение вегетативной дистонии длительное, комплексное и всегда индивидуальное. Здесь необходимо учитывать очень многое: и возраст ребенка, и его характер, форму болезни, выраженность симптомов, длительность заболевания. Конечно, при лечении врач будет воздействовать на основные проявления болезни: снижать давление при артериальной гипертензии или повышать тонус при астении, корректировать нарушения ритма сердца и т. д. Однако, в особенности при не тяжелом течении, главным в терапии будут не лекарства, а не медикаментозные мероприятия.
Наладить режим дня.
—  Сон не менее 8-10 часов ночью, а, при необходимости, и дневной сон.
—  Прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Длительное пребывание на солнце противопоказано.
— Чередование физической и умственной нагрузки.
Занятия физкультурой.

Предпочтительны виды спорта: ходьба, бег, теннис, бадминтон, плавание, велосипед, коньки, лыжи, танцы. Не показаны: борьба, бокс и силовые виды спорта (штанга). От занятий физкультурой и спортом совсем отказываться нельзя, нужно только индивидуально подобрать нагрузку. Если ребенок настолько слаб, что не может посещать уроки физкультуры в школе, он должен заниматься лечебной физкультурой (ЛФК) в поликлинике.

Питание ребенка должно быть полноценное, но без переедания. Уменьшить потребление поваренной соли, жирных сортов мяса, сладостей, при склонности к повышению давления — чая, кофе, «кока-колы», шоколада, какао. Очень полезны овощи и фрукты, крупы, бобовые, растительное масло, зелень. Создание нормального психологического климата в семье и школе. Массаж.  Психотерапия. Лечение гипнозом. Аутогенная тренировка.  Иглорефлексотерапия.  Занятия музыкой (классическая музыка, но не рок-музыка). Физиотерапия (электрофорез, электросон, солярий, ванны, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область).
.

Лекарства назначают только в том случае, если не помогают вышеописанные мероприятия. Важно понимать, что «чудо-таблетки» не помогут или только временно облегчат состояние больного, если не наладить здоровый образ жизни. Подбор лекарств строго индивидуален, осуществляется лечащим врачом в зависимости от клинической формы и выраженности болезни. Обычно дети с вегетативной дистонией наблюдаются или у невролога или у кардиолога, а легкие формы может лечить педиатр.
В заключение темы хочется подчеркнуть еще раз, что вегето-сосудистая дистония очень важная, актуальная проблема детского возраста. Конечно, нарушения вегетативной нервной системы могут быть выражены не так серьезно, и далеко не все признаки вегетативной дистонии могут проявиться. Однако родителям обязательно нужно обратить на нее внимание, потому что ее наличие сильно влияет на качество жизни ребенка.



Аллергический кашель, бронхиальная астма Аллергический кашель у детей — достаточно распространенное явление, так как слизистая оболочка их дыхательных путей очень восприимчива к аллергии. может быть вызван аллергическим воспалением любого отдела респираторного тракта (аллергическим , , , трахеитом, ). Самое серьезное аллергическое заболевание, сопровождающееся кашлем, — бронхиальная астма. Это хронический недуг, протекающий с периодическими обострениями в виде приступов спазмов бронхов, вызывающих резкое сужение просвета дыхательных путей. Клинически эти приступы выглядят как затрудненное дыхание с удлиненным шумным свистящим выдохом. Они сопровождаются мучительным кашлем с трудноотходящей вязкой стекловидной мокротой. Одышка проявляется участием в акте дыхания дополнительных мышц (видно втяжение межреберных промежутков, ямок над ключицами и грудиной, раздувание крыльев носа). При прослушивании легких с помощью фонендоскопа слышны свистящие хрипы на выдохе.

Кашель при коклюше и кори

При коклюше ребенок кашляет без температуры в течение двух недель, потом кашель приобретает приступообразный характер. Пароксизмы кашля случаются несколько раз в день и ночью. Во время приступа язык ребенка высунут до предела, лицо напряжено, багрово-красного или синюшного цвета, кашлевые толчки перемежаются остановками с шумным вдохом (репризами). Характерна рвота на высоте кашля. Усилием воли остановить кашель ребенку не удается. Помните, что если ребенок кашляет без температуры в течение двух недель и тем более несмотря на лечения различными противокашлевыми и отхаркивающими препаратами, кашель усиливается, необходимо исключение
. Ведущие симптомы кори — яркая пятнисто-папулезная сыпь на фоне ухудшения состояния, и катаральных явлений. Влажный навязчивый кашель появляется в начальном периоде кори (первые 3-4 дня), нередко болезнь осложняется пневмонией.

Туберкулез

Это инфекция, вызванная микобактериями туберкулеза. При этом недуге чаще всего поражаются легкие. В начале заболевания может наблюдаться только покашливание, а при запущенности процесса и отсутствии лечения
становится навязчивым, мучительным. Однако на первых этапах болезни кашель не является ведущим клиническим симптомом. На первый план выступает ухудшение общего состояния ребенка (недомогание, слабость, снижение аппетита, похудение, субфебрилитет и др.). Недаром старое дореволюционное название туберкулеза — «чахотка» от слова «чахнуть». Также очень важен для ранней диагностики туберкулеза у детей анализ чувствительности к туберкулину (изменения реакции Манту).


Чаще всего диспепсией страдают дети в возрасте до года, понятие диспепсии входят такие расстройства пищеварения, как рвота и понос. Принято различать простую диспепсию, токсическую диспепсию (протекающую более тяжело) и парентеральную диспепсию (сопутствующую какому-то основному заболеванию, например, пневмонии). Причины диспепсии кроются в основном в погрешностях вскармливания. Важное значение имеют нарушения режима питания, — когда, например, мама кормит ребенка чаще, чем это необходимо, или перекармливает, давая слишком большой объем питания; в этом случае может возникнуть рвота. При рвоте из желудка удаляется избыток пищи. Когда в рацион ребенка вводятся новые блюда прикорма (особенно если они вводятся несколько раньше срока), у малыша может возникнуть понос; страдает общее состояние. Значительно чаще такая ответная реакция на новый прикорм возникает у детей, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании. Пищеварительный тракт, если он не готов к приему новой пищи, дает сбой, пища не переваривается достаточно полно, замедляется процесс всасывания, поэтому в кишечнике остается много жидкости. Понос при диспепсии у ребенка может отмечаться несколько раз в сутки; в жидких зеленоватых каловых массах можно заметить фрагменты непереваренной пищи. Тактика и лечение диспепсии Если у ребенка единичный случай рвоты или поноса — это не беда; нужно просто пересмотреть рацион. Введение новых блюд прикорма должно отличаться постепенностью; давать новые блюда лучше малыми порциями и после дачи какое-то время за ребенком наблюдать. Нужно заметить, что симптомы диспепсии могут появиться и при перегревании ребенка. Повторяющиеся случаи рвоты и поноса — это уже более серьезный признак, который должен родителей насторожить. Но если рвота и понос начинают обретать изнуряющий характер да еще сопровождаются повышением температуры тела, это вполне может оказаться проявлением какой-нибудь кишечной инфекции, — например, пищевой токсико-инфекции или дизентерии. Чаще такие инфекции наблюдаются летом. Нужно незамедлительно вызвать детского врача или «скорую помощь» — потому что при поносе и рвоте организм ребенка быстро обезвоживается. Ребенок «угасает» на глазах. И уже через несколько часов состояние его становится тяжелым. Следует обратить внимание, не пересохли ли у ребенка губы, не ввалились ли глаза, не запал ли большой родничок… Все это очень грозные симптомы обезвоживания. Если у ребенка неоднократные рвота и понос и есть подозрение на кишечную инфекцию, то, пока врач не пришел, нужно немного помочь ребенку. С рвотой и поносом он теряет большое количество жидкости и солей. Значит, следует давать малышу понемногу пить слегка подсоленную воду. С одной стороны, это несколько облегчит его самочувствие, с другой стороны, — потеря жидкости не будет столь скорой. И впоследствии будет значительно легче вывести ребенка из этого опасного состояния. Если у ребенка неоднократный понос, не следует выбрасывать пеленки. Хотя бы одну из них нужно показать врачу. При жидком стуле необходимо чаще подмывать ребенка, чтобы избежать раздражения кожи. Можно обрабатывать ребенку ягодички, промежность детским кремом. Крем несколько предохранит кожу от последующего раздражения. Очень важно: не забывать об опасности острых кишечных заболеваний. Дети до года еще очень слабы, чтобы легко противостоять возбудителям кишечных заболеваний. Чистота вокруг ребенка — один из залогов его здоровья. Нужно помнить о профилактике кишечных инфекций и во время приготовления для малыша пищи. Не трудно соблюдать несколько простых правил: хорошенько мыть овощи и фрукты в проточной воде, а также обдавать их кипятком; не пользоваться при кормлении ребенка той же посудой, что используется для остальных членов семьи; использовать для шинковки овощей при приготовлении блюд для ребенка отдельные разделочные доски; эти доски перед работой ошпаривать кипятком, а храниться они должны в недоступном для мух месте; перед приготовлением блюд для ребенка непременно помыть руки; как только приготовлено какое-либо блюдо, нужно сразу поместить его в посуду с крышкой; если не используется приготовленное блюдо тотчас, следует хранить его до употребления в холодильнике; нельзя давать ребенку блюдо, которое было приготовлено вчера, или блюдо, которое приготовлено несколько часов назад и хранилось не в холодильнике; перед тем как открывать баночку с детскими консервами, нужно тщательно вымыть ее (на ее поверхности много микробов); точно так же следует поступить с консервным ножом; не лишним будет обдать то и другое кипятком; консервный нож после использования должен быть тщательно вымыт; после того как ребенок накормлен, нужно тщательно вымыть и простерилизовать всю посуду, нельзя оставлять ее «киснуть» на столе; сметану и творог, купленные в магазине, никогда не давать ребенку.


Обморок — это внезапная кратковременная потеря сознания, связанная с резким оттоком крови из головного мозга. Клинически данная патология выглядит следующим образом. Сперва появляются резкая слабость, головокружение, тошнота, шум в голове, потемнение или мушки в глазах, дискомфорт в области живота и сердца. Ребенок бледнеет и падает, обмякая, оседая на пол либо резко (плашмя). В течение 10-40 секунд ребенок находится без сознания, не реагирует на обращение к нему, при этом артериальное давление снижено, дыхание и сердцебиение ослаблены. Обморочное состояние даже без посторонней помощи купируется самостоятельно, ребенок приходит в себя. После обморока характерны плохое самочувствие, слабость, головная боль, неприятные ощущения в области сердца и живота, бледность, холодный пот.

От чего ребенок может упасть в обморок?


Причинами обмороков могут стать сильная боль, эмоциональное потрясение, голод, длительное пребывание в душном помещении, особенно в положении стоя, инфекционное заболевание, острая кровопотеря, частое глубокое дыхание. Обмороки также характерны для детей с расстройствами вегетативной нервной системы. У детей со сниженным артериальным давлением потери сознания возникают при быстром переходе из горизонтального положения в вертикальное (если ребенок резко встал),. К обмороку может привести черепно-мозговая травма, например сотрясение головного мозга.

Частые обмороки вызывают некоторые заболевания сердца. Полная блокада проводящей системы сердца, блокада Морганьи-Адамса-Стокса клинически проявляется приступами потери сознания (обмороками) и судорог, сопровождающимися резкой бледностью или посинением кожи больного. Обычно приступ возникает в ночное время, проходит самостоятельно или требует экстренной медицинской помощи.


Тактика оказания первой помощи при обмороке


Положите ребенка горизонтально без подушки с приподнятыми под углом примерно 30° ногами. В таком положении кровь притекает от ног к головному мозгу.
Обеспечьте доступ свежего воздуха (расстегните ребенку воротник, снимите с него тесную одежду, откройте окно).
Очнуться от обморока помогут любые резкие раздражители (обрызгайте лицо и грудь ребенка холодной водой, похлопайте его по щекам, разотрите ему уши, дайте понюхать нашатырный спирт или духи).
Когда ребенок придет в себя, не поднимайте его в течение некоторого времени», пусть он полежит в той же позе с приподнятыми ногами. Дайте больному выпить горячего сладкого чая, покормите, если он голоден, согрейте.

Как себя вести, если у ребенка частые обмороки?


Не беда, если с ребенком случился единственный обморок, по вполне объяснимой причине: например, малыш голоден, устал, сильно переутомился. Однако, если обмороки частые, возникают по любому поводу и без причины, необходимо серьезное обследование для определения имеющейся патологии. Напомним, что обмороки — один из ведущих симптомов серьезных заболеваний сердца, поэтому ребенку обязательно нужно сделать электрокардиограмму (ЭКГ). Похожие на обморок приступы могут наблюдаться при эпилепсии или сахарном диабете: проконсультируйте ребенка у невропатолога, проверьте кровь больного на сахар. Причиной частых обмороков иногда служат истерические припадки, когда ребенок сознательно или невольно манипулирует взрослыми. Подобные отклонения в поведении лечит детский психоневролог или психиатр; показана консультация психолога.

Терапия частых обморочных состояний у ребенка зависит от их причины. Обычно назначают различные лекарственные средства и физиотерапию. При частых приступах синдрома Морганьи-Адамса-Стокса прибегают к хирургической операции, больному имплантируют кардиостимулятор.





Здоровье моих детей © 2014-2019 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика