Школа » Страница 3 » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Новости
Не лишайте старшего ребенка детства

Не лишайте старшего ребенка детства

Все зависит от родителей, как ваш старший ребенок воспримет появления в семье младшего брата или сестрички. Это будет с радостью или с опаской и предупреждением. Сообщить нужно, как можно раньше, независимо кто у вас дочь или сын. Старший ребенок и
17.12.18

Заболевания детей
Носовое кровотечение у детей

Носовое кровотечение у детей

У детей нередко возникает носовое кровотечение вследствие травмы, плохой привычки ковырять в носу, а иногда без видимой причины. Ребенку с носовым кровотечением создают покой, запрещают сморкаться. Крылья носа плотно прижимают друг к другу двумя
15.12.18

Лечение простуды у детей

Лечение простуды у детей

При появлении простуды у детей, следует использовать натуральные средства, которые быстро снижают температуру, облегчают дыхание, улучшают самочувствие. При этом следует проконсультироваться с педиатром об использовании эффективных лекарственных
09.12.18

Поздняя осень, зима и даже ранняя весна – самое время для таких сезонных заболеваний, как грипп, ОРЗ и ОРВИ. Невозможно полностью оградить ребенка от этих болезней, особенно в период эпидемии. Ясли, детские сады, школы и поликлиники полны чихающих детей с насморком и кашлем, и в этой неразберихе подцепить парочку неприятных вирусов может каждый. Особенно ребенок, чей иммунитет еще не вполне окреп, и потому больше подвержен различным простудным и вирусным заболеваниям. Как уберечь малыша от сезонных простуд, ну или хотя бы свести к минимуму количество и интенсивность сезонных заболеваний? В общественных местах Самые опасные места, где в период массовых заболеваний можно успешно заразиться – это магазины, общественный транспорт, медицинские и образовательные учреждения. Не всегда и не всем удается полностью избежать их посещения вместе с ребенком. Но, даже посещая людные места, можно свести к минимуму риск инфекционного заболевания. Для профилактики гриппа и ОРВИ наиболее часто используется оксолиновая мазь. Она безвредна для организма и врачи рекомендуют ее даже беременным женщинам и кормящим матерям. Мазью смазывают носовой проход перед выходом на улицу. При этом не стоит пренебрегать мытьем рук и умыванием теплой водой с мылом сразу по возвращении домой. Это убережет вас и вашего ребенка не только от гриппа и простуд, но и от других куда более опасных заболеваний, в том числе от кожных инфекций и пищевых отравлений. И, наверное, излишне говорить, что овощи, фрукты и зелень необходимо тщательно мыть в теплой воде в любое время года, не только зимой. Если не хотите рисковать, то откажитесь от посещения людных мест вместе с ребенком, насколько это возможно. В замкнутом пространстве инфекции распространяются с неимоверной скоростью, тогда как на улице заразиться практически невозможно из-за постоянного перемещения воздушных масс. В метро воздух тоже находится в постоянном движении, но давайте не забывать, что только в нашем российском метро система вентиляции не принудительная, а естественная, что существенно снижает ее качество. Поэтому в поезде и на эскалаторе риск подцепить заразу очень высок. В последнее время в московском метро встречается все больше и больше людей с хирургическими и с обычными марлевыми повязками. Но возникает правомерный вопрос, насколько они эффективны? Специалисты эпидемиологи утверждают, что ношение повязок наиболее эффективно в том случае, если их носят сами заболевающие. Для здоровых людей повязки могут нанести вред, особенно, если их носить больше, чем 2 часа. Ношение марлевой повязки на улице вообще лишено смысла. На открытом воздухе дыхательные инфекции не передаются. К тому же находиться в марлевой повязке на улице опасно для здоровья. Она препятствует естественному дыханию и человек начинает дышать ртом. Из-за этого маска прилегает неплотно к лицу, а в образовавшиеся по краям щели начинает поступать воздух. Если в такой маске войти в автобус, то микробы попадут в организм прямо через эти щели. К тому же не в нос, а прямо в рот. А это значит, что инфекция сразу же попадает гораздо глубже, чем через носовой проход. Впоследствии это чревато затяжным бронхитом и даже пневмонией. Как правильно носить маску? Существует несколько простых правил, соблюдая которые от маски можно добиться должного эффекта: маска должна плотно прилегать к лицу и не вызывать дискомфорта при дыхании; она должна закрывать рот и нос; надевать маску нужно только перед входом в помещение (или в транспорт); одноразовые хирургические маски используются непрерывно не более 2 часов; ватно-марлевые повязки, изготовленные самостоятельно, после каждых 2 часов ношения нужно гладить горячим утюгом, и каждые сутки – стирать. Если же ваш ребенок еще слишком мал, чтобы носить повязку, то просто постарайтесь как можно меньше водить его в общественные места и не скупитесь на такси, если нет своей машины. В конце концов, здоровье не купишь. Прививки от гриппа – да или нет? В последние несколько лет в преддверии осенне-зимнего сезона все больше людей прививается от гриппа. Сторонников и противников этой процедуры достаточно много и потому во всех СМИ ежегодно начинается ажиотаж вокруг «прививочного» вопроса. Однозначного ответа на вопрос, стоит ли прививать детей от гриппа – нет. Одним прививка помогает, других может покалечить, поэтому в этом вопросе важен индивидуальный подход. Конечно, огульно делать прививки не стоит, нужно провести аллергопробы и выяснить, нет ли у ребенка аллергической реакции на составляющие вакцины. И только после отрицательных результатов принимать решение. В нашей стране вакцинация – дело добровольное (за детей решение принимают их опекуны и родители), но есть в законодательстве одна оговорка: во время эпидемии руководство образовательных учреждений вправе отстранить ребенка от посещения занятий. Если у вас есть возможность побыть с малышом, то, конечно, лучше заниматься с ним дома без риска заразиться и без необходимости его прививать. Но если такой возможности нет, то будет лучше сделать прививку хотя бы потому, что в той же школе или в детском саду у ребенка существенно возрастает риск заражения гриппом. Профилактические меры Серьезную помощь в профилактике гриппа и простудных заболеваний могут оказать поливитамины и гомеопатические лекарства. Однако любые препараты можно принимать только после согласования с врачом. Особенно важно проконсультироваться с педиатром, если вы намереваетесь с помощью каких-либо лекарственных средств поддержать иммунитет маленького ребенка. В некоторых случаях может потребоваться изучение его иммунного статуса, особенно, если малыш часто болеет простудными и инфекционными заболеваниями. Без изучения иммунного статуса в период эпидемии можно пропить пару курсов растительных препаратов: экстракты жень-шеня и элеутерококка или настойку эхинацеи. Их принимают согласно инструкции, один раз в день, утром. Не помешают также витаминные напитки: компот из шиповника или ягод, богатых витамином С (клюква, черная смородина). В чай ребенку можно добавлять «холодное» варенье – протертые с сахаром ягоды, которые стоит заготовить летом. Не бойтесь переборщить, суточная доза витамина С настолько велика, что съесть больше положенного просто не получится. Рецепт сладкого десерта для повышения иммунитета: Пропустите через мясорубку половину стакана изюма, один стакан ядер грецких орехов, половину стакана ядер миндаля или абрикоса, цедру от 2 лимонов, а сами лимоны выжмите в образовавшуюся массу и смешайте ее с растопленным медом (дозировка меда по вкусу). Смесь настаивается пару дней в темном месте и принимается по 1-2 столовой ложки 3 раза в день за час до еды, пока она не кончится. Полоскание рта и промывание носа с ромашкой, шалфеем или зверобоем, ароматерапия и влажная уборка в квартире, сделанная не с помощью бытовой химии, а с настоем из трав (настой березовых почек, например) – все эти меры благоприятно скажутся на здоровье всех членов семьи. Если ребенок не был в прямом контакте с больным человеком, то для него достаточной мерой будет промывание слизистой носа, полоскание рта и горла теплой кипяченой водой. Малышей, которые сильно и часто болеют, обычно отправляют на специфические анализы крови, с помощью которых определяется их иммунный статус. Очень важно после сдачи анализов пройти осмотр у отоларинголога, стоматолога и нефролога. Вполне возможно, что у ребенка есть очаг хронической инфекции, который необходимо вылечить, тогда следующая зима пройдет для него гораздо легче. Терморегуляция – важный вопрос Одевая малыша на прогулку, многие мамы сталкиваются с большой проблемой: как одеть ребенка, чтобы он не замерз и не вспотел, ведь и то, и другое означает неминуемую простуду. В этом случае действует древнее «бабушкино» правило: одевайте малыша так же, как одеваетесь сами, но если ребенок лежит в коляске и не двигается, то добавьте еще один слой одежды (тонкий свитер, футболку с длинным рукавом или же просто укройте малыша пледом). Если ребенок много двигается, бегает, прыгает и вообще ведет себя очень активно на улице, то отнимите один слой нижней одежды (водолазку или футболку). И кстати, для активных детишек в зимнее время отлично подходит термобелье. Оно пропускает воздух и не дает малышам пропотеть. Многие мамы, испробовав термобелье на себе, утверждают, что оно не греет. И в этом нет ничего странного. Термобелье иначе называется спортивным, его изобрели специально для профессиональных спортсменов, которые много двигаются и поэтому им нужна тонкая, пропускающая воздух, но при этом хорошо сохраняющая тепло человеческого тела одежда. Так что стоящим на месте или сидящим на лавочке мамам, конечно же, будет холодно в термобелье, оно не рассчитано на ограниченные движения. А вот если начать бегать с малышом, кататься горки и устраивать гонки на санках, то тогда вы по достоинству оцените все преимущества спортивного белья. Экстренные меры Все дети вырастают и уже обходятся на прогулке без маминого присмотра. Частенько зимой ребенок возвращается с прогулки либо сильно вспотевший, либо без шапки или же просто мокрый с ног до головы. В этом случае нужно предпринять ряд мер, которые поддержат его организм и не дадут заболеть. Для начала ребенку необходима горячая ванна (t 37-38oC) лучше всего с травами (ромашка, шалфей, эхинацея) – пусть как следует прогреется. Если промокли только ноги, можно обойтись ванной для ног с горчицей. Не переборщите, 15-20 минут в ванной будет достаточно, потом вода начнет остывать. После ванны стоит натереть пятки бальзамом «звездочка» и надеть теплые, лучше всего шерстяные носки. И, наконец, теплое молоко с медом или чай с малиновым вареньем, медом или лимоном. Чай или молоко не должны быть очень горячими, высокая температура убивает естественную микрофлору организма, так что будет правильнее приготовить умеренно теплый напиток. При первых признаках заболевания (насморк, кашель, резь в горле, слезотечение, частое чихание и пр.) стоит предпринять еще кое-какие меры до прихода врача. Для горла – ингаляции с отваром противовоспалительных трав (зверобой, шалфей, эвкалипт, прополис, ромашка). Если в доме нет ингалятора, то можно заменить его обычной резиновой грелкой. Для носа – промывание теплой водой с небольшим количеством соли, при сильной заложенности – сосудосуживающие препараты. Для ушей – теплый компресс с прополисом (можно даже обойтись обычными ватными турундочками, смоченными в очень теплом настое). Очень важно понимать, что в одном помещении с больным человеком у ребенка практически нет шансов, что зараза обойдет его стороной. Так что если кто-то в семье заболел, то его нужно изолировать (если, конечно, позволяет количество комнат в доме) особенно от детей. Если ребенок все же имеет контакт с больным человеком или они находятся в одном помещении, то нужно принимать профилактические меры: постоянно проветривать помещение, если есть кварцевая лампа, то один-два раза в день кварцевать комнату, делать ежедневную влажную уборку, добавляя в воду настой березовых почек. А здоровым членам семьи нелишним будет пропить поддерживающие иммунитет препараты. Важно понимать, что все вышеперечисленные меры не являются панацеей от простуд и гриппа, но зато существенно повышают шансы вашего ребенка пережить зиму без постельного режима и лекарств. Не забывайте, что при первых признаках заболевания необходима консультация врача. И чем раньше вы спохватитесь, тем быстрее ваш малыш выздоровеет.


Проект реформы школьного образования, предложенный партией «Единая Россия» (предполагающий замену части общеобразовательных предметов воспитанием патриотизма), вызвал немало вопросов у наших соотечественников. Должна ли школа быть воспитательным учреждением? Можно ли научить патриотизму? О возможной реформе рассуждает протоиерей Димитрий Смирнов. Учить-то можно, только у нас некому. Патриотизм – это вещь духовная. Я не представляю, чтобы наши учителя смогли что-то сделать в этом направлении. Главная проблема – кто преподает. Учителя, как правило, не в состоянии вести такие предметы, как русская словесность, например. Наша школа навеки отбивает у большинства любовь к чтению. У нас неплохие программы по естественным предметам, их и преподавать легче, но что касается гуманитарных наук, особенно литературы, то, к сожалению, вести их просто некому, т.к. для этого необходимо особо развитое творческое начало и вкус. Ну и кроме того, собственно, патриотизм – дело мужское. А у нас, кроме Фурсенко, по-моему, в Министерстве Образования мужчин нет, остальные все женщины. Мне кажется, это безнадежная затея. Можно ведь любую идею высказать, но главное – в исполнении, реализации. Какой у нас может быть патриотизм, когда половина населения страны ходит в сортир через дорогу в деревянный ящичек. Какой может быть патриотизм, если в Московской области газ только до Пушкино доходит? Европу снабжаем газом и скоро полмира будем снабжать, а Московская область топится дровами. Патриотизм начинается с семьи, а у нас на три брака – два развода. 90% мужчин не платят алиментов своим бывшим женам. Женщина воспитывает ребенка в одиночку. Без восстановления семьи патриотизм – просто пустая трата времени. Лучше научить астрономии, геометрии, научиться хотя бы писать и читать. И потом, разве наша школа может научить иностранному языку? Ответ – нет, не может. Также непросто и патриотизму научить. Большинство школьников терпеть не могут школу, своих учителей, терпеть не могут учиться и предметы, которые им преподают. Если в школу войдет урок патриотизма, то слово патриотизм у них будет вызывать такую же аллергию, как и все остальное. Будет обратная реакция. Хотя бы научились воспитывать сирот! Практика показывает, что наше государство не в состоянии создать систему хорошего воспитания. Оно просто это делать не может, не умеет и не хочет. Заглянем в тюрьму. Кто там? В основном это воспитанники наших государственных детских домов. 90% этих «воспитанников» оказываются в тюрьме. Социализируется только десятая часть. А чиновники умеют только отчитываться перед начальством. Начальство перепугалось событий на Манежной площади. Чиновники тут же отреагировали – дайте денег, мы введем патриотизм. Они эти деньги своруют благополучно, а мы получим людей, которых при слове патриотизм будет бросать в дрожь. У нас в школе есть »химичка», «математичка», «физичка», теперь будет «патриотичка»


В походеОпасаясь нарушить обновленные инструкции Роспотребнадзора, учителя отказываются водить детей в походы. Палаточная романтика поставлена под сомнение из-за отсутствия в лесах медиков, бань, холодильников и лабораторий по контролю за загрязнением природных водоемов. Мерное постукивание колес, запах вареных яиц, ароматный жирок куриных ножек, заполняющий складки измятой фольги, зубная паста на носах тех, кого все это не заставило вылезти из-под казенных пододеяльников, и колонна с вафельными полотенцами, покачивающаяся в хвосте вагона в такт движению поезда. А потом еще тяжелые рюкзаки, привалы с жареной на костре картошкой и хлебом, килька в томатном соусе, песни под гитару — память надолго сохраняет детали школьных приключений. Но вот беда: они и сами с недавних пор рискуют стать памятью. Опасаясь нарушить обновленные инструкции Роспотребнадзора, учителя отказываются водить детей в турпоходы. За семь месяцев 2011 года в них побывали 466 тыс. российских школьников. Такие данные в ходе заседания Общественной палаты РФ озвучила начальник отдела организации социальной защиты семей с детьми Министерства здравоохранения и социального развития Лариса Дряхлушина. При этом она не уточнила, что, по статистике того же министерства, в 2010-м этот показатель составил 1 млн 407 тыс. 248 человек, а пятью годами раньше – 1 млн 528 тыс. Не вспомнила чиновница и о том, что, например, в мае 2011-го школьникам из Пушкинского района Московской области запретили участвовать в туристском слете: их педагоги не опрыскали лесную полянку ядохимикатами от грызунов и не облагородили сосновый бор биотуалетами. Эти и другие стандарты диктуют сравнительно новые «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул», которые глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко одобрил еще в апреле 2010 года. За два минувших сезона педагоги внешкольного образования прочувствовали всю силу любви чиновников к детям и забили тревогу: правила выполнить невозможно. «Чтобы оформить разрешение на экскурсию с ночевкой, учителю нужно собрать от 30 до 40 документов», — возмущается заведующий сектора туризма Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах Алексей Алексеев. По его словам, в этом году только 9% воспитанников МГДДТ смогли вырваться из мегаполиса: руководители остальных попросту побоялись связываться с инструкциями. Не особенно различая стационарные и передвижные палаточные лагеря, СанПиНы предписывают руководителям и тех и других проводить «генеральную уборку территории, скашивание травы, уборку сухостоя и валежника, очистку от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидную обработку территории, мероприятия по борьбе с грызунами». Кроме того, «туристический лагерь должен быть обеспечен водой, отвечающей требованиям безопасности на питьевую воду» (разрешается вода в бутылках), дети в нем должны кушать 4-5 раз в день, иметь под рукой рекомендованное чиновниками снаряжение, но не поднимать при этом рюкзаки тяжелее двух с половиной кг (это норма для неподготовленных путешественников 12 лет). Походное снаряжениеТеперь по порядку: одно только снаряжение, как подсчитали педагоги, будет весить 5 кг. Даже если проигнорировать половину рекомендованного перечня (что, конечно, не позволительно), останется вода, еда, «спальники», палатки. Отказаться от покупки питьевых канистр можно только при условии, что на месте стоянки окажется природный источник. Причем не абы какие речушка или колодец: правила обязывают загодя взять пробы воды, отвезти их на экспертизу и дождаться положительного заключения экспертов. Чтобы не терять времени даром, надо заодно потравить грызунов и клещей, скосить не угодную Онищенко траву и хорошенько прибраться. Маршрут, рассчитанный на 21 день, будет включать 20 ночлегов – т.е. 20 туристских бивуаков. Подготовка выльется в уже отдельный поход, под который педагогу, видимо, придется выпрашивать отпуск. Но и это не все. Ему еще каким-то образом нужно будет уговорить инспектора Роспотребнадзора отказаться от цивилизации и по щиколотку резиновых сапог погрузиться в деятельную заботу о детской безопасности. Кто-то ведь должен оценить и принять старания экскурсовода, а вертолет не во всяком «лагере» сядет. Сергея Минделевича, члена Международной туристской академии, главного редактора газеты «Вольный ветер», такая постановка вопроса наталкивает на мысль о «коррупционности документа». «Без взяток, — полагает он, — тут будет невозможно. Перед проведением палаточного лагеря надо сдать каждое место ночевки. В Роспотребнадзоре элементарно не найдется столько сотрудников – документ заведомо невыполним. Я уж не говорю о том, что трава за время приготовлений вырастет». Впрочем, продолжительные походы отменяются еще и по другой причине. По новым правилам, смена в передвижном лагере не должна превышать восьми дней даже для бывалых путешественников – «детей, занимающихся в туристических объединениях». Либо и того меньше, если за неделю юных краеведов ни разу не отведут в стационарную баню или если в меню у них будут преобладать консервы. Примечательно, что в рекомендованном списке продуктов питания из неконсервированного только хлеб, сухари, крупы, сахар, конфеты, овощи-фрукты, сыр, кофе и чай. Меню необходимо заранее согласовать с Роспотребнадзором. В том числе и «поездное»: маленьким пассажирам нельзя питаться домашней едой и продуктами, купленными во время остановок. К участию в походах Роспотребнадзор допускает детей с 12 лет, делая скидку в два года для подготовленных туристов. Однако, обращают внимание эксперты, зачислять детей в секции спортивного туризма и ориентирования тот же Роспотребнадзор, но уже в другом документе, разрешает с 8 лет. Итого: два года заочных прогулок по лесам. «Каждый туристский лагерь решает пять педагогических задач: воспитание, обучение, оздоровление, социальная адаптация, профессиональная ориентация, — напоминает вице-президент Федерации спортивного ориентирования России, зампредседателя Союза краеведов, доктор педагогических Юрий Константинов. — А новые СанПиНы постепенно превращают их в откормочные пункты, как это было с пионерскими лагерями, где главным критерием хорошей работы педагогов служил привес». С коллегой согласна директор московской городской станции юных туристов Людмила Слесарева: «Наша задача – не превратить детей в белоручек, а научить их выживать вне цивилизации: обеспечивать себя водой, организовывать ночлег, одеваться по погоде. Нам же указывают, что надо действовать в точности до наоборот. Фурсенко вот заявлял, что мы должны вырастить грамотных потребителей, а мы, откровенно говоря, с этим не согласны». Педагогическая ценность передвижных лагерей держится на принципе самообслуживания. За детьми в лесу не ходит мама с пылесосом: намусорили – убирают сами. Поели – сами моют посуду. Не легли спать вовремя – узнают, что такое недосып, и следующим вечером первыми прекращают беседы по душам. Но то было раньше. Единственное, что, судя по правилам, в состоянии сделать современный ребенок, так это ополоснуть чашку. Остальное Роспотребнадзор вменяет в обязанности руководителя тургруппы и его помощников. К слову о них. Детей непременно должен сопровождать медработник. Без него нечего даже заглядывать на железнодорожный вокзал: билеты не продадут. Дошло до того, что у педагогов, как, например, у Юрия Константинова, возникают проблемы с поездками на пригородных электричках. «Приходится, — признается он, — покупать билеты на 15 человек партиями по три штуки». При этом стоимость одного дня такого похода с учетом новых требований, по подсчетам президента Академии детско-юношеского туризма и краеведенияАлександра Минделя, возрастает с 400 до 1000 рублей на ребенка. «Ценность самодеятельных лагерей – в простоте их организации и низкой себестоимости, — говорит он. – А какая же тут малая затратность, когда в стационарах стоимость человеко-дня – 1200 рублей?» И все же чиновники настаивают: «Роспотребнадзор реализует свои функции с позиции сохранения и укрепления здоровья детей». «Данные санитарные правила разработаны впервые. Таких документов не было», — комментирует претензии к СанПиНам начальник отдела по организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Семен Плаксин, дипломатично соглашаясь с некоторыми из них: «документ не может быть идеальным». Однако, по его словам, «никаких приостановлений никаких документов не будет» — это в ответ на требование общественников заменить утвержденные нормы новыми. Отметим, что еще до этого заявления педагоги, туристы, краеведы, представители ОП РФ – все, кто присутствовал на заседании, договорились собраться в особую рабочую группу и составить альтернативный проект СанПиНов. Их поддержал и старший помощник председателя Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. Несмотря на печальную статистику смертности и отравлений в детских лагерях (преимущественно стационарных), он подчеркнул, что попытка Роспотребнадзора «обезопасить всех» сродни анекдоту, героев которого сначала учат плавать, а уж потом заливают в бассейн воду.


Домашнее задание первоклашкиПрочтя немыслимое количество книг по уходу за детьми и воспитанию, я искренне полагала, что у меня будет всё, как надо. Книги штудировала с карандашом, конспектировала, точно так же, как в студенческие годы труды Карла Маркса и Владимира Ильича. А потом родила и поняла, между теорией и практикой лежит не пропасть, а бездна. Практика и теория - это почти не стыкующиеся материки. Мой ребёнок не желал жить так, как написано в умных книгах. У него свои законы, свои интересы и предпочтения. Книги он ещё не умел читать, и поэтому не знал, что всё делает не правильно. Он не хотел спать ночью по шесть часов, как предписывалось, он не хотел писать над тазиком, как рекомендовалось, он отказался от материнского молока в четыре месяца. В общем, сын жил, как хотел, а не как рекомендовалось в умных книжках. В шесть лет он пошел в школу. Остро встал вопрос с выполнением домашних заданий. Ребёнок должен делать уроки самостоятельно. Родители помогают только на начальном этапе, а потом он сам одолевает школьные премудрости. И растёт наше маленькое чудо ответственным, сознательным и самостоятельным. Прекрасная картинка! Но среди знакомых детей я таких не встречала. С девочками, на мой взгляд, в младших классах как-то попроще. Они более ответственные, старательные и внимательные. А мальчики…Обычный разговор между родителями перед дверями школы: «Ну, я не знаю, как делать с ним уроки, всё перепробовала. И время занятий меняла, то со сложного начинала, то с простого, всё мы обсуждаем, на черновике пишем, потом переписываем, и по выходным занимаемся, и сам он прочтёт, я ещё всё объясню. Но нет результата, одна нервотрёпка, что у меня, что у него». Родители мечутся между двумя крайностями. Либо позволяют ребёнку делать уроки самостоятельно, в результате - натянутые троечки. Либо делают все уроки вместе, получая более хорошие отметки, но при этом лишая ребёнка ответственности за выполненные задания. Давайте представим: сын или дочка пришли из школы. Пообедали, немножко поиграли и сели за уроки. Я говорю сыну: «Давай быстренько сделаем уроки и пойдем гулять. Зайдем в садик за малышкой и на сквер. Там построили большую ледяную горку!» Сын согласен с моим предложением. Садится за уроки, открывает дневник, долго листает, вспоминает, какой день недели. Достаёт пенал, видит, что карандаши и ручки разбросаны, начинает их складывать, зачем-то ищет ластик. Потом вспоминает, что по труду задали доделать оригами, и он начинает искать бумагу, находит книжку, начинает листать Я же, наивно думая, что катание на горке - это сильный стимул для школьно-умственной деятельности, занимаюсь своими делами и подхожу к сыну минут через сорок, проверить письменные задания. Сын с горящими глазами показывает мне только что раскрашенного динозавра советуется, в какой цвет покрасить ему глаза. Делаю вторую попытку ввести ребёнка в русло выполнения домашнего задания. Уже скороговоркой сообщаю, что «делу время – потехе час», «кончил дело – гуляй смело», что домашние задания не стоят того, чтобы им посвящать пять - шесть часов, лучше поиграть… Вместе мы смотрим дневник, разбираем, что задали, проговариваем задания, и я снова ухожу. Подхожу минут через двадцать. Головка низко-низко склонена, язык высунут, сынулька медленно водит ручкой по тетради. «Старается», - замечаю я. Заглядываю в тетрадь и понимаю, что всё надо переделывать. Ошибок куча, правило, которое мы с ним повторили, осталось лишь правилом и никак не сказалось на упражнении. Две необходимые строчки между заданиями почему-то не пропущены, красных полей нет и в помине, хотя это всё было оговорено. А количество исправлений не подаётся счёту! Присаживаюсь, объясняю ошибки, начинает заново. Но чувствуется, устал. Исправлений меньше не становится. Начинает затекать рука, болеть спина, хочется пить, есть. Делаем перерыв. Сын переключается на игрушки и потом с трудом сосредотачивается на уроках. Я прикидываю скорость выполнения домашнего задания и понимаю, горка накрылась. Хорошо, если хватит времени погулять у дома. С математикой тоже проблемы. Головка у малыша светлая, считает хорошо. Но исправления, помарки! Растёт раздражение. Столько времени потрачено, столько сил, но из-за исправлений выше тройки не поставят! Стоит отойти, внимание сына тут же переключается на более интересные объекты. Пошёл ли снег, когда будут мультики, а где его красная машинка. Если сидеть рядом, то сын с удовольствием передаёт инициативу мне. Я понимаю, если сейчас не буду сидеть рядом с ним, контролируя каждую букву, то само задание померкнет под плотностью исправлений. А от усталости и сидения за письменным столом устные предметы ребёнок уже осилить не сможет, он не «въедет» в текст, лишь на автомате сможет его прочесть. И пойдёт в школу с кое-как выполненными уроками. Домашняя работаМне не хочется, чтобы учительница его ругала и ставила плохие отметки, потому что я не знаю, как это может сказаться на неокрепшей психике ребёнка. Возможно, у него понизится самооценка, и он будет считать, что не заслуживает больше тройки. Может быть, привыкнет к тому, что троечник, и не будет реагировать на плохие отметки, пропадет стимул хорошо учиться. Я каждый день ищу золотую середину между самостоятельностью ребёнка и дозированной необходимой помощью, которая требуется от меня. У нас есть конкретные наработки в этой области. За выполнение домашнего задания садимся примерно через полтора часа после окончания школьных уроков. Если дать ребёнку больше времени на отдых, то потом моему сыну, потребуются неимоверные усилия, чтобы сконцентрироваться снова на уроках. По вечерам у него спортивная секция, и он должен сделать уроки до 18 часов. Начинаем с письменных заданий. Тяжело идёт русский язык. Домашние задания и сочинения стараемся выполнить на четыре, чтобы скомпенсировать тройки по контрольным работам. Обходимся без черновиков. Очень не хочется заставлять малыша выполнять домашнее задание в двух экземплярах. И черновик не оберегает от ошибок. Если в задании нужно вставить буквы, разобрать на слоги или разбить на предложения, мы это делаем карандашом в учебнике, а потом стираем. Точно так же обходимся и с математикой. Решаем в учебнике, а потом лишь переписываем. Лично я прошу сына ошибки исправлять ручкой, а не карандашом, как их учили в школе. Экономится время. Нужно отложить ручку, найти карандаш, отыскать уже потерянную ошибку, зачеркнуть, отложить карандаш, снова взять ручку, въехать в текст. Минутка к минутке и набегает Английский язык у нас с первого класса. Мы пришли к выводу, что лучше начинать делать английский в тот день, в который задали, и каждый день понемножку повторять текст и слова. Тогда будет ровное чёткое чтение, слова станут привычными. Устные предметы обычно бывают раз в неделю, следовательно, их разделяют выходные. В субботу и в воскресенье, утречком, когда головка свежа, их можно выучить, а перед уроком, уже на неделе лишь повторить. Материал усваивается лучше, и нет цейтнота. Ещё к вопросу памяти. Если я не ошибаюсь в формулировке, память бывает долговременная и кратковременная. У кого память кратковременная, тот запоминает быстро, но помнит не долго. У кого долговременная, - запоминает с трудом, но помнит долго. Возможно, это стоит учитывать, кому имеет смысл учить задания перед уроками, кому загодя. Домашние заданияВсе мы люди–человеки, и я, как мама, иногда не выдерживаю. Терпение истощается, навёртываются слёзы, и я громко, но без оскорблений, упаси Боже, высказываю своё возмущение. Потом сто раз извинюсь, сына обласкаю-зацелую, но внутри, конечно, остаётся осадок. Я же взрослый человек, ну, как могла сорваться?! Он же ещё маленький и не со зла, устал или не понимает. А я… И вот, когда струна терпения вот-вот лопнет, я это начинаю сознавать загодя, про себя начинаю перечислять положительные черты своего сына. Я их выучила, и пока чётко проговариваю их, успокаиваюсь. Иногда я вспоминаю поступок сына, которым горжусь. Иногда просто выхожу из комнаты со словами: «Если я сейчас не уйду, то начну кричать. Когда успокоюсь - вернусь». Это бывает крайне редко и поэтому, наверное, это работает. Сын молча садится за уроки и делает, всё, как надо. Честно скажу, занимаемся мы много. По возможности я задаю дополнительные задания, в каникулы отрабатываем новые правила, повторяем пройденный материал. Нет цели добиться, чтобы сын стал отличником. Я стремлюсь привить детям установку, «работа - это необходимая и естественная функция жизни». Основная цель школьного обучения - это найти себя, найти сферу применения своих интересов. Найти отрасль, где ты сможешь полностью реализоваться, что принесёт тебе моральное и материальное удовлетворение. Для ребёнка школьные занятия - это его работа. И я стараюсь научить его навыкам, как эту работу максимально эффективно выполнить. Учу, как из кучи разрозненных заданий выделить главное и сложное. Прислушиваться к себе, что именно для него самое трудное и сконцентрироваться на этом. Работать с текстом, уметь выделять главную мысль, идею или сложные слова и термины. Учу работать со временем. Одно задание сложное, на него можно выделить столько минут, другое задание попроще, его можно сделать за столько-то времени и чуть попозже. Пока сложно, но я стараюсь приучить ребёнка считать время, осознавать и ценить его. После школы и до сна у него столько-то времени и его право, как распорядиться временем и на что потратить. Свободное время - это как кошелёк. Можно наполнить медяками, а можно и шуршащими госзнаками. Время - это то, что ты уже никогда не вернёшь. Важно научить нашего малыша-школьника прислушиваться к своим ощущениям. Да, сейчас я устал и мне нужно отдохнуть. Это будет лучше, чем продолжать сидеть, пытаясь напрячь уже уставшую голову. Имеет смысл всегда идти чуть-чуть вперёд школьной программы. Тогда новый материал на уроке не будет казаться уже чем-то непонятным и запутанным. В принципе это не сложно, время от времени заглядывать в учебник на один - два урока вперёд, читать новый материал и своими словами, не спеша объяснить ребёнку или попросить его, чтобы он сам его прочёл, а затем вместе с вами разобрал сложный материал. Это удобно делать и на каникулах. Полтора часа занятий в день, я думаю, не очень напрягут малыша. Немаловажный фактор для успешных занятий – это, когда ребёнок видит вокруг себя успешных родителей, занятых делом. И с возрастом он начинает осознавать, да, имеет смысл хорошо учиться и уметь ценить своё время. Вот какие дивиденды это в дальнейшем может принести.




Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика