Школа » Страница 5 » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Лечение красного плоского лишая

Лечение красного плоского лишая

Это хронический рецидивирующий дерматоз. Болеют с одинаковой частотой взрослые и дети. При красном плоском лишае на теле появляются высыпания характерных плоских папул, которые лишь незначительно возвышаются над поверхностью здоровой кожи.
12.12.17

Рвота у ребенка. Симптомы и лечение

Рвота у ребенка. Симптомы и лечение

Рвота возникает из-за того, что мышцы желудка, брюшного пресса и диафрагма сокращаются. При этом происходит непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот. Этим сложным рефлекторным актом управляет соответствующий центр головного мозга.
10.12.17

Проблема пятого классаБольшинство родителей, дети которых уже учатся, как минимум, в пятом классе, помнят, как нелегко было маленьким ученикам переходить из начальной школы в среднюю. Отлаженный, казалось бы, в начальной школе механизм начинал давать сбои, а иногда и полностью рушился, оставляя родителей в полном непонимании и недоумении. Похоже, тем, чьи дети еще только пойдут в школу, повезло больше – эта проблема через несколько лет может исчезнуть совсем. Трудности перехода Как правило, в основной школе ребенку все приходится начинать «с чистого листа»: на смену одному учителю, к которому он за 4 года успел привыкнуть, приходит несколько преподавателей-предметников, каждый из которых предъявляет свои требования, зачастую неоправданно завышенные и не учитывающие особенности данного возраста. В результате интерес к обучению у ребенка резко снижается, и, как следствие, падает успеваемость. И все это на фоне гормональных изменений подросткового возраста. Как решить все эти проблемы? Специалисты считают, что сгладить переход из четвертого класса в пятый, сделав его бесконфликтным и эмоционально-комфортным, поможет перевод учителя начальной школы в 5-й и 6-й классы в качестве классного руководителя. И это не просто идея. С 1 сентября 2005 года в Москве начался эксперимент по преобразованию четырехлетней начальной школы в шестилетнюю. Решение столичного правительства поддержали все окружные управления образования города, выделив по 1-2 пилотные школы в каждом округе. Более того, некоторые школы, не включенные в эксперимент, присоединились к нему по собственной инициативе, не получая дополнительного финансирования за участие в нововведении. С началом эксперимента сразу встал вопрос о повышении квалификации учителей начальной школы и об организации системы их переподготовки – с целью получения второго образования. Ведь если учитель младших классов переходит со своими воспитанниками в основную школу, то, кроме классного руководства в 5 – 6-х классах, ему необходимо вести какие-то предметы, для того чтобы обеспечить себе необходимый уровень заработной платы. А школьной администрации придется искать ему замену на два года, ведь в течение двух лет он не сможет брать новые первые классы. Впрочем, пилотные школы этих трудностей не испугались, и подошли к их решению по-разному. Например, в школе № 792 все учителя начальных классов имеют второе образование, поэтому в основной школе они оказались обеспечены часами, и их переход с одной ступени на другую оказался безболезненным. Так же, как переход их воспитанников – благодаря введению предметного обучения с первых классов. По итогам второго года эксперимента показатели успеваемости учащихся экспериментальных классов этой школы возросли на 10 – 12% по сравнению с предыдущим годом. В других школах, где предметное обучение вводится только с 5-го класса, пошли несколько иным путем: там учителя основной школы стали посещать уроки в начальных классах – чтобы заранее ознакомиться с особенностями будущих пятиклассников. Более того, «предметникам» предоставили возможность проводить уроки в 4 классах, постепенно адаптируя ребят к новым требованиям. Продолжение следует? В целом педагоги высоко оценивают итоги эксперимента: растет успеваемость пятиклассников, снижается уровень тревожности при переходе в основную школу, что позитивно отражается на физическом и психологическом состоянии подростков. Что, по сути, снимает острейшую актуальность проблемы 5-го класса. Так, согласно исследованиям, проведенным в пилотной школе № 1084, более 80% учеников трех пятых классов очень довольны психологическим климатом в школе. Шестилетнюю «началку» поддерживает и большинство родителей, которым нравится идея перехода учителя начальной школы в 5 – 6-е классы. «Педагог начальной школы знает все о ребенке, и, продолжая вести некоторые предметы в 5-м классе, он понимает, на что следует обратить внимание и как закрепить полученные знания. Это снижает стресс при переходе детей в основную школу», - считает Надежда Золотухина, мама ученицы 5-го класса одной из пилотных школ. Организаторы эксперимента считают целесообразным продлить его еще на три года, в частности, для того, чтобы изучить последствия нововведения в 7 и 8 классах. Начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Владимир Раздин оптимистично оценивает как перспективы эксперимента, так и уровень квалификации столичных педагогов, принимающих в нем участие. «Большинство московских учителей начальных классов имеют высшее педагогическое образование, которое позволяет им вести какие-то предметы до 9-го класса включительно. У нас были случаи, когда учитель начальной школы вел своих детей с 1-го по 11-й класс, преподавая какой-то один предмет на основной и старшей ступенях. Такой учитель видит развитие каждого ребенка, он знает все его болевые точки. Пока о повсеместном введении шестилетней начальной школы речи не идет, можно говорить об увеличении числа экспериментальных школ. Необходимо время для того, чтобы проанализировать результаты эксперимента».


Лечение брекетамиРаньше было так: стоматологи спрашивали, не было ли у меня травмы, и услышав отрицательный ответ, записывали в карточку «аномалия состояния зубов». Знакомые считали своим долгом убедить меня, что в этом моя индивидуальность. «Пусть моя индивидуальность будет в чем-то другом», - подумала я и направилась на консультацию к ортодонту Стало так: знакомые при встрече говорят «Я не узнал тебя в брекетах», а незнакомые при первой же возможности спрашивают, показывая почему-то на свой рот: «Это сейчас модно так?». Скобы, железки, замочки… Как только не называют многострадальные брекеты, правда, скорее многострадальными становятся их хозяева… В первый вечер, а также в три следующих дня мне хотелось оторвать те кусочки металла вместе с зубами, а сейчас… сейчас я люблю повторять, что красота – страшная сила, она же требует жертв, она же спасет мир… Дни на календарике я, понятно, не зачеркиваю, однако «срок» свой отсчитываю… зубными щетками. Из расчета щетка на 2 месяца, скажу, что сейчас пользуюсь 5-й, и как минимум столько же придется использовать после… вместе с неизмеримым количеством специальных ортодонтических ёршиков и ополаскивателей для ротовой полости, которые стали за это время моими лучшими друзьями. Один брекет в поле не воин Про особенности лечения брекет-системами рассказывает врач-стоматолог, ортодонт 1-й категории с 6-летним стажем Валерий Баленда: - Брекет (в переводе с английского - замок) – это неснимаемый ортодонтический аппарат, который действует механически. Отдельный брекет представляет собой маленькую пластиночку, запрограммированную состоянием определенного зуба, поэтому каждый брекет – индивидуальный для каждого зуба. Сам по себе брекет в поле не воин, он «работает» в связке с многочисленными специальными приспособлениями: дугами, тягами, цепочками, пружинами, кольцами и др., закрепленными на двух челюстях, - каталог наименований этих элементов и их разновидностей насчитывает более 200 страниц. Лечение брекетами ведется системно, поэтому более корректно будет называть брекет «брекет-системой». Дуги изготавливают из специального сплава, который владеет уникальной памятью формы: как ее не согнешь, она стремится занять исходное положение. Дуге придают форму идеального зубного ряда и она не сдается даже под воздействием кривых зубов пациента, наоборот, - тянет их за собой. Отсюда и ощущение, что зубы ходят ходуном при установке брекетов. - Ортодонты вообще называют брекет-систему мультибондинг системой: она состоит из многочисленных элементов и при этом клеится на поверхность зубов, - отмечает Валерий Леонидович. - Что лечат брекеты? – интересуюсь. - Брекеты лечат аномалии зубов и челюстей (неправильный прикус, неправильное состояние зубов и т.д.), которые бывают двух планов – эстетического (пациента не устраивает внешний вид зубов) и функционального. При незначительных отклонениях от нормы (едва заметные повороты зубов) лечение брекетами не является обязательным и зависит исключительно от желания пациента, а вот при функциональных нарушениях дела значительно хуже. Неправильный прикус с течением времени может привести к болезням зубов и десен, а самое опасное – к заболеваниям височно-нижнечелюстного сустава (которые очень тяжело вылечить, а привести они могут к тому, что тяжело будет даже открывать и закрывать рот, челюсть может даже перекосить набок, понятно, все это сопровождается неимоверной болью, которая может отдавать в ухо, вызвать мигрень и т.д., такими осложнениями занимаются уже не столько ортодонты с брекетами, сколько терапевты, хирурги и другие специалисты-медики) и даже желудочно-кишечного тракта (из-за недостаточной переработки пищи). Как видите, отодонтия работает на перспективу: с помощью брекетов и не только она должна предупредить возможные осложнения, а не преодолеть последствия. Брекетам все возрасты покорны - Лечить можно в любом возрасте, у меня были даже 40-летние пациенты, - заверяет Валерий Баленда. – Однако безусловно, есть оптимальный период: примерно с 12 до 18 лет. Почему? Обусловлено это несколькими причинами: во-первых, брекеты фиксируются на постоянные зубы, во-вторых, лечить в таком возрасте, когда челюсть еще окончательно не сформировалась, проще, легче и скорее; в–третьих, результат будет более стойким – организм только-только формируется, и на этой еще неокрепшей системе мы строим свою, правильную. В обратном случае, когда организм сформировался и прикус стал устойчивым, нужно ломать и строить новое. Такие «постройки» недостаточно устойчивые, потому что организм будет направлен на то, чтобы вернуть предыдущее состояние. Однако лечение в детском возрасте имеет и свои сложности: у детей зубы меньше насыщены минеральными веществами, поэтому брекеты для них опасны развитием кариеса и пигментацией. Маленьким пациентам требуется очень тщательная гигиена, проконтролировать это в свою очередь обязан врач. Если гигиена плохая, таким детям лучше на этом этапе не ставить брекеты, а лечение отложить до того времени, пока у них не появится мотивация. «На грязные зубы брекеты ставить нельзя!» - любят повторять ортодонты. Но это не единственный момент – необходимо также учитывать, что у подростков идет гормональный всплеск, стоит следить за тем, насколько гармонично развивается мальчик или девочка, в норме ли функционирование желез внутренней секреции. Существует также возможность сбоев в гормональном фоне, что приводит к нарушению кальциевого обмена в крови, а это, понятно, отрицательно сказывается на состоянии зубов. Согласно наблюдений Валерия Леонидовича, среди пациентов больше всего молодых женщин, которые обращаются к ортодонту с какими-либо эстетическими дефектами (процентов 80 случаев). Возраст пациентов в среднем 18-25 лет. Самые распространенные опасения, связанные с брекетами Во-первых, пациенты беспокоятся, что после лечения прорежутся зубы мудрости, которые могут нарушить достигнутое с таким трудом идеальное состояние зубов. Во-вторых, существует мнение, что до периода половой зрелости зубы ровнять не имеет смысла, потому что челюсть потом вырастет и все изменится. Комментирует Валерий БАЛЕНДА: - На сегодняшний день ортодонты склонны к удалению зубов мудрости еще в зарождающемся состоянии, не ожидая, пока они вырастут и что-то нарушат. Особенно это касается тех случаев, когда наблюдается очевидный дефицит места. А насчет роста челюсти, его нужно прогнозировать: существуют специальные методы, которые позволяют высчитать, насколько вырастет челюсть и как изменится ее состояние. Все эти факторы необходимо учитывать. На самом деле, в некоторых случаях лечение лучше отложить или проводить его не брекет-системами. К тому же у деток перед лечением брекет-системами часто проводится лечение ортодонтическими пластинками, и когда проведена хорошая подготовка, дальнейшее лечение пойдет намного легче. Поэтому пластинками брезговать не приходится: когда доктор говорит надо, значит надо! Перед тем, как поставить брекеты, нужно провести многочисленные подготовительные мероприятия: залечить все зубы, сделать панорамный снимок (не каждого зуба отдельно, а все вместе) и… проконсультироваться у врача. - Доктор должен быть внимательным к общему состоянию пациента, - отмечает Валерий Леонидович, - необходимо изучать гормональный фон (делать соответствующие анализы), смотреть, какие есть внутренние проблемы – наличие соматических и хронических заболеваний. В идеале проводятся еще и генетические исследования. Весь этот комплекс необходим для того, чтобы адекватно провести лечение. Пациенты часто интересуются, обязательно ли удалять здоровые зубы для лечения брекет-системами. Отвечаем: это зависит от многих факторов – диагноза, тактики лечения, состояния зубов и др. Одни ортодонты радикально стоят на позициях «за удаление», другие – против. Я же придерживаюсь мнения, что нужно совмещать и учитывать последствия. После того, как - Третья, заключительная часть лечения, - ретенционный период, который соответствует двум терминам ношения брекет-системы, - говорит Валерий Леонидович. – Здесь требуется больше свое внимание: вылечить может каждый, а вот сохранить результат очень сложно. От того, какую стратегию для лечения выбрал врач, зависит окончательный результат – не тот, когда брекеты только-только сняли, а отдаленный – через 3-5 лет. Чтобы закрепить достигнутое, придется пользоваться тем или иным ретенционным аппаратом. Вообще существует более сотни разновидностей, для каждого случая доктор подбирает самый подходящий: одним клеит неснимаемый ретейнер (что-то похожее на шину), а другим советует надевать перед сном ортодонтические пластинки. ПЛЮСЫ брекет-систем Брекеты позволяют сделать кардинальные изменения в состоянии зубов (поскольку выравнивают и перемещают зубы в трех плоскостях), имеют значительно более высокие возможности в сравнении с пластинками; они укрепляются стационарно: в первую очередь это решает проблему с детьми, которые при первой же возможности готовы снять ортодонтический аппарат (помню, в школе мы играли в кича пластинкой моей подруги). Однако даже в лечении неснимаемыми ортодонтическими аппаратами не все зависит от доктора: есть элементы, которые пациент должен носить дома, а когда тот саботирует, то врач может не добиться необходимых результатов. Ортодонты напоминают, что лечение постоянно должно сопровождаться психологической подготовкой. МИНУСЫ брекет-систем усложняется гигиена, с брекетами значительно тяжелее вычистить зубы, а это отличная почва для кариеса. Однако для бедняг-носителей брекетов в аптеках раздолье – есть много специальных приспособлений (например щетки со срезанной посередине щетиной), стоит только ими пользоваться; эстетический недостаток: брекеты, мягко говоря, не очень украшают, однако это не касается лингвальных, керамических, сапфировых и других брекетов, потому что лингвальные закрепляются с тыльной стороны зубов, а остальные сделаны из материалов, которые на зубах не так заметны, как металлические. «Капризные» брекеты Керамические, пластиковые, сапфировые брекеты.. с ними лечение особых патологий идет дольше, пользоваться ими необходимо более аккуратно – их легко сломать. Они требуют особенной нежности к себе – такие вот капризные. Лингвальные же брекеты в Беларуси не очень популярные. Их установка требует специальной техники (ей владеют немногие ортодонты), отлично обученных зубных техников (большая часть работы возлагается именно на них) и дорогого оборудования. Да и цена таких брекетов значительно более высокая. Истоки и перспективы брекетов На сегодняшний день лидером среди стран по лечению брекет-системами являются США, где этот метод и зародился более 100 лет назад. Первые брекеты были такими своеобразными коронками с крючками. И теперь про перспективы… На сегодня есть препараты, способные размягчить кости, однако они мало применяются и влияние их недостаточно исследовано. Кто знает, может, в будущем, исправление состояния зубов будет занимать несколько дней, а то и часов! Сроки и стоимость лечения брекетами Цены на брекеты Металлические брекеты от 44 000 р. Керамические брекеты от 98 000 р. Сапфировые брекеты от 130 000 р. Лингвальные брекеты от 192 000 р. Лечение продолжается в среднем 1,5 – 2 года. Стоимость зависит от трудности лечения и от срока. Однако всю сумму не доведется выплачивать сразу, оплата идет поэтапно – параллельно с лечением. Активации (корректировки ортодонтом тех или иных элементов системы) проходят с интервалом от 2 недель до 2 месяцев. Менее чем за год навряд ли можно изменить состояние зубов и челюстей, а больше 3 лет лечить нецелесообразно: если зубы за это время не выровнялись, то уже никогда не выровняются Эпилог У меня есть список того, что можно будет грызть-жевать где-то через 5 щеток: орехи грильяж сушки жвачки ириски халва. Одна моя подруга даже предложила не отказываться, а собирать все то, чем меня угощают и что мне пока есть нельзя. Интересная получится коллекция А другая подруга однажды сказала: «Знаете, Аллочку брекеты совсем не портят», в ответ на это начались шутки: «Пусть она их всю жизнь носит!». Надеюсь, что брекеты на самом деле не портят, а даже идут мне и в то же время жду не дождусь момента, когда их снимут! Привлекательные ортодонтические средства Ортодонтическая пластинка создала сексуальный образ набоковской героини Лолиты в одноименном фильме (с Доминик Свэйн в главной роли). Героиня Дэми Мур в фильме «Непристойное предложение» носила брекеты. А что уже говорить про русскую копию «Дурнушки-Бэтти» - героиню Нелли Уваровой, за приключениями которой следят, видимо, все белорусские женщины (кроме меня разве что: чисто из интереса пробовала смотреть, - сама ношу и очки, и брекеты – однако так и не поняла, почему все фанатеют). Не на экране, а в настоящей жизни брекеты носили актриса Кэмерон Диаз, теннисистки Анна Курникова и Мария Шарапова. Интересно получилось с Томом Крузом: привел к ортодонту сына, а доктор заметил нарушения у отца. Так в возрасте 40 лет начал лечение брекетами знаменитый актер. А самой незакомплексованной носительницей брекетов показала себя Синди Кроуфорд, которая во время ношения металлических брекетов даже снялась в рекламе с широкой улыбкой на все n зубов.


Первый классПоиск истоков школьных проблем у детей, нужно начинать с анализа того, насколько готовым к школе пошел ребенок в первый класс. Если ребенок физически и психологически здоров, то он легко справится с трудностями. Надо очень хорошо понимать, что готовность к школе не меряется лишь умением читать, считать и немного говорить по-английски, а подразумевает под собой гораздо более сложный комплекс умений и навыков, позволяющих ребенку относительно спокойно приспособиться к школьной жизни. Давайте остановимся на таком важном моменте, как общение. Если ребенок умеет строить свое общение с одноклассниками, с учителем, он всегда готов переспросить, если ему что-то непонятно, он умеет попросить о помощи, он легко общается с людьми, многие проблемы у него в обучении просто не возникнут. Вспоминается такой случай. Обратились ко мне по поводу возбужденного состояния одного первоклассника. Он отвлекался на уроках, постоянно был в каких-то бурных эмоциях, не мог сосредоточится на учебной задаче. Учитель и родители никак не могли понять, что с ним происходит. В ходе беседы с ним мы сумели выяснить причину, которую сам мальчик и сформулировал: «Вы знаете, Лариса Николаевна, я сейчас только понял, что со мной происходит: ко мне относятся как к лидеру, а я не умею им быть, и вообще я мечтаю учиться где-нибудь в обычной школе, лучше у бабушки в деревне, где нет таких требований, и есть много друзей». После того, как проблема была выявлена, этому ребенку удалось помочь, и все у него наладилось. Конечно, когда ребенок находит свое место в классе, многие страхи и тревоги просто не возникают. Ведь представьте, какая нагрузка на психику школьника возникает у отверженного ребенка при ответах у доски, во время поддразнивания на переменах. Если ребенку вовремя не помочь, состояние эмоционального напряжения, высокая тревожность могут длиться годами, что неизбежно скажется на результатах не только устных ответов, но и контрольных работ, экзаменов. Очень часто не умеют общаться дети, которых этому не научили в семье, занятые родители не дают ребенку тепла и любви в достаточном количестве, и он привыкает быть как бы в отчуждении от других, всегда немного в сторонке. Исследования психологов показали, что например, в больницах чаще подходят к тем детям, кто чаще улыбается, более открытые и веселые. Такие и у педагогов будут в любимчиках, а значит, они будут чувствовать себя более уверенно и будут более сосредоточены на объяснении нового материала. Научиться общению ребенок может и в ролевых играх, в которые с упоением играют дети старшего дошкольного возраста. А если ребенок просидел это время у компьютера или не ходил в садик, значит ему придется этому учиться в школе, параллельно с постижением азов наук. Кроме того, бывают врожденные особенности, при которых дети ведут себя застенчиво, или подвержены всевозможным страхам или настроены слишком агрессивно. Психологическая готовность подразумевает также нравственную и эмоционально-волевую готовность. Если ребенок приучен к порядку, каждая вещь у него знает свое место, он организован, ответственен, самостоятелен, любит учиться, значит еще один круг проблем не возникнет в его школьной жизни. Могу привести такой пример. У девочки, начиная с пятого класса стали нарастать проблемы, она достаточно лениво относилась к учебе, могла не выучить урок, все, что ей нравилось, это только наряжаться. Мама рассказала, что дома постель она не убирает, обедает в постели, глядя телевизор, в комнате беспорядок, никаких обязанностей по дому дочь не выполняет. Сначала мама думала, что балуя дочь, она проявляет свою любовь. И только когда уже сформировались устойчивые черты характера, мешающие учиться и трудиться, она начала бить тревогу. Ну, а кто же придет вдруг с волшебной палочкой и превратит дочку в трудолюбивую, аккуратную и привыкшую читать книжки девочку? А она от природы была совсем не глупа. Вот так родители сами, не задумываясь о последствиях, формируют у своего ребенка характер, не позволяющий ему добиваться хороших результатов в учебе. И наконец, готовность к школе подразумевает и собственно интеллектуальную готовность. Хорошо, если ребенок пришел в школу со сформированными простейшими мыслительными операциями – анализ, обобщение, рассуждение, с речевой готовностью – большой запас слов, умение рассказывать, отвечать на вопросы. А дальше надо следить за тем, как он усваивает программу. Приведу примеры из практики. Девочка в первом классе с трудом усваивала программу по математике, к концу года она просто впала в депрессию и отказывалась заниматься и танцами, и музыкой. Или мальчик-второклассник, не умеющий решать задачи, начал задумываться о самоубийстве. Другой при аналогичных проблемах часто плакал и решил, что он законченный дурак. Еще один мальчик, имеющий проблемы со здоровьем, очень сильно уставал и не мог успевать в учебе наравне со всеми. Родители этих детей вовремя обратились за помощью и все эти истории закончились благополучно. Родители должны знать одну особенность детей этого возраста. По теории Э. Эриксона в возрасте 6-10 лет ребенок обязательно должен почувствовать, что он успешен, что у него все получается, что он соображает и учится вполне на уровне других. Если такое чувство не сформируется в начальной школе, растущий человек будет иметь потом проблемы с уверенностью в себе и самооценкой. Бывает так, что в начальной школе проблемы не всплывают, если уровень программы ребенку по силам, но в средней школе при усложнении требований могут начаться проблемы, если школьник не научился понимать текст, не научился его структурировать, из-за этого не может его связно пересказать. К концу обучения в начальной школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность, оценивать ее результат, у него должно быть сформировано логическое, понятийное, теоретическое мышление, зачатки абстрактно-логического. Современное обучение уже не строится только на памяти, зубрежке и работе по образцу и шаблону. Нужно уметь анализировать, сопоставлять, прогнозировать, рассуждать, доказывать, творчески мыслить. Кроме того, работать с большими объемами информации, справляться с информационным стрессом, уметь искать информацию. Современная жизнь требует от человека быстрого переключения внимания, быстрой и точной реакции на стимулы внешнего мира. Современный ребенок может сидеть в нескольких чатах одновременно, отстукивая сокращенные огрызки слов, при этом слушая музыку и смотря телевизор, возможно, при этом будет искать в интернете материал для доклада или проверять правильность выполнения домашнего упражнения в ворде. И многие ученые уже бьют тревогу, что от такого образа жизни у ребенка формируется поверхностность. Мало, кто вдумчиво читает или размышляет над полученными сведениями. Большое значение имеет овладение языком как инструментом познания и мышления. Даже грамотность, во многом определяется мышлением ребенка. Порой занятия с репетитором не дают заметных улучшений, а например, развивающие занятия русским языком совместно с учителем-словесником и психологом, как показывает опыт, приводят к значительному прогрессу не только в русском языке, но и по другим предметам. Одним словом, у школьника должен быть хорошо развит мыслительный аппарат и должна быть крепкая нервная система. Конечно, при таких требованиях родители не всегда могут самостоятельно помочь своему ребенку-школьнику, ведь это все навыки, которые развиваются в обучении, и с этим должны работать специалисты. Тем не менее родители – важные участники образовательного процесса, и от их грамотного поведения очень многое зависит. Они должны уметь увидеть, что у ребенка появляются проблемы, суметь организовать ему помощь специалистов, обеспечить выполнение их рекомендаций. Заочно трудно что-либо советовать, но некоторые вещи родители должны знать, чтобы не допускать ошибок. Например, родителям полезно знать, какие отклонения наблюдаются у современных детей. Очень часто стал встречаться диагноз «гиперактивность с нарушением внимания». Такие дети очень непоседливы, не могут сосредоточиться на уроке, мешают и задираются к соседям по парте. Есть проблема, обозначаемая термином ММД – минимальные мозговые дисфункции. В норме мозг удерживает внимание примерно 20-30 минут, затем идет небольшой отдых 5-7 минут, после чего внимание опять включается, а у ребенка с ММД активное внимание сохраняется лишь 5-7 минут, а затем идет отдых иногда до получаса. Естественно, материал урока будет не усвоен, если мозг ребенка находится в неактивном состоянии большую часть урока. Нейропсихологи считают, что до 70% современных детей имеют те или иные нейропсихологические проблемы, т.е. проблемы, связанные с несформированностью тех или иных мозговых структур. Такие дети испытывают затруднения в изучении математики, в грамотном письме и осмысленном чтении. Обычно такие дети неусидчивы, подолгу зависают над домашними заданиями, не могут заниматься неинтересным делом. Точный диагноз может поставить только врач, но тем не менее родители должны знать, что, возможно, они предъявляют своему ребенку непосильные требования. Медлительность, леворукость, нарушения эмоционально-волевой сферы – все это может создавать проблемы в учении, но при правильно организованной помощи специалистов многие затруднения можно нивелировать. Многие родители активно участвуют в процессе приготовления уроков, но не всегда делают это грамотно. Не будет результативным сидение рядом со своим чадом, подсказывание ему в решении задач или написании сочинений, а то и просто выполнение уроков вместо него или подсовывание решебников. Поставить ему свою голову или сидеть с ним на уроках вы не сможете. Для эффективной помощи полезно знать, что люди отличаются по способу восприятия информации. Есть так называемые ЗРИТЕЛИ. Им лучше удается запоминать зрительную информацию, обычно они преуспевают в орфографии и в математике, любят порядок на столе и в портфеле, обожают решать головоломки и прекрасно играют в видеоигры, их письменные работы отличаются красотой и аккуратностью. А вот складно говорить и играть в шумные игры с товарищами они не очень любят. Это хорошо получается у СЛУШАТЕЛЕЙ. А также болтать по телефону, повторять слоганы реклам, петь песни, рассказывать о своих чувствах, быть заводилой в играх. Их работы не отличаются аккуратностью, но вполне приемлемы. Им лучше удаются устные предметы, они участвуют с удовольствием в различных общественных делах. У них прекрасная слуховая память, они легко запоминают новые незнакомые слова. Труднее всего учиться ДЕЯТЕЛЯМ. Их стихия – движения, ощущения. Они обожают спорт, танцы, подвижные игры, но им трудно запоминать то, что видят и слышат, а ведь это лежит в основе школьного урока. Абстрактным знаниям они предпочитают практические дела. Хорошо, если у ребенка хорошо развиты все каналы восприятия, но чаще бывает, что один или два. Считается, что развить их можно лет до 10, потом приходится опираться уже на то, что есть. Так вот с учетом этих особенностей и надо подходить к учебе. ЗРИТЕЛЮ необходимо пользоваться карточками для запоминания таблицы умножения, формул, правил орфографии, дат исторических событий или научных терминов. Необходимо выделять разными чернилами какие-либо части записей, подчеркивая или обводя в кружок разные названия. При подготовке к устным предметам при чтении текста необходимо коротко записывать важные мысли или рисовать в виде значков, схем... СЛУШАТЕЛЮ необходимо чаще и внимательнее, по слогам проговаривая слова, проверять свои письменные работы, т. к. он не замечает ошибок при письме. Все, что читает, необходимо проговаривать вслух, непонятные места постараться объяснить своими словами, здесь как раз может пригодиться помощь родителей. Уроки можно делать под аккомпанемент тихой и спокойной музыки, однако телевизор и рок-музыка недопустимы - будут слишком отвлекать. Необходимо устно по несколько раз повторять пройденный материал, сочинить что-то вроде песни, считалки, стихотворения, слова которых будут содержать важную информацию, или записать учебный материал на магнитофон, чтобы прослушивать его перед сном, пока собирает портфель. Время для уроков должно быть строго определено. ДЕЯТЕЛЮ труднее всего учиться, т. к. он от природы склонен к неорганизованности. Он забывает записать домашнее задание, принести тетради, учебники, пропускает мимо ушей устные указания учителя. Ему необходимо, чтобы кто-то - учитель, друг, сосед по парте - каждый раз проверял, все ли он выполнил из написанного. Для занятий дома место должно быть подальше от источников шума, от любимых игрушек, где никто и ничто не будет его отвлекать. Для запоминания материала можно расхаживать, делать наклоны, передвигать какие-то предметы при правильных ответах, использовать магнитные буквы и цифры или вырезанные из картона при подготовке уроков по математике и русскому языку. Необходимо чаще делать перерывы, разделять работу на небольшие части. Для иллюстрации приведу пример из практики. Однажды ко мне обратились родители пятиклассницы, у которой стали проявляться трудности по основным предметам. Учителя стали настаивать на том, чтобы она бросила бассейн, занятия гимнастикой и кружок по вязанию крючком. После диагностики оказалось, что девочка ярко выраженный ДЕЯТЕЛЬ. И все, от чего ее хотели отстранить, чтобы засадить за учебники, было ее любимым делом. Она с ужасом представляла, что от этого придется отказаться. Хорошо, что мама сама была педагогом и с пониманием отнеслась к особенностям дочери. Ведь что получается? В угоду успехам в учебе, весьма призрачным, не факт, что здесь ее ждали ощутимые успехи, она должна была просто погубить свое развитие как личности. А в спорте у нее были значительные достижения. Когда мама решила, что психологическое благополучие дочки важнее гордости за хорошие оценки дочери, девочка была так благодарна, что с необыкновенным рвением взялась за учебу, и с учетом рекомендаций сумела подтянуть все свои хвосты, и стать ударницей. Какие еще конкретные приемы эффективной учебы могут применять родители дома? Специалисты отмечают, что успешность по тем или иным предметам определяется разной активностью полушарий. Чтобы их активизировать и гармонизировать при занятиях учебной деятельностью, полезно сделать упражнение «перекрестная ходьба». Ребенок может немного походить по комнате, высоко поднимая колени и при этом касаясь колена противоположной рукой, т.е. поднимая левую ногу, касаться колена правой рукой и наоборот. 3-4 минут такой ходьбы достаточно, чтобы мозг готов был к работе. Для наращивания функциональной активности мозга и борьбы с переутомлением специалисты Школы быстрого чтения Олега Андреева рекомендуют в течение 5 минут рассматривать разноцветные квадратики размером 5х5 см, нарезанные из бумаги всевозможных цветов. Созерцание различных цветов стимулирует разные зоны мозга и помогают настроиться на работу. Необходимо знать, что наибольшая активизация памяти наблюдается с 10 до 12 часов утра, в промежуток от 15 до 17 часов и после 20 часов. Чтобы лучше понимать текст научите своего ребенка правильно читать. Сначала он должен прочитать параграф, чтобы понять главные мысли текста, а после их структуризации можно начинать читать более вдумчиво, чтобы уложить все в памяти и обязательно пересказать вслух. Иначе, бывает так, что ребенок уверяет, что он все выучил, все знает, а приносит из школы оценку гораздо ниже ожидаемой. Почему? А потому, что он выучил материал на уровне узнавания, а его осмысленной переработки и воспроизведения не произошло, вот все и выветрилось из головы при ответе. Поэтому так важно текст обязательно понять и воспроизвести, попытаться ответить на различные вопросы по выученной теме. Если какие-то основные мысли текста записать в виде плана или представить как удобную схему, то запоминание подкрепится еще и дополнительным включением двигательной памяти. Тогда материал будет усвоен глубоко и прочно. Другие различные приемы активизации учебной деятельности описаны в многочисленных книгах по развитию детей, так что ознакомиться с ними может любой заинтересованный родитель. Многие разумные советы именно для вашего конкретного ребенка могут подсказать и специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Только надо идти к ним с готовностью прислушаться к рекомендациям. Если родители сумеют грамотно помочь ребенку учиться, то смогут сделать учебу своих детей радостным и успешным процессом, а не источником отрицательных эмоций и семейных скандалов.


АллергияБольшинство из нас с всегда нетерпением ждут весны и лета, теплого солнца, яркой зелени и пышных цветений. Однако есть люди, кому в сто раз милее холодный снег и осенний дождь, чем весенне-летнее буйство красок. И причиной тому – поллиноз – сезонное аллергическое заболевание, лишающее многих удовольствия наслаждаться весной. И важно то, что подобным аллергическим реакциям подвержены не только взрослые, но и дети. История о сенной лихорадке Поллиноз (от латинского «pollen» – пыльца) – это сезонное аллергическое заболевание, вызванное атипичной реакцией иммунной системы человека на пыльцу различных растений. Обычно симптомы заболевания повторяются ежегодно в одно и то же время. Впервые поллиноз был описан английским врачом Джоном Бостоком в 1819 году, однако, Босток дал поллинозу иное название – сенная лихорадка, полагая, что сезонные вспышки заболеваний каким-то образом связаны с сеном. Спустя полвека после этого, в 1873 году, коллега Бостока, врач Дэвид Блэкли доказал, что причиной возникновения сенной лихорадки является мелкая пыльца различных растений. Через несколько лет, в 1889 году на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге отечественный врач Л. Силич сделал первое в стране заявление о сенной лихорадке, дав ей научное название – поллиноз. Как правило, вспышки заболевания поллинозом носят сезонный характер, однако, в истории известны и другие случаи. К примеру, в 60-х годах прошлого века в Краснодарском крае была отмечена серьезная вспышка заболевания. Причиной тому стала амброзия полынелистной – растения, которое незадачливые импортеры завезли в страну из Соединенных Штатов вместе с зерном пшеницы. В последнее время поллиноз распространяется все больше и больше, его симптомы отмечаются ежегодно уже у 15% населения во всем мире. Статистика также указывает, что поллинозом чаще всего страдают городские жители, это легко объясняется грязной окружающей средой, расширением и популяризацией табачного производства и повышенной частотой возникновения вирусных инфекций. Стоит также отметить, что статистика учитывает только зафиксированные случаи заболевания, поэтому число «официальных» больных гораздо меньше истинного положения вещей. Как уже было сказано выше, причиной возникновения поллиноза является пыльца растений. Наиболее аллергенной является пыльца ветроопыляемых цветов, кустарников и деревьев, поскольку она выделяется в большом количестве, легко переносится потоками воздуха и без труда попадает на слизистые глаз и верхних дыхательных путей. Статистика утверждает, что в России наиболее частой причиной возникновения поллиноза является пыльца луговых трав. Симптоматика и проявления поллиноза Чаще всего первые симптомы поллиноза проявляются у людей в возрасте от 8 до 20 лет, значительно реже в возрасте до 8 и после 20. Особенностью заболевания является его четкая связь с сезоном цветения различных растений. Что примечательно, после окончания цветения растения-аллергена, все симптомы постепенно проходят, и человек чувствует себя вполне здоровым. Доктора отмечают три сезона вспышек поллиноза – весенний (цветение деревьев и кустарников), летний (цветение луговых и злаковых трав) и осенний (цветение сорных трав). Вот так, зная календарь заболевания, можно в разы сузить круг поисков виновника ваших бед. К основным проявлениям поллиноза относятся аллергические ринит, дерматит и конъюнктивит, а также пыльцевая бронхиальная астма. Основные симптомы поллиноза – ощущение зуда и жжения в носу, частое чихание, обильное выделение слизи из носа и затруднение носового дыхания, зуд и покраснение век, отечность, слезотечение, чувство рези, ощущение, что в глаза насыпали песка, приступы затрудненного дыхания и нехватки воздуха, кашель, а также зуд и высыпания на коже. Совершенно необязательно проявление всех симптомов одновременно, однако, и такое случается, особенно в очень тяжелых случаях. Признаки поллиноза обычно повторяются на протяжении нескольких лет практически в одно и то же время и могут продолжаться как две недели, так и пять-шесть месяцев подряд. Осложнения в результате поллиноза В случае заболевания поллинозом, как правило, не бывает самоизлечения. Если симптомы ушли, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что прошла пора цветения «виновного» растения. И все-таки медиками отмечаются единичные случаи снижения аллергических реакций. Но это не повод не обращаться к врачу. С каждым сезоном приступы не вылеченного поллиноза могут усиливаться, становиться продолжительней и будут протекать все тяжелее и тяжелее. Аллергический ринит и вовсе грозит перерасти в бронхиальную астму. Поскольку имеется антигенная общность между пыльцой растения и остальными его частями, то вполне возможно и развитие пищевой аллергии. При обследовании, уточняют медики, пищевая аллергия выявляется у 9 из 10 пациентов, страдающих поллинозом. Диагностика поллиноза При первых намеках на возникновение поллиноза необходимо обратиться к врачу-аллергологу. Это очень важно, если заболевание начинается у ребенка, в дальнейшем оно может изрядно подпортить ему жизнь. Врач-аллерголог устанавливает сезонный характер заболевания, используя календарь цветения растений на местности, и выявляет группу пыльцевых аллергенов, на которые реагирует пациент. Очень важно понимать, что если до начала заболевания вы и ваш ребенок отдыхали в другой полосе или даже просто в другой стране, то об этом тоже необходимо сообщить врачу. После этого проводится комплексное обследование пациента с целью выявить причины заболевания. Среди методов диагностики поллиноза можно отметить 4 направления: общеклинические исследования – клинический и биохимический анализы крови, анализ мокроты; инструментальные методы обследования – рентген придаточных пазух носа и рентген легких; специальное обследование – кожное аллергологическое тестирование с атопическими аллергенами, определение общего IgE (иммуноглобулина Е), определение уровня специфических IgE (к аллергенам пыльцы растений различных групп) и провокационные тесты с аллергенами (конъюнктивальный, назальный и ингаляционный тесты); консультации специалистов – отоларинголога, аллерголога, дерматолога и если понадобится – пульмонолога и иммунолога. Лечение Конкретное (этиологическое) лечение врачи назначат вам тогда, когда будут установлены причины возникновения поллиноза, поскольку для каждого конкретного случая выбирается индивидуальный подход. До выяснения причины появления аллергии врач может назначить препараты, временно снижающие ее проявления (сосудосуживающие местно в нос, антигистаминные и пр.), но основное (радикальное) лечение предстоит в осенне-зимний период. Среди методов лечения поллиноза известны следующие мероприятия: Эллиминационные, то есть прекращение или уменьшение контакта с «виновными» аллергенами, а также разработка индивидуальной диеты; фармакологические, то есть использование лекарственных препаратов различных групп, как местного, так и системного действия; специфическая иммунотерапия, проще говоря, прививки против аллергии, которые, как правило, делают в осенне-зимний период, что позволяет постепенно приучить организм к аллергенам при помощи введения их в малых дозах по определенной схеме; экстракорпоральное очищение крови, то есть метод, позволяющий очистить организм от продуктов деятельности аллергенов; хирургические методы лечения, как правило, щадящие, которые касаются только заболеваний ЛОР-органов; методы интраназальных блокад (введение препаратов в слизистую носа различными методами – электрофорез и обкалывания препаратами, блокирующими проявления аллергии); физиотерапия (электрофорез и ингаляции при наличии сопутствующего бронхообструктивного синдрома). Врачи утверждают, что из всех вышеописанных методов максимальный эффект достигается при использовании специфической иммунотерапии. Он позволяет добиться максимально положительного эффекта и сохранить его в течение нескольких лет. Советы мамам и больным поллинозом Профилактика поллиноза в период обострения не очень-то проста. Во-первых, рекомендуется не выходить из дома раньше 11 часов утра. Это практически невозможно, так как большинство людей работает, а дети учатся. И если учащемуся малышу можно взять справку от врача и обсудить положение вещей с классным руководителем ребенка, то работодателей, чаще всего, не волнует вопрос здоровья его подчиненных. Во-вторых, рекомендуется не выезжать за город, где много цветущих растений, избегать парков, скверов и лесопосадок. С этим пунктом дела обстоят проще, но только не для тех, кто работает или учится в зданиях, расположенных возле или внутри зеленых насаждений. В этом случае придется уповать на сознательность коллег по цеху, особенно тех, кто любит настежь распахнутые окна. В-третьих, открытые окна нужно занавешивать мелкой сеткой, чтобы она задерживала пыльцу. Естественно, это возможно только в домашних условиях. Поэтому ребенка на период обострения поллиноза лучше всего вообще освободить от учебы и каких-либо занятий. В-четвертых, выходя на улицу, надевайте очки. Обычные или солнцезащитные – не важно, важно, чтобы они защищали слизистую глаз от попадания пыльцы. Совет мамам, берегущим глаза своих детей: не покупайте на рынке пластиковые очки своему чаду, лучше потратьтесь и купите хорошие очки со стеклами в ближайшей оптике. Пластиковые очки очень вредны для глаз, особенно для детских и, конечно, для тех, кто страдает или предрасположен к снижению зрения. В-пятых, возвращаясь домой, промывайте слизистые носа, рта и глаз чистой водой. И в тоже время постарайтесь отказаться от косметики и моющих средств на основе трав. И напоследок, исключите из рациона больного продукты-аллергены, не держите в доме цветов в горшках, букетов, икебан, сведите к минимуму использование духов, освежителей воздуха и различных аэрозолей, а перед обострением вашего поллиноза проводите назначенное врачом лечение. Консультант: Семенычева Татьяна Вячеславовна, врач аллерголог-иммунолог, зав. отделением поликлинической педиатрии Детской поликлиники «МЕДСИ-2»




Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика