Синдром дефицита внимания. Гиперактивность у детей » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Ложный круп у детей. Симптомы и лечение ложного крупа

Ложный круп у детей. Симптомы и лечение ложного крупа

Мы делаем все, чтобы уберечь малыша от болезней. но если беда нагрянет, встретим ее, вооружившись полезными знаниями. Среди ночи из кроватки маленького Алеши неожиданно послышались хрипящие звуки, сон стал беспокойным, и внезапно ребенок проснулся
07.01.18

Прогулки с ребенком зимой

Прогулки с ребенком зимой

Зимние забавы любят все малыши. Как сделать прогулки с ребенком зимой еще интереснее и полезнее? Зимнее ненастье - не повод остаться дома. Свежий воздух детям необходим! Зимние прогулки не только закаляют ребенка, но и приносят ему большую радость.
05.01.18

Синдром дефицита внимания. Гиперактивность у детей

24.12.17 | Категория: Заболевания детей

Это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью), снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. СДВГ — самая частая причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Дети с СДВГ обычно являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как труднообучаемые или педагогически запущенные. Однако причина их «плохого» поведения заключается в органическом повреждении головного мозга, произошедшем еще до рождения ребенка или в самом раннем его детстве, а вовсе не в распущенности или плохом воспитании.

Считается, что в среднем около 5 % детей школьного возраста страдают СДВГ, чаще — мальчики (соотношение мальчиков и девочек 5:1).

Причины возникновения СДВГ

Большую роль в развитии СДВГ играет наследственная предрасположенность, обычно у кого-то из близких родственников ребенка в детстве возникали подобные проблемы. Повреждения головного мозга до рождения происходят в результате патологии беременности и родов (хронической гипоксии плода, болезней, токсикозов, плохого питания беременной, угрозы прерывания беременности, приема алкоголя и курения беременной, недоношенности, переношенности, скорых родов или слабой родовой деятельности и др.). Факторы, влияющие на ребенка в раннем детстве, — это недоедание и различные заболевания, приводящие к кислородному голоданию головного мозга (в частности, бронхиальная астма или пороки сердца, сопровождающиеся сердечной недостаточностью). В течении и прогнозах СДВГ очень важную роль играют социально-психологические факторы. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия повреждений головного мозга, как правило, проходят к школьному возрасту, а у детей из семей с низким статусом — остаются. Негативную роль играют воспитание в неполной семье, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с родителями, проживание у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей, алкоголизм и наркомания у родственников, низкая материальная обеспеченность семьи, неблагоприятные бытовые условия, в т.ч. отсутствие у ребенка отдельной комнаты и др.

Клинические проявления СДВГ

Нарушения внимания выражается в несобранности, легкой отвлекаемости, невозможности довести начатое до конца, частыми переключениями с одного занятия на другое, постоянным забыванием того, что нужно сделать, потерей своих вещей, необходимых в школе и дома. Дефицит внимания особенно заметен в ситуациях, когда нет контроля взрослого, и ребенку приходится действовать самостоятельно.

Двигательная расторможенность (гиперактивность) детей с СДВГ проявляется чрезвычайной подвижностью, непоседливостью, ребенок находится в постоянном хаотичном движении: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, громко кричит, «крушит» и ломает все, что ему подвернется под руку. Избыточная активность бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. В более старшем возрасте гиперактивность проявляется неусидчивостью, суетливостью, двигательным беспокойством (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т.д.).

Гиперактивность обычно сочетается неловкостью и нарушением координации движений. Детям трудно даются операции, требующие развития мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, письмо и т. д.). Они неуклюжи и могут быть неустойчивы при ходьбе, легко падать, «сшибать углы» на своем пути.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются импульсивностью поведения и часто производят какие-либо действия, не подумав. Например, ребенок может без разрешения встать и ходить по классу посреди урока, бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора, не дослушав вопроса учителя, выкрикивать ответ, вмешиваться в работу других детей и др. Ребенок по недомыслию может совершить и опасные для своей жизни и здоровья поступки (например, ввязаться в драку, выбежать на проезжую часть дороги).

Расстройства речи. Обычно это расстройство артикуляции речи, а также затруднения слухоречевой памяти и восприятия. В школе такие дети плохо пишут сочинения, с трудом рассказывают и пересказывают текст.

Сложности в обучении проявляются в связи со сниженным вниманием, сложностями в запоминании, письме, счете, затруднениями речи. Однако это всего лишь трудности, связанные с процессом обучения, а не свидетельство снижения интеллекта у ребенка.

Проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Дети с СДВГ в силу своей активности достаточно общительны и охотно идут на контакт с другими ребятами. Однако они оказываются неподходящими партнерами по играм и совместным занятиям, так как быстро отвлекаются, непостоянны в своих желаниях, часто хотят заняться чем-то другим, шумят, без спросу берут чужие вещи, мешают окружающим. Очень быстро другие дети отворачиваются от ребенка с СДВГ, не хотят с ним играть, общаться и дружить. Чтобы как-то сгладить ситуацию, ребенок зачастую сознательно выбирает для себя роль классного шута. Но наладить отношения в классе у него не получается, с ним продолжают дружить лишь дети младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные проблемы с поведением.

Родителей обычно раздражает беспокойный, непослушный, навязчивый, неаккуратный ребенок, не способный выполнять ежедневные поручения и помогать по дому. Мало того, они, часто не зная и не понимая специфики и природы такого поведения ребенка, постоянно его ругают и наказывают, сравнивают с более благополучными детьми, братьями и сестрами. Конфликты возникают не только в общении со сверстниками, но и в семье. Поэтому со временем ребенок с СДВГ становится изгоем, у него формируется тревожность и неуверенность в себе, низкая самооценка. И если родители отнесутся невнимательно к проблемам сына или дочери, не проявят терпения, понимания и настойчивости, у ребенка может выработаться деструктивное поведение.

Важно! Симптомы, схожие с проявлениями СДВГ, могут  встречаться и других заболеваниях, в том числе и при психических расстройствах. Правильно оценить состояние ребенка возможно только при совместном длительном наблюдении специалистов: невролога, психиатра, педагога, психолога.

Деструктивное поведение. Асоциальное и агрессивное поведение у детей с СДВГ формируется в условиях неправильного отношения к ребенку, когда им не занимаются, а в воспитании допущены серьезные ошибки. Дети младшего школьного возраста, отличаются злобностью и обидчивостью, недоброжелательным отношением к окружающим и мстительностью, часто ругаются и сквернословят, обвиняют в своих ошибках других людей, намеренно досаждают окружающим. Среди подростков с СДВГ распространены вранье, прогулы школы, драки, хулиганство, частые поздние возвращения домой или отсутствие дома по ночам, побеги из дома, вандализм (умышленная порча чужих вещей), взломы с проникновением (в чужие машины, дома и т.п.), воровство, поджоги, применение оружия и физическая жестокость по отношению к людям, животным.

Симптомы СДВГ встречаются в различных сочетаниях, и отличаются степенью выраженности: у одних детей преобладает дефицит внимания, у других — гиперактивность или импульсивность и т. д. Однако не спешите причислять своего ребенка к больным СДВГ. Подобные нарушения могут быть индивидуальными особенностями темперамента или следствием других заболеваний: соматической патологии, психических расстройств (аутизма, шизофрении, умственной отсталости), черепно-мозговой травмы, заболеваний щитовидной железы, эпилепсии и др.

Лечение и реабилитация детей с СДВГ

Лечение детей с СДВГ комплексное, оно включает в себя как медикаментозную терапию, так и коррекционную работу — с педагогом, психологом, логопедом. Работа с родителями дома должна быть очень активной. Ребенку с СДВГ требуется гораздо, больше внимания и времени, чем обычному здоровому малышу. От родителей же, прежде всего, зависит правильное воспитание в семье. Очень важно создать доброжелательную, спокойную обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым, добиться повышения его самооценки, уверенности в собственных силах. Помните, что малыш не виноват в своем поведении, и его состояние не связано с капризами или испорченностью характера.

Одна из целей воспитательной работы — добиться послушания, привить ребенку аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Рядом с малышом нужно находиться постоянно, контролировать его действия и в то же время не опекать излишне и не выполнять за него работу. Нельзя давать гиперактивному ребенку сразу несколько заданий, он не сможет их выполнить и расстроится. Это должно быть только одно задание с конкретным указанием, что нужно сделать, а когда ребенок его выполнит, необходимо обязательно проконтролировать результат и похвалить. Расхождения в заданиях допускать тоже не следует (например, папа дал одно, а бабушка другое, порой противоположное). Очень важно соблюдать четкий . Время пробуждения, отхода ко сну, приемов пищи и выполнения домашнего задания должно быть четко регламентировано и выполняться неукоснительно. В особенности и тонкости коррекционной работы с ребенком, страдающим СДВГ, вас посвятит психолог.

(голосов:0)
Похожие статьи:
Это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью), снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. СДВГ — самая частая причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Дети с СДВГ обычно являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как труднообучаемые или педагогически запущенные. Однако причина их «плохого» поведения заключается в органическом повреждении головного мозга, произошедшем еще до рождения ребенка или в самом раннем его детстве, а вовсе не в распущенности или плохом воспитании. Считается, что в среднем около 5 % детей школьного возраста страдают СДВГ, чаще — мальчики (соотношение мальчиков и девочек 5:1). Причины возникновения СДВГ Большую роль в развитии СДВГ играет наследственная предрасположенность, обычно у кого-то из близких родственников ребенка в детстве возникали подобные проблемы. Повреждения головного мозга до рождения происходят в результате патологии беременности и родов (хронической гипоксии плода, болезней, токсикозов, плохого питания беременной, угрозы прерывания беременности, приема алкоголя и курения беременной, недоношенности, переношенности, скорых родов или слабой родовой деятельности и др.). Факторы, влияющие на ребенка в раннем детстве, — это недоедание и различные заболевания, приводящие к кислородному голоданию головного мозга (в частности, бронхиальная астма или пороки сердца, сопровождающиеся сердечной недостаточностью). В течении и прогнозах СДВГ очень важную роль играют социально-психологические факторы. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия повреждений головного мозга, как правило, проходят к школьному возрасту, а у детей из семей с низким статусом — остаются. Негативную роль играют воспитание в неполной семье, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с родителями, проживание у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей, алкоголизм и наркомания у родственников, низкая материальная обеспеченность семьи, неблагоприятные бытовые условия, в т.ч. отсутствие у ребенка отдельной комнаты и др. Клинические проявления СДВГ Нарушения внимания выражается в несобранности, легкой отвлекаемости, невозможности довести начатое до конца, частыми переключениями с одного занятия на другое, постоянным забыванием того, что нужно сделать, потерей своих вещей, необходимых в школе и дома. Дефицит внимания особенно заметен в ситуациях, когда нет контроля взрослого, и ребенку приходится действовать самостоятельно. Двигательная расторможенность (гиперактивность) детей с СДВГ проявляется чрезвычайной подвижностью, непоседливостью, ребенок находится в постоянном хаотичном движении: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, громко кричит, «крушит» и ломает все, что ему подвернется под руку. Избыточная активность бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. В более старшем возрасте гиперактивность проявляется неусидчивостью, суетливостью, двигательным беспокойством (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т.д.). Гиперактивность обычно сочетается неловкостью и нарушением координации движений. Детям трудно даются операции, требующие развития мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, письмо и т. д.). Они неуклюжи и могут быть неустойчивы при ходьбе, легко падать, «сшибать углы» на своем пути. Дети с синдромом дефицита внимания отличаются импульсивностью поведения и часто производят какие-либо действия, не подумав. Например, ребенок может без разрешения встать и ходить по классу посреди урока, бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора, не дослушав вопроса учителя, выкрикивать ответ, вмешиваться в работу других детей и др. Ребенок по недомыслию может совершить и опасные для своей жизни и здоровья поступки (например, ввязаться в драку, выбежать на проезжую часть дороги). Расстройства речи. Обычно это расстройство артикуляции речи, а также затруднения слухоречевой памяти и восприятия. В школе такие дети плохо пишут сочинения, с трудом рассказывают и пересказывают текст. Сложности в обучении проявляются в связи со сниженным вниманием, сложностями в запоминании, письме, счете, затруднениями речи. Однако это всего лишь трудности, связанные с процессом обучения, а не свидетельство снижения интеллекта у ребенка. Проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Дети с СДВГ в силу своей активности достаточно общительны и охотно идут на контакт с другими ребятами. Однако они оказываются неподходящими партнерами по играм и совместным занятиям, так как быстро отвлекаются, непостоянны в своих желаниях, часто хотят заняться чем-то другим, шумят, без спросу берут чужие вещи, мешают окружающим. Очень быстро другие дети отворачиваются от ребенка с СДВГ, не хотят с ним играть, общаться и дружить. Чтобы как-то сгладить ситуацию, ребенок зачастую сознательно выбирает для себя роль классного шута. Но наладить отношения в классе у него не получается, с ним продолжают дружить лишь дети младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные проблемы с поведением. Родителей обычно раздражает беспокойный, непослушный, навязчивый, неаккуратный ребенок, не способный выполнять ежедневные поручения и помогать по дому. Мало того, они, часто не зная и не понимая специфики и природы такого поведения ребенка, постоянно его ругают и наказывают, сравнивают с более благополучными детьми, братьями и сестрами. Конфликты возникают не только в общении со сверстниками, но и в семье. Поэтому со временем ребенок с СДВГ становится изгоем, у него формируется тревожность и неуверенность в себе, низкая самооценка. И если родители отнесутся невнимательно к проблемам сына или дочери, не проявят терпения, понимания и настойчивости, у ребенка может выработаться деструктивное поведение. Важно! Симптомы, схожие с проявлениями СДВГ, могут  встречаться и других заболеваниях, в том числе и при психических расстройствах. Правильно оценить состояние ребенка возможно только при совместном длительном наблюдении специалистов: невролога, психиатра, педагога, психолога. Деструктивное поведение. Асоциальное и агрессивное поведение у детей с СДВГ формируется в условиях неправильного отношения к ребенку, когда им не занимаются, а в воспитании допущены серьезные ошибки. Дети младшего школьного возраста, отличаются злобностью и обидчивостью, недоброжелательным отношением к окружающим и мстительностью, часто ругаются и сквернословят, обвиняют в своих ошибках других людей, намеренно досаждают окружающим. Среди подростков с СДВГ распространены вранье, прогулы школы, драки, хулиганство, частые поздние возвращения домой или отсутствие дома по ночам, побеги из дома, вандализм (умышленная порча чужих вещей), взломы с проникновением (в чужие машины, дома и т.п.), воровство, поджоги, применение оружия и физическая жестокость по отношению к людям, животным. Симптомы СДВГ встречаются в различных сочетаниях, и отличаются степенью выраженности: у одних детей преобладает дефицит внимания, у других — гиперактивность или импульсивность и т. д. Однако не спешите причислять своего ребенка к больным СДВГ. Подобные нарушения могут быть индивидуальными особенностями темперамента или следствием других заболеваний: соматической патологии, психических расстройств (аутизма, шизофрении, умственной отсталости), черепно-мозговой травмы, заболеваний щитовидной железы, эпилепсии и др. Лечение и реабилитация детей с СДВГ Лечение детей с СДВГ комплексное, оно включает в себя как медикаментозную терапию, так и коррекционную работу - с педагогом, психологом, логопедом. Работа с родителями дома должна быть очень активной. Ребенку с СДВГ требуется гораздо, больше внимания и времени, чем обычному здоровому малышу. От родителей же, прежде всего, зависит правильное воспитание в семье. Очень важно создать доброжелательную, спокойную обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым, добиться повышения его самооценки, уверенности в собственных силах. Помните, что малыш не виноват в своем поведении, и его состояние не связано с капризами или испорченностью характера. Одна из целей воспитательной работы — добиться послушания, привить ребенку аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Рядом с малышом нужно находиться постоянно, контролировать его действия и в то же время не опекать излишне и не выполнять за него работу. Нельзя давать гиперактивному ребенку сразу несколько заданий, он не сможет их выполнить и расстроится. Это должно быть только одно задание с конкретным указанием, что нужно сделать, а когда ребенок его выполнит, необходимо обязательно проконтролировать результат и похвалить. Расхождения в заданиях допускать тоже не следует (например, папа дал одно, а бабушка другое, порой противоположное). Очень важно соблюдать четкий распорядок дня. Время пробуждения, отхода ко сну, приемов пищи и выполнения домашнего задания должно быть четко регламентировано и выполняться неукоснительно. В особенности и тонкости коррекционной работы с ребенком, страдающим СДВГ, вас посвятит психолог.

Комментарии к статье Синдром дефицита внимания. Гиперактивность у детей :


Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика