Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Новости
Пополним «предшкольный» багаж

Пополним «предшкольный» багаж

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями,
19.08.19

Заболевания детей
Почему ребенок плохо спит ночью?

Почему ребенок плохо спит ночью?

Стоит ли говорить о том, насколько важен ребенку сон. Сон - это отдых, необходимый для неокрепшей еще нервной системы и всего организма. Родители часто жалуются на беспокойный сон малыша, задаваясь вопросом, почему ребенок плохо спит ночью? То он с
11.08.19

Когда нужны контактные линзы для детей?

Когда нужны контактные линзы для детей?

Контактные линзы детям необходимы только при определенных болезнях глаз. Контактные линзы для детей нужны при: Дальнозоркость. При таком заболевании следует использовать контактные линзы высоких степеней. В таких линзах ребенок видит все предметы
03.08.19

Ссылки
Как научить малыша определять времяВаш малыш переступил порог школы. Его ждет масса новых впечатлений: новые знакомства, новые открытия и новые обязанности. Как показывает практика, основной проблемой для детей, поступающих в первый класс, становится не отсутствие базовых знаний, а трудности с самодисциплиной. Малыш не привык осознанно распоряжаться своим временем, ведь раньше он мог играть, спать и бездельничать столько, сколько хотел. Теперь же от него требуют строгого соблюдения распорядка дня. Он должен привыкнуть вставать в одно и то же время, по 45 минут удерживать внимание на уроках, рассчитывать время отдыха на переменках и, конечно же, успевать делать домашнее задание.<!--more--> Вскоре это все перестанет быть для него проблемой. Однако для этого вам предстоит ему помочь. Чтобы ребенок научился правильно распределять свое время, он должен сначала научиться это время правильно определять! Давайте поможем ему в этом.
С чего начать
Для начала мы вам советуем подарить малышу его первые личные часы. Представляете, сколько будет радости? У него непременно появится интерес к их изучению! Особенно если эти часы будут здорово выглядеть, ведь сейчас найти красивые детские часы на любой вкус не проблема. Однако часы надо правильно выбрать. И руководствоваться тут стоит не только дизайном. Часы должны быть сделаны из гипоаллергенных материалов, быть прочными и удобными при носке. И, конечно, малыш должен легко суметь определять по ним время, а для этого часы должны быть большими и яркими. Иметь крупные стрелки и четкие деления или крупные цифры, если часы электронные.
Где искать?
Многие производители сейчас создают коллекции детских часов. Например, у Casio есть коллекция детских часов Baby-G. В ней есть как электронные часы, так и аналоговые (со стрелками). Компания Chronotech совместно с ныне очень популярной маркой Hello Kitty тоже создала очень симпатичную коллекцию часиков для детей. Такие часики обязательно понравятся девочке.
Есть коллекция отличных детских часов и у Timex. Коллекция так и называется Kids. А еще вы наверняка подберете что-нибудь интересное в коллекции часов Children’s от Swatch.
Так электронные или аналоговые?
Вообще вначале учат «по классике» – по часам со стрелками. Их называют аналоговыми. Если вы решили обучать ребенка по аналоговым часам, есть один нюанс: не следует объяснять ему сразу значения и часовой и минутной стрелок. Начните с часовой, а на минутную пусть пока не обращает внимания. Просто, что на первых парах малышу сложно разобраться и с часами и с минутами, совместить в уме сразу два циферблата. А там ведь еще и секундная стрелка постоянно куда-то бежит
Можно попробовать пойти и другим путем. Приобрести сразу электронные часы. Если тема цифр вашему ребенку «близка», возможно, такие часы вызовут в нем больше энтузиазма. Но тут надо помнить, что если в аналоговых часах время делится на 12 и еще 12 часов, то в электронных сразу на 24. Так что мы советуем начинать с аналоговых. Но если вы все же решили обучать ребенка по электронным часам, акцентировать его внимание на табло с минутами тоже пока не стоит. Пусть сначала разберется с 24 часами, а минуты отложим до лучших времен.
Учимся с удовольствием!
Как показывает практика родителей, отличным стимулом к изучению времени становится возможность определить время начала любимой телепередачи или мультфильма. Можно придумывать и другие стимулы и игры, связанные с определением времени. Например, когда на часах будет 2 часа, вы съедите мороженное или отправитесь на прогулку. В 7 часов вечера с работы вернется папа, а в 8 надо будет выгулять собаку и т.п.
В общем, самое главное правило успешного урока для малыша – заинтересовать его! А еще не надо сразу нагружать детскую голову большим количеством информации. Постепенно объясняйте ребенку, что такое время и для чего надо уметь его определять. Начните издалека: со времен года, с дней недели, с определения прошлого, настоящего и будущего. Плавно переходите к фазам дня: утро, день, вечер, ночь. А потом и к самим часам: меньше 1 часа дня, 1 час, больше 1 часа, меньше 2 часов, 2 часа, больше 2 часов и т.д.
Научите своего малыша пользоваться часами, и он почувствует себя взрослее и ответственнее. А еще это пробудит в нем интерес к урокам математики, ведь теперь он точно будет знать, в каком случае ему может пригодиться умение считать.


Математика Петерсон Тата, 16.02.06 04:13 У меня сложилось отрицательное отношение к учебнику Петерсон. Но я понимаю, что от него не отвертеться, потому что говорят, что вся начальная школа математику изучает по Петерсон. Есть ли кто по другим учебникам сейчас детей учит? А может он не так и плох? Лиона, 16.02.06 07:16 Тата, А мне нравится именно по Петерсон. Там все логичнее для детей. А еще учатся по Моро. По нему мы учились Петерсон сегодня в моде, многие учат по ее учебнику просто поэтому. И еще есть проблемы с дальнейшим обучением. потому как у нее программа только начальной школы в свободном доступе. А потом - проблемы. Дети соображают отлично - а написать ЭТО не могут. Еще задачек мало. Но это компенсируется любым задачником Шкляра, скажем. имхо Divo, 16.02.06 10:07 Тата, Меня Петерсон поверг в шок Я задачу за 2-й класс не смогла решить. Но вообще-то мне понравился. Но надо быть ОЧЕНЬ хорошим учителем, чтобы детям это все растолковывать. Это тебе не "у Коли было 2 яблоко, одно он съел, сколько осталось?" И, разумеется, нужен хороший задачник. А в физмат-школах какие учебники в начальных классах? Лиона, 16.02.06 15:59 По Петерсон вл всехпродвинутых школах и лицеях занимаются. Divo, Чего за задачка, давай вместе решать Инга, 16.02.06 17:01 Мне Петерсон нравится Но мы учимся по Эльконину-Давыдову.Вот тут я точно ничего не понимаю,даже с поллитрой. Tanka, 16.02.06 20:32 Мой сын по Петерсон учится третий год. Мне программа в общем очень нравится, логику хорошо развивает. Ну, есть некоторые задания, которые непонятно как решать - в таких случаях учителю звоним. Все от грамотности учителя зависит, умеет ли она преподавать по этой программе так, что б детям понятно было. Кстати, для средней школы учебников Петерсон нет, только для началки. Sofokla, 17.02.06 13:07 Мы в дошкольном и первый класс отучились по Петерсон, даже в садике они по ней занимались (у нас была воспитательница - по образованию учитель начальных классов). Весной на второй класс купили все учебники на весь класс, а осенью "сверху" пришло указание, что Петерсон - слишком сложно (у нас не спец. школа, но два языка), и велели покупать другой учебник - "Моя математика", (Демидова, Козлова, Тонких). В общем, Петерсон не так уж плоха, хотя встречались откровенные идиотизмы. Но по сравнению с учебником по окружающему миру (Вахрушев, Бурский и т.п.) - это просто гениальное произведение. А перлы из этого самого Окр. мира - можно просто с каждой страницы переписывать в рубрику "Нарочно не придумаешь". Я уже стараюсь пореже в него заглядывать, чтоб не нервничать! evs131, 02.03.06 17:57 Мы в школу еще не ходим конечно, только на подготовку два раза в неделю, хотя семь нам исполнилось в январе. Но занятия идут по Петерсону в прогимназии, очень нравится, мы еще в возрасте 5 лет дома занимались по Петерсону "Смекалочка" 2 части, а сейчас на подготовке занимаются "Раз супенька, два ступенька...". Жаль конечно что учебники только для начальной школы, но проблем думаю возникнуть не может. Действительно есть задания которые я не совсем могу решить, но дочь щелкает как орешки, для них очень увлекательно, занимательно и интересно, а как развивает логику и мышление. Уж эти учебники никакую охоту заниматься математикой не отобьют. Всем удачи. Олюша, 08.04.06 09:41 Мой сын учится в третьем классе. У нас учебник Моро. Ничего хорошего сказать не могу. С моей точки зрения математическое мышление не развивается совсем. Просмотрела несолько других учебников. Везде примерно все одинаково, только подается по-разному. Своихстарых учебников у меня не сохранилось, а из того, что предлагают сейчас мне больше всего понравился учебник Петерсон. Поэтому я купила учебники для четвертого класса, и сын в день (правда не каждый день удается это сделать) выполняет какую-то часть очередного урока. Задачи со звездочками пропускать не разрешаю. Хотя над некоторыми и сама думаю , иногда даже минут по 5. Главное, чтобы ребенок понял , что такое числовая прямая и что такое множество. Это я объяснила. Oroya, 08.04.06 11:07 есть учебник Петерсон уже для 5 и 6 классов. Marina mama, 08.04.06 11:41 Tanka Вообще нравится, мы еще в садике по нему занимались. Но некоторые задания сформулированы не понятно. Королевишна, 08.04.06 16:16 Программа Л. етерсон, на мой взгляд, для обучения в началке наилучшая. заканчиваясь к 8 классу, даёт потрясающие результаты не только по математике, но и вообще, так развивает мышление и логику. Её называют часто модной, но это неверно. Главное её достоинство в том, что она постоянно развивается. Система такая: сама Петерсон несколько раз в году проводит недельную учёбу для учителей, работающих в системе, в остальное время - постоянная обратная связь: учителя придумывают новые сложные задания, проводят анкетирования, тестирования, контрольные (присылаемые автором) и результаты на дискетах отправляют самой Петерсон. В результате программа постоянно развивается и соврешенствуется, так как видно, что идёт-что нет, что вызыват трудности. а что интрес. За 4 года, благодаря грамотной методике и интересным и разнообразным заданиям и умно составленным тетрадям дети успевают сделать, изучить и решить на порядок больше сверстников (проверено! дочка учится в 3 классе). У них в голове такое количество алгоритмов решения одной и той же задачи и проблемы! Уйма! Кроме того, программа жутко интересная: недавно смотрели результаты анкетирования началки - интерес к математике просто зашкаливает. Не думайте, что гуманитариям она не нужна - эта наука голову в порядок приводит и учит очень многому, к тому же, в подавляющее большинство вузов её сдавать. МаринаS, 08.04.06 20:40 а можно спросить - есть ли эти учебники в свободной продаже? и возможно ли пользоваться учебником без учителя? т.е. есть ли там объяснения или только задания? мы живем не в России, а у младшего сына математика часто "не в чести" - думала, может попробовать ему по-другому объяснить? Oroya, 08.04.06 21:01 МаринаS, конечно, учебники есть в свободной продаже, как в интернете, так и реальных книжных магазинах. Там есть теория, объяснение темы и задачи - разбиты на новый материал, повторение и усложненный материал. Тата, 09.04.06 02:30 Кстати, я купила учебник для дочки математика 1 класс, Моро Волкова Степанова, но она оказалось уже все знает из части 2. То есть по этому учебнику нам в 5 лет надо во 2й класс? И уже сама может и задание прочитать. А по какому учебнику в физмат школах учат? Олюша, 09.04.06 10:32 Тата, в чем -то я с Вами согласна. Но среди тех учебников, которые есть сейчас - учебники Петерсон являются наименьшим злом. И математика там тоже есть. Мой сын, заканчивая третий класс по программе Моро, решает подряд задачи из Петерсон за 4-й класс. Уже решид семь уроков. Конечно, мне пришлось определить его с понятиями. Кроме лени других проблем нет. Так что утверждение, гласящее, что обучающиеся по Петерсон на порядок лучше знают математику, чем другие, ошибочно. Олюша, 09.04.06 10:38 Тата, математике в школах практически не учат. Это не надо нашему государству. В Петербурге есть всего пара-тройка школ, где чему-то учат вообще. Но эти школы ведут набор только с восьмого класса. Чтобы ребенок совсем не отупел от образования к восьмому классу, надо заниматься самим. Дома. Но я боюсь, что когда наши дети дойдут до восьмого класса, и этих школ уже не будет. Такова тенденция развития народного "образования". Королевишна, 09.04.06 14:38 Рабочая тетрадь программы Петерсон предназначена, преимущественно, для домашних заданий. Тетрадь - это вершина айсберга всей программы, ставка там на учителя, методику и постоянную учёбу, которая предлагается каждые каникулы с утра до вечера. Грустно, что разговор о программе сводится к уровню песочницы..."А вот моя бабушка говорит так..." Искать везде минусы, ссылаться на мнение некомпетентных в данном вопросе людей - тоже довольно бесперспективное занятие. А проблема-то действительно есть, раз несколько страничек на форуме этому посвящено. Я сама в своё время эту программу изучала, так знала, что моя дочь будет по ней учиться. Для занятий по дошкольной математике Петерсон специалиста нанимала. И довольна. Может быть есть и лучше, и сложнее, есть, в конце концов, Ломоносовская школа для гениев. Но мне нужно было, чтобы дочь любила математику и хорошо её знала, так как эта наука и мозги в порядок приводит и думать учит в разных масштабахи направлениях, и логическое мышление развивает...список можно продолдать бесконечно и упереться в то, что сдевать её в подавляющее большинство ВУЗов. И это не тот предмет, который можно подогнать за полгода-год. Можно спорить, а можно рассмотреть результаты. Дочка и её подружки решают непростые задачки наперегонки и с удовольствием, предлагая обязательно несколько вариантов решения, алгебраические умения у них развиты уже в 9 лет так, что я удивляюсь, как без принуждения и легко этого можно добиться, с математических олимпиад окружных и городских постоянно привозят грамоты победителей. Детям вообще эта програма не сколько трудна, сколько интересна. А вот от программы Моро, школа отказалась лет 7 назад, она уже в школах с математическим и естественным уклоном морально устарела, слишком лёгкая. хотя учителя её выбирают, так как по ней легче учиться, а главное, работать учителю. Если уж говорить так, то моя молодая ещё мама, трижды лауреат Соросовского гранта (фу, самой противно, так нескромно!) преподаёт математику в лицейских классах школы химико-математического профиля и ратует за программу Петерсон в началке, которая заканчивается к 8 классу, но даёт для старшей ступени отличные результаты. Олюша, 10.04.06 10:25 Да, действительно, обучение по Петерсон не должно быть сведено к одной только рабочей тетради. Учитель должен многое растолковать и объяснить на уроке. Но большинство из учителей этого не делают или делают плохо. Видно, сами не все понимают. Отсюда и ужас родительский - ах. какая сложная программа, ребенок часами сидит над домашними заданиями, мы сами не все задачи можем решить ! Я нарисовала своему третьекласснику числовую прямую, расставила на ней точки. Показала в какую сторону значение чисел уменьшается , в какую увеличивается. Все. Этого было достаточно, чтоюы третьеклассник, обучающийся по программе Моро, решал задачи за 4-й класс по Петерсон. Не все задачи (там есть со звездочками) он решает одинаково легко. Но почти всегда, за редким исключением, самостоятельно. Irina, 11.04.06 13:34 для меня задача из учебника первого класса была совершенно неразрешимой. для дошколят все,кажется,построено хорошо.Всё в играх.И есть система. С Полей заканчиваем первую ступень Игралочки Олюша, 15.04.06 10:55 Я даже не представляю, как взрослый человек не может решить задачу для первого класса... Может Вы просто невнимательно почитали эту задачу ? Irina, 15.04.06 13:10 как 7 стульев расставить в комнате так,чтобы у каждой стены было равное количество?( комната обычная,квадратная) Душечка, 15.04.06 13:44 вот так? [attachmentid=217047] » Дописано позже Это скорее на смекалку, сообразительность, конечно... Но нам Игралочка очень нравится. Аленка10, 15.04.06 15:01 Мы тоже со стульями справились ,а вот корову в другую сторону повернуть долго не получалось Наш дедушка целый вечер сидел спички перекладывал А в общем нравится,что красочные и интересные тетрадки,минус на мой взгляд в том,что мало места для решения задач.Нам учительница предложила по Петерсон заниматься,а та программа, котороя в Латвии предложена министерством образования не внушает доверия совершенно Королевишна, 15.04.06 18:45 ЦИТАТА (Irina @ 15 апр 2006, 10:18) И это одна из типовых задачек. которых за урок они решают много. А задачи со спичками! Взрослому действительно бывает непросто. . У нас друзья программисты после Бауманки и МИРЭА развлекаются пытаясь решить. Ничего удивительного. МаринаS, 15.04.06 19:58 в задаче про стулья - разве полтора и два равное количество? задачи на смекалку - это как фокус или казус - часто они запутывают детей, потому что в детском возрасте обычно доминирует "железная логика", а как разделить 7 на 4 поровну? неужели это помогает в обучении делению? Королевишна, 15.04.06 23:30 ЦИТАТА (МаринаS @ 15 апр 2006, 17:06) в задаче про стулья - разве полтора и два равное количество? Наверное, на эти вопросы лучше ответит сама петерсон или специалист по методике обучения математике. Я же могу сказать только, что запутывания ни у моей дочери ни у её подружек-одноклассниц не происходит. У них только формируется процесс мыслительной деятельности и алгоритмирования и программа этому очень способствует. Это у взрослых запутывание часто случается - из-за штампов или некоторой зашоренности (математической или вообще мышления). И железная логика у младших школьников формируется только тогда, когда все задачи построены таким образом, что не предполагают иных вариантов решения и стиль преподавания соответствует... Абсолютные идеалы и железная логика в социализации. И это помогает в обучении делению - например, пропедевтике дробного деления. Но скорее способствует. Развитию, наверное. Лишних задач, казусов и примеров не бывает. Natupsik, 15.04.06 23:34 ЦИТАТА (Инга @ 16 фев 2006, 14:09) Мне Петерсон нравится В нашей школе тоже Эльконин-Давыдов. Отличная программа. МаринаS, 16.04.06 00:04 Ташка, в смысле вы без Петерсон не знаете, что 2 больше, чем 1,5? какое "алгоритмирование" здесь формируется? и при чем тут социализация? конечно смекалка и остроумное решение лучше, чем рутина - кто бы спорил... да только все-таки в математике главное ответить на заданный вопрос - а как он задан? - прочитайте еще раз - подобная задача может быть сформулирована по-другому, причем так, что ответ будет отвечать на вопрос я сама эти учебники не видела - мне трудно судить что это за программа по одной задаче, но по-моему задача не в пользу программы... хотя я конечно не сильна в "пропедевтике дробного деления", а что такое кстати дробное деление? в смысле деление на дроби? или деление дробей на дроби? или просто деление? мне как-то проще по-старинке яблоко разрезать на части с первоклассником мама Лана, 16.04.06 00:06 Старший начал заниматься по Петерсон с садика, сначала прошли дома со мной "Игралочку", а в старшей и подготовительной группе уже всех учили по "Ступенькам". В школе тоже Петерсон. Мне нравится, сын справляется пока без проблем, один из любимых предметов. (Он в 3 классе) У них в параллели 1"А" по Петерсон, 1"Б" по Истоминой и 1"В" по Морро. Все срезовые контрольные 1"А" пишет лучше и быстрее. И результаты международной математической игры "Кенгуру" у Петерсонщиков выше. Но у нас очень хороший учитель, это тоже не маловажно. А у среднего сына в садике Петерсон началась, как положено, с 3-х лет, с "Игралочки". Я не жалею. Королевишна, 16.04.06 12:12 ЦИТАТА (МаринаS @ 15 апр 2006, 21:12) Ташка, У меня всегда вызывает недоумение дискуссия людей, один из которых "учебник не видел, программу тоже...", но мнение имеет и достаточно компетентное... Разрезать яблоко на части - это занятие не с первоклассником, это уровень младшего дошкольника. Младшему школьнику это уже не интересно. Программа по математике не должна отставать от динамичной и постоянно меняющейся жизни и должна давать не только стандарт образования, но и горахдо больше, тем, кто на это хочет рассчитывать. Эту возможность школы и используют работая по петерсоновской математике, которую не нужно считать какой-то суперсложной альтернативной программой - это ведь совсем не так. Мы говорим об обычной школьной программе с повышенным уровнем сложности, развивающей разные виды мышления. Только и всего. МаринаS, 16.04.06 19:34 кстати на свой вопрос я ответа не получила, но это так... по поводу ведения дискуссии извините конечно, что не умею так "научно" формулировать - я не гуманитарий - мне математика ближе для меня очевидно, что дети думают и обучаются по-разному - не только дети конечно, но для простоты - так сказать личный опыт поэтому мне интересна программа, которая якобы успешно обучает всех подряд - пока что из всех сообщений, в том числе ваших, я не поняла как это делается, кроме конечно того, что младшему школьнику уже давно понятно то, что выпускник ВУЗа не в состоянии понять Nelumbo nelumbo, 17.04.06 23:36 Шо-то Вы, народ, не в ту степь... Относительно отдельной задачи со стульями, то я показала это дело благоверному, мол, что думаешь. Говорит: "Хорошая задача". Тогда я поставила вопрос ребром: - Это задача на знание математики или на смекалку? - На здравый смысл. - В смысле? - В смысле. Все задачи не могут быть такими, но иногда нужно пошевелить мозгами. Нужно подняться чуть выше над заученным. Сам мой супругЪ, конечно, учился по Моро, его покойная бабушка была учительницей математики в обычной школе, и с ее подачи он в нежном возрасте обработал учебник Моро для подготовки к школе. Ничего так результат. А у меня, кста, тоже были какие-то тетради, которые я не очень жаловала. Может быть, того же автора. Потом мне отец завел сборник старых - можно сказать, старинных - задач. Они были собраны из русских учебников, записей 18 - начала 20 века. Жалко, не помню названия. На обложке в эдаком народном стиле нарисован кот, выглядывающий из темно-красного мешка. В этом сборнике задачи были гораздо больше похожи на "расставить стулья", "волк, коза и капуста". Очень разнообразные ситуации, там был и счет, и очень многое зависело как раз от "алгоритма". Так что, думаю, Петерсон не изобретала велосипед, а просто вернулась к вот таким задачам на "смекалку"=алгоритм. Вот вернемся, обязательно откопаю эту книжку, будем совмещать разные подходы. Пока у меня детеныш просто осваивает счет в пределах 10, деление на 2 и 4, измерения (объем, вес, температура). Ru, 18.04.06 01:31 Мне кажется, это шикарная методика Я в эти учебники не лезу даже, все равно не пойму , но я видела, как мой бестолочь быстро всему научился по ней Таликошка, 18.04.06 04:21 МаринаS, как математик математику Оба Ваших решения абсолютно правильные. Задача автора - формулировать условие задачи так, чтобы не возникало разночтений. Ссылку так никто и не дал Заинтриговали - жуть! Может, еще хоть несколько задач приведете, чтобы представление можно было составить ? Nelumbo nelumbo, книжка называется "Старинные русские задачи", я ее обожала. Помню, в первом классе привело в восторг умножение на 9 на пальцах Олюша, 18.04.06 10:18 Это ж хорошо, что задача имеет несколько остроумных решений ! Если стул стоит в углу - значит - у обеих стен. Не вижу в учебнике Петерсона ничего особенно плохого и ничего особенно хорошего. Но все остальные учебные программы по математике рассчитаны на совсем умственно отсталых. Tanka, 18.04.06 14:17 QUOTE Ссылку так никто и не дал  Заинтриговали - жуть! Может, еще хоть несколько задач приведете, чтобы представление можно было составить Таликошка, я могу привести примеры задач для 3-го класса (из учебника моего третьеклассника): 1. Крестьянин пришел к царю и попросил: "Царь, позволь мне взять одно яблоко из твоего сада". Царь разрешил. Пошел крестьянин к саду и видит: весь сад огорожен тройным забором, в каждом заборе есть только одни ворота и около каждых ворот стоит сторож. "Царь разрешил мне взять одно яблоко из сада", – сказал крестьянин первому сторожу. "Возьми, но при выходе отдашь мне половину тех яблок, которые у тебя будут, и еще одно", – ответил сторож. То же сказали и другие сторожа, охранявшие ворота. Сколько яблок должен взять крестьянин, чтобы, отдав положенные части трем сторожам, унести домой одно яблоко? 2. Одно яйцо варится 4 мин. За сколько минут сварятся 6 яиц? 3. Напиши наименьшее и наибольшее натуральное число, составленное из цифр 7, 9, 1, 3, 0. Найди сумму и разность получившихся чисел. 4. Для Вани, Толи и Миши есть три пирога: с рисом, капустой и яблоками. Миша не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит пирог с капустой. Какие пироги они выберут? 5. Сколько полных недель в високосном году? Сколько еще остается дней? А в простом году? 6. 1 января 1996 г. был понедельник. Какой день недели будет 1 января 1997 г.? 1 января 1998 г.? 1 января 2001 г.? 7. В вазе лежат персик, абрикос и банан. Сколькими способами можно взять из вазы эти фрукты? Королевишна, 18.04.06 14:48 Университетская аспирантура биофака подразумевает обучение владению научным аппаратом. Как видите, не гуманитарий. Учебники, тетради, методички петерсоновкие для дошколят, началки всегда в продаже, как и вся литература общеобразовательных программ. Овладеть методикой предлагают на регулярных курсах. Для 5-8 класса с учебниками труднее - их выпускают ограниченными партиями, так как они пока проходят опробацию и находятся в стадии разработки. Методикой программы хорошо владеют те, кто этому специально учится и работает в системе. Не могу дилетантствовать и советовать. Но наша школа уже много лет базовая петерсоновская, дочь учится математике по Петерсон с 3-х лет - это даёт возможность наблюдать за процессом, отмечать достоинства, недостатки и оценивать результаты. Nelumbo nelumbo, 19.04.06 01:36 ЦИТАТА (Олюша @ 18 апр 2006, 04:26) Но все остальные учебные программы по математике рассчитаны на совсем умственно отсталых. Как интересно! Irina, 19.04.06 01:47 нет,извините,там было условие,что расставлены они все должны быть у стен Таликошка, 19.04.06 02:35 Tanka, спасибо. Задачи не показались мне особо интересными, мы в школе такие решали. Ну кроме первой, конечно, - это классика жанра, упоминается еще у Архимеда, только там рыбаки ловили рыбу и одна рыбка была "лишняя". Имхо, дело больше не в методике, а в преподавателе. Насколько я помню, попытка ввести в некоторых школах методику Шаталова с треском провалилась. Чтобы преподавать по Шаталову, надо быть Шаталовым. Скорее всего, то же самое можно сказать и о других методиках. Олюша, 21.04.06 10:22 Если стул стоит в углу, значит - у обеих стен. Точка, в которой пересекаются прямые , принадлежит обеим прямым. Это и надо знать. Natinka, 14.07.06 15:39 А мне задачки понравились,куплю доче учебник на пробу Олюша, 17.07.06 09:00 Купите, конечно. Хуже не будет. Мой сфн сейчас уже за конец чеивертого класса без проблем этот задачник решает. А будет в четвертом классе по другому учебнику учиться. Natinka, 17.07.06 10:35 ЦИТАТА (Олюша @ 17 июл 2006, 10:00) Купите, конечно. Хуже не будет. Мой сфн сейчас уже за конец чеивертого класса без проблем этот задачник решает. А будет в четвертом классе по другому учебнику учиться. У меня доча будет учится по традиционке, хочу этот учебник ей как дополнительный предложить, т.к. сейчас мы занимаемся по Морро и обе тетрадки для 1 класса уже закончили и на логику доча задачки любит. Ice Vanilly, 10.02.07 02:14 У меня дочка учится по Петерсон (1 класс) и готовила я ее к школе тоже по такому же учебнику только для дошкольников. Хотя он и не без недостатков,но нам нравится.Дочке оп нему заниматься интересно, а это главное.Есть у него 1 недостаток существенный-нет четких определений.Просто дочка часто болеет и учу ее,можно сказать,я ...А я не умею хорошо объяснить какое-то поняятие. Логику и соображение он развивает,да,это у него не отнимешь... Дочка любит забегать вперед и делать задания по материалам,которые еще не проходили.И что интересно,у нее получается.Хотя иногда такие задания бывают,что я со своими зашоренными традиционными мозгами и не соображу сразу. LANN, 10.02.07 10:33 ЦИТАТА (Ника Яркая @ 10 фев 2007, 02:02) Есть у него 1 недостаток  существенный-нет четких определений.Просто дочка часто болеет и учу ее,можно сказать,я ...А я не умею хорошо объяснить какое-то поняятие. К Петерсоновским учебникам есть методическое пособие для учителей, только его найти не так легоко, как сама етради, там понятнее изложено, можно самим родителям понять и детю объяснить. Тата, 09.03.07 20:33 ЦИТАТА (Олюша @ 15 апр 2006, 10:41) Я даже не представляю, как взрослый человек не может решить задачу для первого класса... Может Вы просто невнимательно почитали эту задачу ? Запросто. Вспомнила задачку 2 осторова, на одном живут лжецы, на другом - правдивые люди. Как приезжему узнать на острове лжецов или правдецов он находится, задав прохжему только один вопрос? На работе у меня люди голову ломали, с высшим образованием и я только (умница) сразу догадалась. Я лично видела, что эту задачу не могут взрослые решить. Хорина, 10.03.07 00:26 Тата, Если я не ошибаюсь то наверно нужно спросить у жителя что на дворе день или ночь? Исправь если не так Елена - 1600, 15.05.07 19:56 Здравствуйте! Мы занимаемся по Петерсон третий год. Программа очень нравится и мне и ребёнку, до недавнего времени не было проблем. Но в конце второй четверти наша учительница ушла в декрет, пришла новая . Даже не говорю, что орёт на детей и не в состоянии поддерживать дисциплину. Беда в том, что она просто плавает в материале. Сама была свидетелем того, как учитель запутался при переводе одних единиц измерения в другие. У кого есть опыт - пожалуйста подскажите, как бороться? Понятно, что заявление директору - это путь, но знакомые с директором поближе говорят, что может быть ещё хуже. Может быть есть какая-нибудь аттестационная комиссия для учителей по этой программе? У меня создалось впечатление, что наша даже учебник 3 класса целиком не читала, я уж не говорю об учебниках за 1 и 2 класс. Заранее спасибо за ответ. Королевишна, 16.05.07 10:34 ЦИТАТА (Елена - 1600) Беда в том, что она просто плавает в материале. Сама была свидетелем того, как учитель запутался при переводе одних единиц измерения в другие. У кого есть опыт - пожалуйста подскажите, как бороться? Можео поговорить с директором (он должен оплачивать регулярную учёбу учительницы, если она плавает в материале), позвонить по анонимной горячей линии в Департамент образования вашего округа. На крайний случай дополнительно заниматься по программе с другим компетентным учителем дома за деньги (можено даже группу объединить). ЦИТАТА (Елена - 1600) Может быть есть какая-нибудь аттестационная комиссия для учителей по этой программе? Она обязательно есть, просто многие не имя аттестаци работы по ней говорят обратное и продолжают учить. Елена - 1600, 16.05.07 22:52 Леди Совершенство, спасибо за ответ. Думаю, об обучении вопрос даже не ставился и ставиться не будет. Учительница - пенсионерка и несколько лет уже вела только группу продлённого дня. И вообще ей ничего не надо, особенно учеников. Они ведь заставляют напрягаться. Тут вопрос в штатном расписании - если брать нового учителя, нужно будет обеспечить его часами после выхода из декрета прежней учительницы. А об анонимной горячей линии - это интересно. Королевишна, 17.05.07 15:21 ЦИТАТА (Елена - 1600) Учительница - пенсионерка и несколько лет уже вела только группу продлённого дня. И вообще ей ничего не надо, особенно учеников. У вас типичный форсмажор - может на следующий год всё изменится? Елена - 1600, 17.05.07 21:34 ЦИТАТА (Ташка @ 17 мая 2007, 16:03) У вас типичный форсмажор - может на следующий год всё изменится? Очень боюсь - не изменится Без нашего родительского участия не изменится точно. Вчера была итоговая контрольная работа за 3-й класс. "Дачник купил a саженцев клубники. Он посадил 4 ряда по b саженцев в ряду. Сколько саженцев ещё осталось?" Не самая сложная задача, правда? Смотрю - у моего сына написано - "a - b(умножить)4". То есть правильно. Красной ручкой "учительницы" умножение исправлено на деление. И стоит тройка - за это, ещё 1 вычислительная ошибка в самом конце длинного примера и за то, что грязно!!! Нет, ну каково?! Учитель делает логическую ошибку при проверке итоговой контрольной работы, а ученику снижает оценку "за грязь"! Да, у него просто ужасный почерк. Но при чём здесь математика? Бритвочкой подтёрла тройку, на четверку исправила. И что, каждому родителю контрольные проверять? Случай этот далеко не единственный. Бывало и хуже. LANN, 20.05.07 11:38 ЦИТАТА (Елена - 1600 @ 17 мая 2007, 22:16) Учитель делает логическую ошибку при проверке итоговой контрольной работы, а ученику снижает оценку "за грязь"! Это система не только у вас. Я три года объясняю учителю, что воспитательные меры, на итоговыхконтрольных неприемлимы... Что грамматические ощибки и плохой почерк имеют отношение к рускому языку, но не к математике. У меня дочка блестяще соображает по математике, но не очень в русском и почерк . Но ставитьза это пониженную оценку за годовые или четвертные по математике у нас в норме вещей. За домашнюю пойму - воспитание . Но за итоговую по математическим знаниям . Так и хожу в школу разбираться, но она уже на меня зла начинается. ваша дочь (читай я) безответственная надо больше заниматься. Но я как Райкин "к пуговицам притензии есть" - в смысле математики вопросы-замечания есть. Нет, почему "4"? За ошибку в ответе на задачу! Причем здесь математика? и Так с завидной регулярностью..... У меня сомнения в том, что я говорю по-русски... Елена - 1600, 25.05.07 03:39 Абсолютно с вами согласна. Но ваша, ИМХО, хоть сама не делает ошибок. А ведь есть чёткие рекомендации, прописанные на первых страницах сборника самостоятельных и контрольных работ. И что делать, если они вступают в противоречие с какими-либо другими, например процитированными нашем на род.собрании? Там так - если есть хоть одна помарка, пятёрки не видать. А по Петерсон - 2 (два!) незначительных недочёта - это ещё пятёрка(не более двух - дословно). Недочёта, а не описки, к которым можно отнести грамматические ошибки. Недочет - это не поставленное в скобках значение (наименование) при решении задачи, например... А мне вот интересно, какую оценку в вышеизложенной ситуации можно поставить учителю? Краснеющий стыдливый смайлик, только губки вниз? Велена, 26.06.07 16:24 У нас Петерсон в саду. Петерсон направлен на развитие логики. Мое мнение - очень неплохая методика, но немного однобокая. Без традиционной математики ее давать нельзя. Дочь с удовольствием занимается. Прорешала вперед следующий год и первый класс, но я сама математик по первому образованию, так что мы "переварим" любую систем. Методику Петерсона, по моему мнению, нельзя изучать с плохим учителем, который взял ее из-за моды. Ребенок запутается. Тарелка, 19.09.07 22:51 С интересом почитала. Поразила упертость некоторых в плане логических задач. Мне они всегда нравились. Из-за них я шла на олимпиады. В школе было неинтересно, все задачи решались по шаблону. Мой сын с удовольствием учится по Петерсону уже второй год. Может быть, нам просто повезло с учительницей? Не знаю, знаю одно: ребенку в школе должно быть ИНТЕРЕСНО. Светланушка, 20.09.07 06:52 ЦИТАТА (Олюша @ 9 апр 2006, 15:21) Мой сын, заканчивая третий класс по программе Моро, решает подряд задачи из Петерсон за 4-й класс. Уже решид семь уроков. Конечно, мне пришлось определить его с понятиями. Кроме лени других проблем нет. Так что утверждение, гласящее, что обучающиеся по Петерсон на порядок лучше знают математику, чем другие, ошибочно. У нас Моро. Но с середины 1 класса, увидев программу Петерсон, купила сыну учебные тетради (так что-ли их назвать). Решаем все подряд в свободное время, на летних каникулах. Сын иногда ленится, но иногда сам садится и решает с удовольствием. ИМХО, с Моро нечего делать на олимпиадах. Хотя понимаю, что с 5 класса все будут учиться по одной программе, считаю что Петерсон - замечательная программа, но классы в которых ее преподают, должны быть малочисленны (не наш случай, может поэтому у нас и Моро). Ну и конечно учитель должен быть фанатом математики. С удивлением обнаружила, что принцип вычислений у Петерсон отличается от того, по какому учили меня. И, как оказалось, он близок моим мужчинам: муж и сын решают задания другими способами, нежели я. Мужская логика??? Мой респект, госпожа Петерсон! Galateya, 20.09.07 08:14 Мое мнение как математика: Петерсон не для всех, а только для детей, у которых склонность именно к математике. Олюша, 20.09.07 09:57 Петерсон не для всех учителей. А как программу воспринимают дети, зависит от учителя. Galateya, 20.09.07 16:22 ЦИТАТА (Олюша @ 20 сен 2007, 10:46) Петерсон не для всех учителей.  А как программу воспринимают дети, зависит от учителя. Вы абсолюто правы. Не каждый учитель сумеет комфортно для ребенка подать Петерсона. К тому же если ребенок не понял что-то на уроке, по рабочей тетради дома уже не позанимаешься, там почти нет теории. А мне Петерсон понравился, заставляет думать. Но на мой взгляд, большинству понятнее и привычнее шаблоны, они позволяют быстро и легко получить необходимый базисный минимум. Тата, 23.09.07 02:31 ЦИТАТА (Хорина @ 10 мар 2007, 01:15) Тата, Прикольно - это 2й вариант правильного ответа. Светланушка, 25.09.07 06:24 Девочки! Задачка по Петерсон, 3 класс, 1 часть, с42, №12. Проходят множества. В мешке лежат яблоки 3 сортов. Какое минимальное число яблок надо взять из мешка не глядя, чтобы: а) среди них было не менее 2 яблок одного сорта; б) среди них было хотя бы 5 яблок одного сорта. а) 4 (1+1+2); б) 13 (4+4+5)? Так? Как вы решаете? А если яблоки уложены слоями, то 2 и 5? Получается, что для решения недостаточно данных? Горе от ума какое-то Анна Хрусталева, 27.10.07 17:21 А как решаются магические квадраты во втором классе? Я сколько ни соображала, так и не придумала ЦИТАТА (Светланушка) Получается, что для решения недостаточно данных? По-моему недостаточно. Если знать, сколько лежит яблок каждого сорта, тогда можно решить... Тарелка, 27.10.07 17:49 Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали внутри одного квадрата должна быть одинаковой. Анна Хрусталева, 27.10.07 18:36 Тарелка, спасибо!!! пошли решать Nelumbo nelumbo, 31.10.07 01:21 Магические квадраты - те же судоку. Ca va, 06.11.07 15:33 У нас в начальных классах занятия шли по Бененсону.Отлично развивает логику,но как и Петерсон не дает навыков счета.Счетом и решением задач занимались по Моро. Сын ,помню,удивил меня, когда решил задачу уравнением(уравнения только прошли.но задач с их помощью не решали), не мог понять,чем я так восхищаюсь. Тетради Петерсона я покупала для летних занятий, полезно и интересно. Олюша, 16.11.07 10:37 Я тоже занимаюсь математикой с ребенком параллельно школе. Т.е. со школьными программами не пересекаясь. В школе по математике - "5", и что там они проходят уже пятый год меня не интересует. Задачник Петерсон за 4-й класс сын самостоятельно прорешал задолго до окончания 4-го класса. Я скачиваю интересные задачи с сайта www.kengyry.com , сын участвует в различных очных и заочных олимпиадах. Все на вполне приличном уровне. А в школах во всяком случае в СПб, математике до 4-го класса учат безобразно. Далее - единичные школы что-то пытаются сделать. Но существуют математические кружки при университете и сильных мат. школах (куда принимают не раньше 8-го класса), на программы этих кружков я и пытаюсь ориентироваться (сын не имеет времени там заниматься очно). Кроме того существуют старые учебники, они более пригодны для обучения. миттава, 19.11.07 23:25 мой сын изучал математику по петерсону в 1 и 2 классах, учительница говорила ,что если с ребёнком рядом не сидят родители, то толку не будет! а я и муж - работаем! Олюша, 20.11.07 14:17 Это чушь ! Если ребенок все внимательно прочитает - все сделает самостоятельно ! А учитель на что ? LANN, 29.08.08 22:54 Мне сегодня на собрании объявили, что программу Петерсон в школах отменили! У кого какие сведения по этому поводу? phaze, 29.08.08 23:07 Просто заменили учебник Петерсон на Козлову насколько я знаю.. И на официальном сайте программы 2100, тоже выложены уже учебники Козловой и пр. LANN, 29.08.08 23:25 Интересно... нас собираются учить по Веленкину - после 4-х лет Петерсонов Ю-ю, 29.08.08 23:27 phaze, Круто! А я уже учебники купила, и именно Петерсон Завтра буду училке звонить! Королевишна, 30.08.08 20:33 ЦИТАТА (LANN) Мне сегодня на собрании объявили, что программу Петерсон в школах отменили! Я бы такой школе вообще не доверяла - это абсолютно не соответствует действительности. Desert Rose, 30.08.08 20:52 QUOTE Мне сегодня на собрании объявили, что программу Петерсон в школах отменили! А с чем это связано? Мы по Петерсону вообще полуподпольно учимся - официально мы должны заниматься по белорусским учебникам. Но это была инициатива нашей учительницы, и уже второй год мы покупаем учебник Петерсона по математике и Бунеевой по русскому языку. Мне нравятся. Тарелка, 30.08.08 23:18 У нас тоже официально математика Рудницкой, но после первой четверти первого класса перешли на Петерсона. Мне очень нравится эта программа, однако с ней надо уметь работать. LANN, 01.09.08 07:25 Королевишна,Я понимаю, что вы имеете отношение к школе. Ответе тогда почему на официальном сайте программы 2100 нет программы Петерсон. Я была в РАНО, мне подтвердили информацию. Зачем сразу о доверии к школе, если это как минимум на городском уровне. Королевишна, 01.09.08 11:07 ЦИТАТА (LANN) Королевишна,Я понимаю, что вы имеете отношение к школе. Ответе тогда почему на официальном сайте программы 2100 нет программы Петерсон. Это не значит, что теперь программы Петерсон нет совсем - кажется, они не поделили деньги и власть (как это всегда бывает) и она ушла в свободное плавание. ЦИТАТА (LANN) Я была в РАНО, мне подтвердили информацию РАНО сейчас не существует. Вот тут на сайте Департамента образования её экспериментальная площадка: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=gep Под № 18. LANN, 01.09.08 15:26 ЦИТАТА (Королевишна) РАНО сейчас не существует. ну то что вместо РОНО ЦИТАТА (Королевишна) Это не значит, что теперь программы Петерсон нет совсем - кажется, они не поделили деньги и власть (как это всегда бывает) и она ушла в свободное плавание. Понятно. дополнительно и будем по нему учиться. Про поделить власть я уже однажды прошла с программой "Рекорд" и старшей дочерью. тоже была хорошая гимназическая программа. которую прикрыли. АнинаМА, 30.10.08 21:07 У нас тоже программа "2100". Математика Гейдмана. Подготовку проходили по Петерсону. Дочка задания делала не задумываясь. Математику она ну очень уважает. Класс у них математический и у них есть дополнительные уроки по математики (доп.учебники по математике и логике. Авторов не знаю т.к. книги домой не носят.) От Петерсона отказались даже в физ-мат. школе.- тоже Гейдман. А в языковой школе - оставили Петерсон Королевишна, 31.10.08 09:24 ЦИТАТА (АнинаМА) От Петерсона отказались даже в физ-мат. школе.- тоже Гейдман Дело в не в качестве или сложности программы, а в том, что Гейдмана легче преподавать. Программу Петерсон может преподавать только специалист, не один год обучающийся этому, а Гейдман - тривиальная углублёнка, каких немало. Светланушка, 31.10.08 09:33 ЦИТАТА (Королевишна @ 31 окт 2008, 13:24) Программу Петерсон может преподавать только специалист, не один год обучающийся этому, а Гейдман - тривиальная углублёнка, каких немало. Я не специалист, но занимаюсь с ребенком по Петерсон дома (в школе Волкова, Моро). Трудностей при подаче материала не испытывала, сын все понимает. Было бы желание.


Представители современной молодежи нередко засиживаются за компьютером допоздна и затем пытаются наверстать недостаток сна днем. Для таких людей нужен необычный режим, чтобы свести полностью на нет негативное влияние такого образа жизни. Попытаться доспать за бессонную ночь - дело неэффективное. Дневной сон принято считать коротким, да и зачастую от него бывают головные боли, так как просыпаться после обеда, как было установлено учеными, очень вредно для головного мозга. И заменить ночной сон ничто не может. Поэтому ни для кого не секрет, что недосып начинает накапливаться, несмотря на какие-либо усилия его восполнить днем. Специалистам удалось установить, что те, кому приходится работать по ночам, недосыпают в среднем по 6 - 8 часов в неделю. И в результате их иммунитет начинает с немалой скоростью слабеть, задается темп быстрого старения организма, могут возникать также провалы в памяти. Не стоит недооценивать важность необходимого количества ночного сна, именно это время отведено для нормального восстановления организма, заметили ученые.


Экзамен

18.06.19 | Раздел: Школа
Экзамен- Доктор, - сказала мне 40-летняя пациентка, мне часто снится кошмарный сон, что я сдаю экзамен в школе. Я просы­паюсь просто в холодном поту... Прошло уже более 20 лет, как эта женщина сдала свой пос­ледний экзамен. Уже собственные дети закончили школу, а вот ведь наказание какое-то... Среди нескольких тысяч моих па­циентов с самыми различными нервно-психическими расстройства­ми нет практически никого, кому бы несколько раз в жизни в довольно-таки зрелом возрасте не снились такого рода сны. Это указывает на то, что процедура прохождения экзамена в школе, училище и даже институте является мощным стрессовым психоло­гическим фактором. Который у очень многих людей оставляет яр­кий эмоциональный след в памяти, запечатлеваясь на уровне подсознания, заставляя нас вновь ощущать определенное волне­ние от одной мысли, что нам предстоит еще когда-то что-то сдавать. С одним моим коллегой произошла весьма интересная исто­рия. Будучи уже врачом, он зашел к другу в пединститут. Возле нужного ему кабинета стояла группа студентов, ожидающих экза­мена и сильно волнующихся по этому поводу. Через 20 минут он вдруг ощутил, что его также охватило сильное волнение, реальной причины которому абсолютно не было. На самом деле ему передался настрой этих студентов... Коллега был одновре­менно удивлен и заинтригован. Можно вспомнить массу самых забавных случаев, происходя­щих во время экзаменов. Но трудно назвать забавными те момен­ты, когда школьники или студенты (абитуриенты) от чрезмерного эмоционального напряжения падали в обморок, испытывали прис­тупы различных болевых ощущений в сердце, желудке и т.д. В отдельных случаях дело доходило даже до истерик, и не только с девушками. Если же взглянуть на экзамен, а точнее на экзаменацион­ный период (подготовка, сдача, отдых - и опять по второму, пятому кругу) с точки зрения психиатра, то ситуация приобре­тет гораздо более драматичный характер. В нашей стране защи­щено несколько диссертаций о нервно-психических заболеваниях у школьников и студентов, возникающих в результате сдачи эк­заменов. К этому могу добавить несколько десятков случаев за­болеваний шизофренией у студентов самых различных училищ и вузов, с которыми мне пришлось столкнуться за 1998 год (большинство из них возникло в экзаменационный период или после него). Почему же дело обстоит столь серьезно, в чем истинная подоплека этих грандиозных стрессов и жизненных драм? Что такое экзамен? На этот вопрос учителя и ученики от­ветят, что это проверка знаний школьника. Да, это верно, но не совсем... Экзамен - это отчасти лотерея. Экзаменаторы по­чему-то убеждены, что если ученик (студент) хорошо знает их предмет, то всегда хорошо и ответит. Как психолог я не могу с этим согласиться. Во-первых, существует целая система дискре­дитации выставления итоговой оценки в аттестат зрелости. Она заключает в том, что если школьник на экзамене получает оцен­ку выше своей годовой, то в итоге ему выставляется лишь годо­вая, а если ниже, то экзаменационная. И только при совпадении этих двух цифр в аттестат проставляется аналогичная оценка. Понимание этого момента во многом деморализует школьника ­ведь что толку стараться готовиться к экзаменам, если оценку выше годовой все равно не поставят. Уверенный в себе ученик понимает, что уж свою родную оценку он в любом случае полу­чит, так, значит, чего особенно стараться. А вот не очень уверенный беспокоится о том, чтобы не утратить свой имидж (сдача большинства экзаменов в 9 классе никак не влияет на аттестат о среднем образовании). Нельзя забывать и о ярлыках "троечник", "хорошист", "отличник", ставших "второй натурой" каждого школьника. По-человечески более справедливым и психологически более адекватным было бы иное отношение к экзаменационной оценке: если получишь выше годовой - ставится более высокая, а если получишь ниже на 1 балл, то ставится годовая. Безусловно, это не универсальный выход, и он требует дифференцированного подхода. Но в любом случае, это создало бы для школьника более спокойное отношение (не путать с безот­ветственным) к экзамену, который бы стал только интеллек­туальным соревнованием, а не грозным психологическим или пси­хическим стрессом с бессонницей, слезами, постоянным внутрен­ним напряжением уже на стадии подготовки. Огромную роль играет и то, как учителя и родители учени­ка настраивают его к экзамену. Чаще всего и те, и другие за­дают одновременно две совершенно противоположные по сути за­дачи. Первая - отнестись с максимальной серьезностью к экза­мену как весьма ответственному и значительному событию в жиз­ни. Иначе говоря, чтобы посильнее переживали уже от одной мысли, что предстоит экзамен. Вторая - получить как можно бо­лее высокую оценку. Прямо или косвенно при этом говорится, что в зависимости от конкретной оценки, полученной школьни­ком, будет строиться и отношение к его личности в целом со стороны и одних, и других. Между тем, если одному дать в руки пудовую гирю, другому две, а третий будет налегке, то заведомо ясно, что их ре­зультаты по бегу на дистанцию будут совершенно различными. Школьники чаще всего находятся именно в таких обстоятельствах, только вот эти злополучные "гири" никто (ни учителя, ни родители, ни все остальные) не желает учитывать. Вот и получается, что при внешнем равенстве на самом деле школьники поставлены в принципиально разные качественно усло­вия. Почему? Да потому, что даже при общем взгляде на ребят, не будучи сверхквалифицированным психологом, можно увидеть, что есть сангвиники и холерики, умственные процессы которых по сравнению с флегматиками и меланхоликами протекают гораздо быстрее (в 2 - 5 раз). Но и при частичной неудаче отчаяние и растерянность у них могут возникнуть также намного быстрее... Нельзя забывать и об определенных физических факторах - недавно перенесенная простуда, недосып, длительное психологи­ческое и умственное переутомление, недостаточно хороший завтрак перед экзаменом (некоторые почему-то любят ходить на экзамен на голодный желудок). Наконец, школьник может стать свидетелем ссоры между родителями, которую никакими экзамена­ми не запланируешь... Далеко не каждый взрослый, имея ум и выдержку, жизненный опыт и еще много других достоинств и по­лезных качеств, смог бы в такой ситуации сохранить свою преж­нюю работоспособность. Для обуздания излишнего волнения можно посоветовать при­нимать успокаивающие настойки из трав: пустырник, валериана, боярышник, пион, пассифлора, ново-пассит. Если травы завари­ваются самостоятельно, то из расчета одна столовая ложка су­хого вещества на стакан воды. Настойки принимаются в дозе от 20 капель до чайной ложки, а отвары и настои - по 1\3 стакана в зависимости от индивидуальной чувствительности и степени невротизации школьника 2-3 раза в день после еды за 2 недели до экзаменов и в дальнейшем по состоянию еще 2-3 недели. Если недельный прием настоек или отваров не вызвал совершенно ни­какого положительного эффекта, то лучше обратиться к врачу. Принимать лекарства только накануне или перед самым экзаме­ном, особенно те, к которым неизвестна чувствительность орга­низма подростка, не рекомендуется, так как это может вызвать у него сонливость, рассеянность или заторможенность. Ущерб здоровью учеников и студентов наносит не сам экза­мен, как таковой, а система взглядов и представлений о нем, преобладающих у экзаменаторов, экзаменующихся и их родных; методика преподавания предмета в течение года, степень слож­ности или конфликтности отношений между конкретным учеником и учителем, психологическая обстановка вокруг экзамена до не­го, во время него и после него. Отрочество и юность - пора, когда самоутверждение - это одна из самых главных задач подростка, И поэтому естественно его желание завоевать максимальный авторитет и уважение в глазах своих родных (в первую очередь, конечно, родителей). Взрослые (и родители, и учителя) вспоминают свою юность с вы­соты жизненного опыта. И свои прежние переживания от этого кажутся им какими-то несерьезными и второстепенными, никак не влияющими на их жизнь тогда, а уж тем более сейчас. Это приводит нередко к весьма легкомысленному отношению с их сто­роны к переживаниям школьника (студента), связанным с экзаме­нами. У них возникает искаженная субъективная оценка всей си­туации в целом, а отсюда и неадекватное, формально обезличенное отношение к конкретному ученику. Чаще всего это выражает­ся в нагнетании ненужных страстей или в скептическо-ироничном отношении к подростку и его будущим успехам, или полном без­различии вообще и в частности. Так что хочется посоветовать родителям не создавать лишнего ажиотажа у детей перед экзаменами, особенно если ваш ребенок и так тревожно-мнительный, эмоциональный и впечатли­тельный, неуверенный в себе. Таких детей лучше настраивать на умеренный уровень притязаний и ни в коем случае не ставить в зависимость от оценок свое отношение к ним. Наоборот, в слу­чае получения оценки более низкой, чем ожидалось, лучше успо­коить и ободрить, проявить понимание и сочувствие. Перед эк­заменом неплохо внушить веру в его силы и способности, под­держать эти чувства в нем самом. Для улучшения умственных процессов можно посоветовать прием ноотропных препаратов: ноотропил, пирацетам, пиридитол, аминалон по 1 таблетке утром и в обед после еды за 7-10 дней до экзаменов и во время них. Тем, кто относится к "совам", лучше заниматься во вторую половину дня, "жаворонкам" - в первую. Сон должен быть не менее 8-9 часов. После 1 часа за­нятий следует 15-20 минут отдохнуть. Общая продолжительность занятий может быть 6-8 часов. Минимум час в день проводить на свежем воздухе. При пониженном артериальном давлении, вызы­вающем слабость, утомляемость, вялость можно принимать тони­зирующие настойки: элеутерококк, женьшень, аралию, пантокрин, лимонник, левзею, заманиху по 30 капель утром и в обед до еды. Никто из учителей почему-то не думает о том, в каких ус­ловиях школьник готовился к экзаменам. Насколько физически и психологически они были благоприятными для подростка в этот период, не говоря уже о том, как вообще относятся в семье к подростку, причем как все, так и по отдельности. Это бабушки и дедушки со старческими психологическими и психическими особенностями, отчимы и мачехи с достаточно конкретной пози­цией в отношениях с пасынком, старшие братья и сестры, подав­ляющие своим возрастным авторитетом и физической силой, и младшие, создающие порой дискомфорт своими бесконечными фан­тазиями даже отдыхающему человеку. Учителям можно было бы создать психологически благоп­риятную обстановку не только во время экзамена, но и до него. Во время экзамена как-то проявить участие к школьникам, неко­торым дать советы и рекомендации как лучше сосредоточиться или вспомнить, провести логическую линию рассуждения, напом­нить те или иные аспекты, осветить которые забыл от волнения экзаменующийся. Иногда даже доброжелательной и уважительной интонации в голосе учителя или второстепенной подсказки дос­таточно для достижения учеником максимального успеха в реше­нии контрольной работы и в устном ответе. Можно провести среди учеников и учителей мини-опрос: 1) в какой минимальной оценке на экзамене вы уверены; 2)какая оценка может быть наиболее вероятной; 3)какую бы вы хотели получить (поставить с учетом успеваемости в течение года). Результаты представляли бы ценность для понимания ситуации и учителем, и директором, способствовали бы отчасти более объективной оценке знаний каждого школьника в ходе экзамена. И вообще поменьше формализма. В ряде случаев, когда ответ "тянет" на 3,5 или 4,5 балла, желательно учитывать трудо­любие и старание ученика в течение года, его психологические особенности поведения в сложной ситуации, специфику семейной обстановки и другие "смягчающие" факторы. Не стоит учителям отождествлять себя с казарменной старшиной, который требует делать все по уставу. Злорадная категоричность и максимализм при выставлении низких оценок не только не принесут никому пользы, но могут оставить пожизненный след, как в душе школьника, так и в его психике. Есть, конечно, отъявленные лодыри, лентяи и бездельники, но чаще всего за внешней брава­дой скрывается тайная душевная боль и страдание подростка (а может и та или иная психическая патология). И если вы выясни­те истинную причину такого явления, то рука, выставляющая оценку, не будет предельно безжалостной и непримиримой. Победа взрослого над подростком не есть в большинстве случаев предмет особой доблести. Лучше (с позиции психолога и психиатра) не вставать "в позу" прокурора, выносящего "ка­рающее и справедливое" решение, а быть великодушным и снисхо­дительным. И природа обязательно воздаст вам сторицей за вашу доброту.




Здоровье моих детей © 2014-2019 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика