Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Фарингит у ребенка. Лечение фарингита

Фарингит у ребенка. Лечение фарингита

Чаще всего причиной боли в горле у ребенка бывает острое или хроническое воспаление глотки (фарингит), а также миндалин (
14.10.18

геморрагический васкулит лечение

геморрагический васкулит лечение

   Васкулит, или капилляротоксикоз, или болезнь Шенлейна-Геноха — заболевание аллергической природы, сопровождающееся воспалением сосудистой стенки с увеличением ее проницаемости, ломкости и кровоизлияниями в кожу и внутренние
06.10.18

Поступление ребенка в школуНе будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых, в который не терпится поскорее войти. Проходят дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами. Правда, далеко не однозначными. Одни дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких, кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы обратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид. На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п. Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в стойкую школьную дезадаптацию. Но это - лишь одна сторона проблемы. О другой по сей день говорить не принято. Считается, что в школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. Хотя, если быть до конца откровенным, это не так. Сама природа школы такова, что порождает множество проблем, которые порой ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей. Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от их умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания. Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада уже привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился. Первоклассник, особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно явно сигнализируют изменения в его поведении. Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит. Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное улучшение. Бывает и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: ребенок неусидчив, излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: внешнее впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, одеться, позавтракать. В армии всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и мы сами порою ведем себя точно так же по отношению к своему "новобранцу армии знаний", тормошим его, понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным и оглушенным. А может ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности? Если не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию - дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на десять. Еще одна проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти в любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение. А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее сотни калорий, которую можно добрать и попозже. Но это - домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость, веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком смысле), не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен". Дорогие родители! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстракция, порожденная учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли никудышными учениками). Наверное, не стоит сразу возражать учителю: учителя к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам. а теперь могут повредить и вашему ребенку. Миф первый: "Школа - второй дом". Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим. Миф второй: "Учительница - вторая мама". Мать у ребенка тоже одна. Избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться неоткуда. Миф третий: "Учитель всегда прав". А встречали ль вы вообще хоть одного человека, который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу - умную, добрую и справедливую. А то и двух-трех таких учителей... Их тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и слава Богу. А большего ждать наивно. Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем повторять их ошибок. Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.


Опять двойка?

02.09.18 | Раздел: Школа
Ругать за двойкиМой сын (5-й класс) нередко приносит домой двойки. То диктант плохо написал, то стихотворение недоучил. При этом он сам этим двойкам не рад, я вижу. Но муж придерживается такой точки зрения, что если не ругать и не наказывать за них, то тогда сын совсем «расслабится». Поэтому он за каждую двойку или гулять его не пустит, или компьютером не разрешает пользоваться, и ругает, конечно. Не знаю, хорош ли такой метод воспитания? Ругать ли ребенка за двойки? Галина Ругать ли ребенка за то, что он упал и ему больно? Безусловно, нет. Объяснить, почему он упал, — возможно. Пожалеть — обязательно. Но ругать, выдавая свой испуг за родительскую строгость, все же не стоит. Ругать надо за то, что ребенок нарушил ваш запрет бегать там, где, скажем, скользко. И то только в том случае, если этот запрет был. Не стоит бросаться на него коршуном: «Ты что, не видишь, что тут скользко?! Ты почему упал?» — притом что минуту назад вас совершенно не интересовало, где он бегает и что делает. Можно подумать, он хотел упасть и ушибиться. Так же и с двойкой. Ругать (вернее, не ругать, а порицать) имеет смысл за несделанное домашнее задание, за лень, за хамство или грубость. Но не за то, что ребенка уже наказали плохой отметкой. Это может казаться мелочью, но это очень важная мелочь. В противном случае ребенок от вас получает сигнал: «Не попадайся! Прячь двойки!» — а вовсе не тот, что вы хотели донести: «Не ленись!» Для всех очевидно, что разговаривать с ребенком лучше до того, как он двойку получил, чтобы полученная оценка была закономерным результатом. Но ведь за всем не уследишь. Вообще, для ребенка существует только один вид поощрения или порицания. Это мнение значимого для него человека. Ведь что такое эта пресловутая двойка? Это оценка учителем действий ученика. Если учитель — авторитет для ребенка по той или иной причине, то двойка сама по себе уже наказание хуже не придумаешь. Если учитель для ребенка не авторитет, то двойка не работает. Тогда, как правило, педагог попробует привлечь вас в качестве авторитета, что в определенном смысле говорит о том, что он в данной ситуации беспомощен. И дальше идет вопрос об учителе и о том, как ему действовать в подобной ситуации. Учеба — это прежде всего обязательства ребенка перед школой (если не существует отдельного договора в семье на этот счет). Странно было бы, если бы вы вернувшегося с работы мужа отчитывали, что он что-то на работе не сделал, поленился. Если же ребенок провинился лично перед вами (неважно как — двойка, которую обещал вам не получать, порванные штаны или что-то еще), а вы уверены, что ваше мнение для ребенка важно, то лучше рассказать ему про свои чувства. У психологов есть термин «Я-сообщение». То есть вы не говорите, что ребенок плохой. Вы сообщаете, что расстроились из-за его поступка. Например: «Я расстроен, что ты не хочешь потрудиться», или: «Мне было очень стыдно, когда учительница рассказывала, что ты сделал», или: «Мне грустно, что я не могу рассчитывать на тебя». «Я-сообщение» потому так и называется, что вы говорите про себя, про свои эмоции. Только при «Я-сообщении» надо очень четко себя контролировать, чтобы это сообщение не перешло снова в ругань. Вроде: «Я очень расстроена тем, что ты такой плохой, бестолковый, мы с отцом день и ночь работаем, чтобы ты…» — и так далее. Важнейший критерий в этом разговоре — честность. Вы искренне делитесь своими переживаниями, не противопоставляя себя ребенку и ставя его в достаточно взрослую позицию: «Есть проблема, и ее надо решить». Плюс к этому укрепляете свой контакт с ребенком. Конечно, если контакт есть. Если контакт потерян, любое «Я-сообщение» бессмысленно. Ребенок к каждому вашему «мне грустно» будет добавлять (мысленно или вслух): «Мне-то что с того?!» И будет в определенном смысле прав: если вам нет дела до его детских переживаний — с какой стати он будет нагружать себя вашими, взрослыми? Мое глубокое убеждение, что если контакт с ребенком утерян, если ребенок перестал вам доверять, то думать надо о том, как этот контакт восстановить, а не о двойках. Это как болезнь. Если это просто кашель, то надо лечить его. Если лечение не помогает и кашель становится хроническим, то дело уже не в кашле, это всего лишь симптом чего-то более опасного и серьезного. И надо это серьезное диагностировать и лечить. Глядишь — и кашель тогда сам пройдет.


Школьное образование в ИспанииСвоими знаниями о системе испанского школьного образования делится Надежда Таранко, переехавшая в Испанию из Беларуси. Замужем за испанцем, имеет сына-школьника. По образованию преподаватель математики и информатики. Система школьного образования в Испании состоит из следующих ступеней: Необязательное детское образование (типа отечественных детсадов) - Educación Infantil - с 0 до 6 лет Обязательное начальное образование (6 лет) - Educación Primaria - с 6 до 11 лет Обязательное среднее образование (4 года) - ESO или Educación Secundaria Obligatoria- с 12 до 15 лет Необязательные "старшие классы" (2 года) - Bachillerato -с 16 до 17 лет. Государственная школа Обучение в государственной школе бесплатное. Родители платят только за учебники, школьные принадлежности (ручки, тетради и т.п.) и дополнительные мероприятия (экскурсии, поездки). Учебники довольно дорогие- для учеников ESO, к примеру, комплект учебников стоит примерно 300 евро. Но для нуждающихся учащихся все или часть учебников даётся школой на год в пользование бесплатно. В государственной школе, чтобы перейти в следующий класс (по крайней мере для бачелериато и ЕСО, для примарии не знаю), нужно иметь не более двух задолженностей, только чтобы они не были одновременно по испанскому языку и математике. То есть, даже если ребёнок "завалил" один или два предмета, то в следующий класс переведут (только если не "завалил" сразу и испанский, и математику). Но в любом случае более двух лет в одном классе не оставят- переведут всё равно в следующий, если опять "завалил" более двух предметов. Кстати, остаться на второй год, по моему опыту, здесь это нормальное явление, например, результате в классе, в котором учится мой сын, 40 процентов детей второгодников. Так что тот возраст, который был приведён выше для возраста детей на определённой ступени образование, получается, как бы минимальный, то есть если не разу не оставался на второй год. Только для выпусников бачильерато немного постороже- пока не сдашь все предметы, аттестат об окончании бачильерато не получишь. Уровень образования в государственных школах невысок, увы, дисциплина хромает. Я, в принципе, была готова к этому, но всё равно была неприятно удивлена. Но, справедливости ради, стоит отметить, что учителя в целом неплохие, старались и стараются моему сыну помочь с языком. Язык - это, конечно, очень важно. Настоятельно рекомендую всем родителям, особенно родителям подростков (то есть уже не очень маленьких детей), которые думают об иммиграции, заранее учить детей языку. Чем лучше знания языка, тем быстрее и безболезнее ваш ребёнок адаптируется в Испании. Много говорят про то, что наши дети (русские, украинские, белорусские) быстро схватывают испанский язык. Наверное, доля правды в этом есть. Но всё равно я считаю, что без специального изучения языка не обойтись, и лучше, конечно, иметь какой-то уровень языка заранее. Ещё в здешней школе моего сына и ещё двух детей - иммигрантов из Болгарии дополнительно учили испанскому языку в течение полугода. Моему сыну эти уроки помогли гораздо больше, потому что, в отличии от детей из Болгарии, мой имел начальный уровень испанского. Для того, чтобы попасть в государственную школу, надо обратиться в местное отделение образования (Cosejeria de Educación, Cultura y Deportes) заранее. Мы обращались туда за месяц до начала учебного года. Требуется иметь прописку для ребёнка (Empadronomiento), паспорт и его копию (странички с фотографией). Там уже в консэхерии заполняется форма, в которой кроме данных ребёнка, следует указать в какую школу (instituto) хотите его определить. Там даже несколько возможностей (типо первый приоритет, второй, третий). То есть, заранее желательно узнать какие школы есть в вашем районе, какие лучше, какие хуже. Куда мы попросили, туда нашего сына и определили. Насколько я знаю, в примарию и ЕСО нелегальных иммигрантов берут без проблем, так как это образование обязательное. Насчёт бачильерато - не знаю. Для того, чтобы записаться в конкретную госшколу, нужно принести им распечатанный емэил из Cosejeria de Educación про то, что вас определили в это школу, две фотографии и оплатить матрикулу (мы платили 6 евро, иногда чуть больше или меньше). Вначале с нас ещё требовали оценки из предыдущей школы. Они у нас были, но без перевода. К тому же система оцнивания здесь в Испании десятибальная. Короче мы сказали, что вот же запрос из министерства образования, там про оценки ничего не написано. Ну нас и взяли без оценок. Теперь немного просто фактов и личных впечатлений про госшколу (ЕСО) На парте сидят по одному (правда и парты меньше по размеру). Учителей называют просто по именам. На уроке музыки нет привычных нам пианино, зато у всех детей есть флейта (пришлось купить), и их учат играть на ней. Дневников нет. Вместо четвертей учебный год разбит на триместры. В конце каждого триместра родителям выдаётся листик с оценками вашего ребёнка. Кроме испанского языка, учат английский и французский (французский, правда, не обязательный предмет, а факультативный). Домашних заданий задают совсем немного. Количество предметов меньшее, потому как многие предметы объединены: испанский язык и литература (один предмет), социалис (это история и география), натуралис (физика и биология... и химия, наверное, тоже), технология (черчение и информатика). Вот и получается, что предметов гораздо меньше. Уроки длятся 55 минут. Есть предмет "религия" и альтернативный к нему "активидадес де эстудио" (то есть просто можешь что-то другое делать, например, испанский самостоятельно в это время изучать). По литературе читают дети очень мало: за полгода только одну книгу (да и то, далеко не всё её действительно прочли). Все школы обнесены забором. Детей до окончания уроков без специального разрешения родителей домой не отпустят (кроме, может быть, бачельерато). В некоторых госшколах есть бесплатный школьный автобус. Выдают всем детям студенческий билет. Теперь по поводу частного школьного образования Есть как бы два вида частных школ - полностью платные и частично финансируемые государством. Про полностью частные школы мне известно мало, так как это дорогое удовольствие, которое мы для своего сына позволить не можем. Ещё есть как бы "частично платные" школы (которые частично финансируются государством). Стоимость обучения там уже вполне подъёмная, 300 евро месяц приблизительно. Мы о такой школе думаем для нашего сына на следующий год. Но тут тоже не так всё просто. Учителя там, по моим сведениям, не лучше но и не хуже, чем в госшколе, но дети чуть лучше. Я знаю одну такую хорошую "частично платную" школу в нашей провинции. Она испанско-немецкая. Преподавание там на двух языках- испанском и немецком, дети получают действительно хорошие знания, после школы свободно говорят на трёх языках. Но для нас такой вариант не подходит, так как мой сын не знает немецкого совсем. А в 13 лет это для такой школы серьёзно. Так что будем думать над другими вариантами. Но не все испанцы считают, что такие "частично платные" школы лучше государственных. Семья наших друзей-испанцев (которые сами работают преподавателями в университете), у которых трое детей-школьников, считают, что в таких школах знания те же, только порядка больше. Вот они и предпочли своих детей отдать в государственную школу, просто по выходным с ними дополнительно занимаются.


Как бороться с суицидомЧто такое суицид и суицидальная попытка, как распознавать признаки надви-гающейся опасности и что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода? Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать спо-соб выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Что нужно знать о суициде? Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важ-но быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. В этой главе ты получить информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому. Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действи-тельности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидо-логи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид. Национальный статистический центр здравоохранения США подсчитал, что в 1992 году жертвами суицида стали 5000 молодых людей, и многие эксперты полагают, что цифра эта занижена. Наряду с суицидами, которые по ошибке именуются “случайной смертью”, совершается немало суицидов, о которых информация в полицию не сообщается. Многим родителям тяжело признаваться в том, что их сыновья и дочери покончили с собой *). Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покон-чивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу “суицид” попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид “молодеет”: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В после-дующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит на-меком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немно-гие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда. Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то по-мешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут. Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опас-ность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталки-ваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто го-ворить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными. Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству. От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суи-цидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного суицидального риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или упот-ребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый “фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример. Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы. Поскольку суицидальное поведение принято считать ”ненормальным” и “нездоровым”, многие ошибочно полагают, что суициденты “не в себе”. Суицидентов путают с теми, кто психически болен. Есть даже точка зрения, будто суициденты опасны не только для самих себя, но и для других. Да, суициденты могут вести себя как “психи”, однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздраже-ны, но их раздражение направлено исключительно на себя. Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, пси-хически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться не- адекватностью. Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения жизнь их превращается в пытку – однако твои друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат. Важная информация № 7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно. Важная информация № 8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу по-кончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно. Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет при-влечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде. Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит жи-вется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез. Важная информация № 9. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. Наверно, ты согласишься, что дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: “Ну и что? У тебя и без него друзей хватает”. На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что “здорово” для тебя, для одного твоего друга “паршиво”, а для другого – “нормально”. Важная информация № 10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу тер-пения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач. Важная информация № 11. Самоубийство может совершить каждый. Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип ”суицидо-опасного подростка” установить невозможно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе ни дома. На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, мощные “тряпки”. Но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют. Важная информация № 12. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск. Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки. После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внима-ние, и у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, “берет свое”, появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, под-толкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих. Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, под-росткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией. В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой попытки одумался и “пошел на поправку”, – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: “Ничего, скоро все это кончится”. Информация № 13 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство! От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может с пасти потенциальному суициденту жизнь. А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты. Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом? Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не поговоришь с родителями, учителями или друзьями. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?” Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить. Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли? Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет. А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали. Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осоз-навали, что хотят жить. Для того, чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи: 1. Нам нужно, чтобы нас любили. 2. Нам нужно хорошо к себе относиться. На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа: 1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся. 2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”. Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь также, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве. Потребность любви Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это: – потребность быть любимым; – потребность любить; – потребность быть частью чего-то. Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми. Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг. Подумай сам. Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что “тебя никто не любит”, и вдруг ты начинаешь ощущать чью -то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают – и у тебя появляется проблеск надежды. Если же тебя пресле-дуют мысли о смерти, потому что ты сам никого не любишь, то теплые чувства по отношению к тебе могут оказаться заразительными: под их воздействием может растаять и твое холодное сердце. Если же ты хочешь покончить с собой, потому что чувствуешь, что никуда “не вписываешься”, бывает достаточно всего одного дружеского рукопожатия, чтобы ощутить, что ты занял место в сердце хотя бы одного человека. Заботливый и ласковый друг способен отговорить тебя от самоубийства, ибо он удовлетворяет твою потребность в любви, потребность, столь свойственную каждому из нас. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова. Окружение – это то место, где ты находишься “в окружении” других. Такие “окружений” у тебя несколько: дом, школа, двор. Находясь в компании своих друзей, ты пребываешь в окружении сверстников. В принципе “Окружений” может быть еще больше, например: работа, церковь или баскетбольная площадка. В каждом из таких мест ты взаимодействуешь, контактируешь с другими. Разговариваешь, смеешься, споришь. А иногда просто молчишь. Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам. На чем основывается наша самооценка? Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку. – Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или вос-питатели, что они о нас говорят. Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств: твои родители тебя хвалят; ты завалил экзамен; твои друзья “за тебя горой”; учитель физкультуры кричит на тебя; ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе; кто-то назвал тебя “психом”; тебя избрали в совет класса; ты подвел приятеля.


Новости
Вирусный гепатит Е (ВГЕ)

Вирусный гепатит Е (ВГЕ)

Вирусным гепатитом Е болеют подростки и молодые люди. Источник инфекции ВГЕ — больной человек. Механизм передачи инфекции фекально-оральный. Заразиться можно в основном через инфицированную воду, а также через предметы обихода, которыми пользовался
21.10.18



Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика