Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Ложный круп у детей. Симптомы и лечение ложного крупа

Ложный круп у детей. Симптомы и лечение ложного крупа

Мы делаем все, чтобы уберечь малыша от болезней. но если беда нагрянет, встретим ее, вооружившись полезными знаниями. Среди ночи из кроватки маленького Алеши неожиданно послышались хрипящие звуки, сон стал беспокойным, и внезапно ребенок проснулся
07.01.18

Прогулки с ребенком зимой

Прогулки с ребенком зимой

Зимние забавы любят все малыши. Как сделать прогулки с ребенком зимой еще интереснее и полезнее? Зимнее ненастье - не повод остаться дома. Свежий воздух детям необходим! Зимние прогулки не только закаляют ребенка, но и приносят ему большую радость.
05.01.18

Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков


Сексуальные отношения подростковАнализ установок в сфере сексуальных отношений современной молодежи позволяет сделать вывод о том, что интимные отношения между молодыми людьми носят часто нездоровый характер. Согласно точке зрения Б.С. Братуся, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями (Б.С. Братусь). Нормальное развитие ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода (центральное и системообразующее отношение); способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни (Б.С. Братусь, И.А. Ильин, Б.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков и др.). Человек, который соответствует данным критериям, является личностно здоровым. Важным признаком личностно здорового человека является целомудренное поведение. Отклоняющееся половое поведение (половая распущенность, беспорядочные половые связи) может быть одним из видов проявлений нравственного невежества в подростковом возрасте (В.В. Нагаев). Под целомудрием мы понимаем в данной работе систему личностных и ценностных установок на воздержание от всех форм сексуальных отношений до вступления в брак. Проблема взаимосвязи личностных характеристик подростков и юношей и их нравственно-психологических установок в области половых отношений (установка на целомудрие), как показывает анализ, вообще не была предметом научного психологического исследования. Вместе с тем, нам представляется, что это одна из центральных проблем нравственного воспитания молодежи, чрезвычайно актуальная сегодня. Так называемая "сексуальная революция", которая отвергла традиционные нравственные нормы полового поведения, повлекла за собой много непредвиденных и трагичных последствий: СПИД и другие ЗППП, подростковую беременность, равно как психологический и эмоциональный ущерб, причиняемый тем, кто преждевременно вступает в половые отношения. В ответ на возрастающие проблемы, связанные с подростковым сексом, во многих странах были приняты программы полового воспитания в системе образования. Имеется большая литература по психолого-педагогическим проблемам нравственно-полового воспитания. Что касается психологических проблем, связанных с формированием установок подростков в вопросах сохранения целомудрия, то здесь отсутствуют научные исследования. Основной вопрос, который возникает в связи с такой постановкой проблемы: Следует ли в программах полового воспитания придерживаться традиционных ценностей целомудрия и моногамности, рискуя тем, что многие молодые люди отвергнут их как устаревшие и несоответствующие реальности? Или мы должны смириться с кажущейся неизбежностью подросткового секса и просто воодушевлять подростков пользоваться предохраняющими от болезней и нежелательной беременности средствами? Данный вопрос ставит проблему не только в психолого-педагогическом, но и в морально-нравственном аспекте. Необходимо серьезно проанализировать относительно новый, однако традиционный подход, который завоевывает сегодня предпочтения во многих странах – важность нравственных наставлений при половом воспитании и ориентация на формирование устойчивых нравственно-психологических установок на целомудрие. Успех или поражение любой программы полового воспитания во многом зависит от того, как данная программа подходит к решению проблемы. С самого начала западные программы полового воспитания фокусировали свое внимание на последствиях проблемы, а не на ее причине. Другими словами, первостепенной задачей было снизить или хотя бы замедлить рост подростковых беременностей и ЗППП, а не заниматься проблемой самой подростковой сексуальной активности. Считалось, что главная проблема – это невежество подростков в вопросах секса. Такие виды программ делали упор на передачу знаний и приемов предохранения как средство для решения проблем. Однако подобный подход не только не способствовал нравственно-психологическому оздоровлению личности в вопросах пола, но и провоцировал обострение проблемы половой распущенности молодежи. Сегодня во многих странах эти вопросы ставятся принципиально иначе. Цель проводимого нами исследования – разработать, обосновать и апробировать специальную программу по формированию психологической нравственной установки на целомудрие у подростков. Объект исследования – личность и ее нравственно-психологические установки в подростковом возрасте. Предмет исследования – сущность и содержание целомудрия как принципа построения программ нравственно-полового воспитания и формирования нравственной установки на целомудрие у подростков. Предполагается, что установка на целомудрие представляет собой сложную структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональных, рефлексивных, духовно-нравственных и ценностных характеристик личности, лежащих в основе воздержания от сексуальных отношений до брака. При этом духовно-нравственные и ценностные ориентации составляют стержень этой установки и определяют уровень ее сформированности. Исследование проводится в рамках международной просветительской программы "Молодежь на перепутье", направленной на развитие положительных ценностей в жизни молодежи. Программа представляет собой интерактивный, комплексный и системный способ передачи молодежи знаний, умений, практических жизненных навыков и развития позитивных черт характера. Цель программы – донести эти знания до учеников и вложить в них моральные ценности, которые отразятся в конкретном поведении. Программа “Cross Roads” ("Молодёжь на перепутье") успешно реализуется в более чем 50 странах мира, в том числе в Венгрии, Испании, Литве, России, Украине. В ряде этих стран она получила поддержку правительства, образовательных и медицинских ведомств. Исследование в рамках этой программы проводится на базе МОУ СОШ № 14 г. Балашиха Московской области (диагностическая и формирующая работа), а также в ряде общеобразовательных школ г. Самары, где нами проведены пилотажные и диагностические исследования. В исследовании приняли участие 300 школьников подросткового и старшего подросткового возраста, в том числе экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 72 учащихся и контрольная группа (КГ) также в количестве 72 человека. На первом этапе (2003-2004) осуществлялась теоретическая разработка проблемы. На втором этапе (2005-2007) проводилась основная экспериментальная диагностическая работа и анализ ее результатов, разрабатывалась и осуществлялась программа формирования установок на целомудрие и связанных с ней свойств личности учащихся. На завершающем третьем этапе (2007-2008) подвергнуты комплексному анализу все полученные результаты и оформлено научное исследование. Читать дальше
(голосов:0)
Похожие статьи:
Установка на целомудриеВ третьей главе "Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие в программе воспитательно-образовательной работы" в соответствии с результатами диагностического исследования и с учетом предлагаемой нами психологической структуры установки на целомудрие нами разработана и реализована в учебно-воспитательной работе с учащимися комплексная программа формирования нравственно-психологической установки на целомудрие через создание таких условий в работе, которые бы максимально способствовали выработке у учащихся личностных качеств, составляющих эту установку. По результатам работы по программе в главе описаны данные контрольной сравнительной диагностики ЭГ и КГ учащихся. В соответствии с исходными предположениями исследования, формирующая программа по своей структуре и основным содержательным блокам воспитательной работы должна соответствовать психологической структуре установки на целомудрие. Она должна включать соответственно работу по следующим направлениям психологической подготовки: 1. Когнитивно-познавательная подготовка направлена на приобретение учащимися системы знаний о том, что такое сексуальность, сексуальные отношения и их роль в жизни человека, о последствиях внебрачных половых связей, о ложных причинах вступления в интимные отношения и существующих социальных мифах о последствиях этих отношений, о целомудренном образе жизни, общении и поведении. 2. Мотивационная подготовка решает основную задачу формирования мотивов, побуждающих воздерживаться от сексуальных отношений до брака и хранить себя в чистоте: стремление создать счастливую семью, желание быть здоровым, твердое следование нравственным принципам. 3. Операциональная подготовка включает в себя овладение системой практических действий и умений целомудренного поведения. Наиболее важное место занимает здесь выработка коммуникативных качеств и умений общения (коммуникативная подготовка), выработка усилий воли в том, чтобы контролировать потребности, противостоять искушениям, владеть навыками саморегуляции (волевая подготовка). Необходимым является участие воли в том, чтобы контролировать свои физиологические потребности, чтобы противостоять сексуальному давлению и устоять в искушениях сексуального характера (порнография, сексуальные отношения вне брака, мастурбация, виртуальный секс). Обучение способам и средствам управления эмоциональными состояниями, проявлениями чувств и переживаний в поведении и общении (эмоциональная подготовка). 4. Рефлексивная подготовка направлена на самоосознание подростком себя, как личности успешной или неуспешной, значимой или незначительной, любимой или нелюбимой, которое влияет на целомудренное поведение. Самодиагностика убеждений, мотивов, поступков, состояний помогает отслеживать и анализировать настоящее и понимать, что необходимо для достижения целомудрия, как нравственно оправданного образа жизни и условия счастливой семейной жизни в будущем. В процессе этой работы учащиеся знакомятся с результатами диагностики собственных качеств и обсуждают в группе возможные пути их коррекции. 5. Духовно-нравственная и ценностно-смысловая подготовка направлена на усиление ценностно-смысловых и духовно-нравственных ориентаций учащихся, осмысление значимости жизни человека, его целостности и нравственной чистоты, ценности семьи, таких ценностей как любовь, преданность, доверие, следование системе важных и ценных человеческих добродетелей (благоразумие, воздержанность, справедливость, верность, стойкость и другие). Духовно-нравственная подготовка составляет стержень программы, также как духовно-нравственный компонент установки на целомудрие является ее стержнем, определяющим уровень ее развития. Программа в целом направлена на формирование целостного внутреннего мира духовно-нравственной и целомудренной личности подростков. Для участия в программе была сформирована экспериментальная группа учащихся из числа испытуемых с несформированной установкой (72 чел.), выявленной в диагностическом исследовании. Для осуществления в последующем контрольной диагностики была сформирована также контрольная группа из 72 учащихся, также из числа испытуемых с несформированной установкой. Эти учащиеся КГ не принимали участие в программе формирующей работы. Работа по формирующей программе охватывала 3-летний период взаимодействия с учащимися на экспериментальной площадке МОУ СОШ № 14 г. Балашиха Московской области. На протяжении этого времени осуществлялись наблюдения за учащимися, встречи и беседы с родителями, проведение диагностических исследований, организация формирующей воспитательно-образовательной работы. Для проведения формирующей программы использовались занятия факультатива по психологии, а также специально организованные групповые занятия с учащимися в учебно-тренинговых группах (УТГ) и дискуссионных группах во внеучебное время. Целью программы является обеспечение условий оптимального развития психологических свойств, мотивов, умений и навыков, определяющих устойчивую направленность на здоровый и целомудренный образ жизни. Психологическая подготовка направлена на развитие всех сторон сложной структуры личностных свойств во взаимодействии всех влияющих на нее факторов. Результатом психологической подготовки предполагается прочная и стабильная психологическая установка на целомудрие, целомудренный образ жизни, целомудренное общение и поведение, твердый, уверенный, добровольный и осознанный жизненный выбор, связанный с отказом от сексуальных отношений до брака, подкрепленный системой умений и действий по осуществлению этого выбора в реальном жизненном процессе. Данная установка конкретизируется в следующих, соответствующих аспектам подготовки, видах готовностей: интеллектуально-когнитивная, мотивационная, коммуникативная, рефлексивная, ценностно-смысловая и нравственно-духовная. В каждом из названных содержательных блоков программы реализуются воспитательно-образовательные задачи, соответствующие его содержанию. Основными формами работы являются тематические беседы, чтения с обсуждением, дискуссии, упражнения, ролевые игры, проигрывание и разбор ситуаций, инсценировки, творческие мастерские, домашние задания. Важными формами работы являются психологические тренинги общения, уверенности в себе, снятия страхов неудачи, отвержения и чувства вины, рефлексивные тренинги, направленные на оптимизацию самооценки учащихся и другие формы работы. В программе интегрированы и соотнесены диагностические и коррекционно-формирующие виды работы по каждому направлению подготовки. Например, работа по когнитивному блоку включает тестирование уровня психологической установки на целомудрие; рефлексивный анализ своих взаимоотношений с другом или подругой на предмет оценки их по критериям истинной любви или ложной влюбленности, тематические обсуждения-дискуссии "Фундамент жизни" (определение жизненных целей); "Свободное время" (умение использовать и планировать свое свободное время); "Правила честной борьбы" (как правильно и честно решать конфликты); "Что такое любовь" (качества настоящей любви, ее отличия от влюбленности); "Свидания" (умение строить отношения друг с другом); "Дизайн брака" (принципы построения супружеских отношений). В содержании мотивационного блока проводится диагностика эмоционально-личностных состояний и мотивов общения, анализ мотивации поведенческого выбора, предусмотрены занятия УТГ ("Построение жизненных целей") и ролевые игры-упражнения ("Цели", "Смысл жизни", "Пять лет спустя" по материалам К. Фопель). Программа операционального блока включает диагностику уверенности в себе, уровня оптимальности самооценки, а также комплекс групповых занятий и упражнений ("Укрепление воли", "Искоренение вредных привычек", "Выработка полезных привычек", "Выработка уверенного поведения") и ролевых игр ("Противостоим искушению", "Скотч" и другие). В работе по ценностно-смысловому блоку предусмотрены занятия УТГ, а также дискуссионные встречи и фестивали по темам: "Один шаг в свое время" (на осознание и принятие осмысленного планирования жизни); "Жизненные истории" (знакомство и обсуждение реальных историй о счастливых и несчастных судьбах, связанных с целомудренным или нецеломудренным образом жизни); "Два пути к зрелости" (о двух стратегиях удовлетворения желаний); "Полоса препятствий" (о жизненных трудностях, испытаниях и способах их преодоления для воспитания духовно-нравственной зрелости) и другие. Рефлексивный блок нацелен на осознание учащимися изменений собственной личности под влиянием работы и оптимизацию их самооценки. В качестве итогового задания в этом блоке и по всей программе предусмотрены составление и последующий анализ психологических "Автопортретов" учащихся по программе самоанализа. По результатам образовательно-воспитательной работы по разработанной программе проведены сравнительная контрольная диагностика уровня установки на целомудрие, полная диагностика всех личностных характеристик испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы. 1. Показатель установки на целомудренный образ жизни, соответствующее поведение и общение, на воздержание от сексуальных отношений до брака у учащихся экспериментальной группы вырос очень существенно, тогда как у учащихся контрольной группы даже несколько усилилась противоположная установка. Это означает, что проведенная программа воспитательно-образовательной работы с учащимися экспериментальной группы обладает высоким формирующим нравственно-психологическим потенциалом. Тогда как "естественные" условия подростковой среды продолжают поддерживать и укреплять безнравственные установки в вопросах пола. 2. Практически по всем диагностированным личностным свойствам у испытуемых ЭГ произошли существенные позитивные изменения в уровневых показателях. Значительно усилились внутренние, нравственные мотивы выбора поведения и общения и ослабли мотивы внешние. Наиболее значительные позитивные изменения наблюдаются в эмоциональной сфере, где существенно снизились страхи неудачи и отвержения, переживаний чувства стыда или вины. Также значительны позитивные сдвиги в оптимальности самооценки и уровня уверенности в себе. Наиболее существенным является рост показателей уровня ценностно-смысловых и нравственно-духовных ориентаций учащихся экспериментальной группы. 3. Что касается показателей личностных свойств испытуемых контрольной группы, то за тот же период времени в них не произошло существенных изменений, хотя общая тенденция изменения уровневых показателей свойств, скорее негативная, чем позитивная. Так, например, наблюдается усиление негативных эмоционально-личностных состояний в виде страха неудачи и чувства вины (незначимое усиление), страха отвержения (статистически значимое усиление). Наблюдается выраженное повышение потребности в общении (социальная мотивация) у учащихся контрольной группы, однако при этом возрастает роль внешних мотивов выбора общения и поведения (страх наказания, желание получить награду и стремление к одобрению окружающих) и снижается роль внутренних, нравственных мотивов (уважение этических норм, стремление поступать разумно, руководство совестью). Все эти данные позволяют сделать вывод о существенной положительной роли воспитательно-образовательной работы по формированию установки на целомудрие и целомудренный образ жизни у подростков экспериментальной группы. Поскольку в построении программы образовательно-воспитательной работы были всесторонне учтены предположения о структуре нравственно-психологической установки на целомудрие, о психологических условиях ее становления и укрепления, о направлениях, путях и психологических средствах ее формирования, то можно считать, что результатами эксперимента убедительно подтверждены эти предположения, составляющие гипотезы исследования. Эти данные подтверждают проверяемую в нашем исследовании гипотезу о внутренней связи установки на целомудрие и личностных характеристик мотивационной, эмоциональной и ценностно-смысловой сфер личности подростков. Полученные данные позволяют говорить о высокой эффективности разработанной и реализованной программы и рекомендовать ее в качестве эффективного средства формирования установки на целомудрие, оптимизации связанных с нею свойств личности, создания психолого-педагогических условий формирования целомудренного образа жизни подростков, профилактики безнравственного поведения в вопросах пола и его негативных последствий в жизни подростков и молодежи в целом.

Комментарии к статье Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков :


Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика