Школа » Страница 18 » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Новости
Не лишайте старшего ребенка детства

Не лишайте старшего ребенка детства

Все зависит от родителей, как ваш старший ребенок воспримет появления в семье младшего брата или сестрички. Это будет с радостью или с опаской и предупреждением. Сообщить нужно, как можно раньше, независимо кто у вас дочь или сын. Старший ребенок и
17.12.18

Заболевания детей
Носовое кровотечение у детей

Носовое кровотечение у детей

У детей нередко возникает носовое кровотечение вследствие травмы, плохой привычки ковырять в носу, а иногда без видимой причины. Ребенку с носовым кровотечением создают покой, запрещают сморкаться. Крылья носа плотно прижимают друг к другу двумя
15.12.18

Лечение простуды у детей

Лечение простуды у детей

При появлении простуды у детей, следует использовать натуральные средства, которые быстро снижают температуру, облегчают дыхание, улучшают самочувствие. При этом следует проконсультироваться с педиатром об использовании эффективных лекарственных
09.12.18

Лечение брекетамиРаньше было так: стоматологи спрашивали, не было ли у меня травмы, и услышав отрицательный ответ, записывали в карточку «аномалия состояния зубов». Знакомые считали своим долгом убедить меня, что в этом моя индивидуальность. «Пусть моя индивидуальность будет в чем-то другом», - подумала я и направилась на консультацию к ортодонту Стало так: знакомые при встрече говорят «Я не узнал тебя в брекетах», а незнакомые при первой же возможности спрашивают, показывая почему-то на свой рот: «Это сейчас модно так?». Скобы, железки, замочки… Как только не называют многострадальные брекеты, правда, скорее многострадальными становятся их хозяева… В первый вечер, а также в три следующих дня мне хотелось оторвать те кусочки металла вместе с зубами, а сейчас… сейчас я люблю повторять, что красота – страшная сила, она же требует жертв, она же спасет мир… Дни на календарике я, понятно, не зачеркиваю, однако «срок» свой отсчитываю… зубными щетками. Из расчета щетка на 2 месяца, скажу, что сейчас пользуюсь 5-й, и как минимум столько же придется использовать после… вместе с неизмеримым количеством специальных ортодонтических ёршиков и ополаскивателей для ротовой полости, которые стали за это время моими лучшими друзьями. Один брекет в поле не воин Про особенности лечения брекет-системами рассказывает врач-стоматолог, ортодонт 1-й категории с 6-летним стажем Валерий Баленда: - Брекет (в переводе с английского - замок) – это неснимаемый ортодонтический аппарат, который действует механически. Отдельный брекет представляет собой маленькую пластиночку, запрограммированную состоянием определенного зуба, поэтому каждый брекет – индивидуальный для каждого зуба. Сам по себе брекет в поле не воин, он «работает» в связке с многочисленными специальными приспособлениями: дугами, тягами, цепочками, пружинами, кольцами и др., закрепленными на двух челюстях, - каталог наименований этих элементов и их разновидностей насчитывает более 200 страниц. Лечение брекетами ведется системно, поэтому более корректно будет называть брекет «брекет-системой». Дуги изготавливают из специального сплава, который владеет уникальной памятью формы: как ее не согнешь, она стремится занять исходное положение. Дуге придают форму идеального зубного ряда и она не сдается даже под воздействием кривых зубов пациента, наоборот, - тянет их за собой. Отсюда и ощущение, что зубы ходят ходуном при установке брекетов. - Ортодонты вообще называют брекет-систему мультибондинг системой: она состоит из многочисленных элементов и при этом клеится на поверхность зубов, - отмечает Валерий Леонидович. - Что лечат брекеты? – интересуюсь. - Брекеты лечат аномалии зубов и челюстей (неправильный прикус, неправильное состояние зубов и т.д.), которые бывают двух планов – эстетического (пациента не устраивает внешний вид зубов) и функционального. При незначительных отклонениях от нормы (едва заметные повороты зубов) лечение брекетами не является обязательным и зависит исключительно от желания пациента, а вот при функциональных нарушениях дела значительно хуже. Неправильный прикус с течением времени может привести к болезням зубов и десен, а самое опасное – к заболеваниям височно-нижнечелюстного сустава (которые очень тяжело вылечить, а привести они могут к тому, что тяжело будет даже открывать и закрывать рот, челюсть может даже перекосить набок, понятно, все это сопровождается неимоверной болью, которая может отдавать в ухо, вызвать мигрень и т.д., такими осложнениями занимаются уже не столько ортодонты с брекетами, сколько терапевты, хирурги и другие специалисты-медики) и даже желудочно-кишечного тракта (из-за недостаточной переработки пищи). Как видите, отодонтия работает на перспективу: с помощью брекетов и не только она должна предупредить возможные осложнения, а не преодолеть последствия. Брекетам все возрасты покорны - Лечить можно в любом возрасте, у меня были даже 40-летние пациенты, - заверяет Валерий Баленда. – Однако безусловно, есть оптимальный период: примерно с 12 до 18 лет. Почему? Обусловлено это несколькими причинами: во-первых, брекеты фиксируются на постоянные зубы, во-вторых, лечить в таком возрасте, когда челюсть еще окончательно не сформировалась, проще, легче и скорее; в–третьих, результат будет более стойким – организм только-только формируется, и на этой еще неокрепшей системе мы строим свою, правильную. В обратном случае, когда организм сформировался и прикус стал устойчивым, нужно ломать и строить новое. Такие «постройки» недостаточно устойчивые, потому что организм будет направлен на то, чтобы вернуть предыдущее состояние. Однако лечение в детском возрасте имеет и свои сложности: у детей зубы меньше насыщены минеральными веществами, поэтому брекеты для них опасны развитием кариеса и пигментацией. Маленьким пациентам требуется очень тщательная гигиена, проконтролировать это в свою очередь обязан врач. Если гигиена плохая, таким детям лучше на этом этапе не ставить брекеты, а лечение отложить до того времени, пока у них не появится мотивация. «На грязные зубы брекеты ставить нельзя!» - любят повторять ортодонты. Но это не единственный момент – необходимо также учитывать, что у подростков идет гормональный всплеск, стоит следить за тем, насколько гармонично развивается мальчик или девочка, в норме ли функционирование желез внутренней секреции. Существует также возможность сбоев в гормональном фоне, что приводит к нарушению кальциевого обмена в крови, а это, понятно, отрицательно сказывается на состоянии зубов. Согласно наблюдений Валерия Леонидовича, среди пациентов больше всего молодых женщин, которые обращаются к ортодонту с какими-либо эстетическими дефектами (процентов 80 случаев). Возраст пациентов в среднем 18-25 лет. Самые распространенные опасения, связанные с брекетами Во-первых, пациенты беспокоятся, что после лечения прорежутся зубы мудрости, которые могут нарушить достигнутое с таким трудом идеальное состояние зубов. Во-вторых, существует мнение, что до периода половой зрелости зубы ровнять не имеет смысла, потому что челюсть потом вырастет и все изменится. Комментирует Валерий БАЛЕНДА: - На сегодняшний день ортодонты склонны к удалению зубов мудрости еще в зарождающемся состоянии, не ожидая, пока они вырастут и что-то нарушат. Особенно это касается тех случаев, когда наблюдается очевидный дефицит места. А насчет роста челюсти, его нужно прогнозировать: существуют специальные методы, которые позволяют высчитать, насколько вырастет челюсть и как изменится ее состояние. Все эти факторы необходимо учитывать. На самом деле, в некоторых случаях лечение лучше отложить или проводить его не брекет-системами. К тому же у деток перед лечением брекет-системами часто проводится лечение ортодонтическими пластинками, и когда проведена хорошая подготовка, дальнейшее лечение пойдет намного легче. Поэтому пластинками брезговать не приходится: когда доктор говорит надо, значит надо! Перед тем, как поставить брекеты, нужно провести многочисленные подготовительные мероприятия: залечить все зубы, сделать панорамный снимок (не каждого зуба отдельно, а все вместе) и… проконсультироваться у врача. - Доктор должен быть внимательным к общему состоянию пациента, - отмечает Валерий Леонидович, - необходимо изучать гормональный фон (делать соответствующие анализы), смотреть, какие есть внутренние проблемы – наличие соматических и хронических заболеваний. В идеале проводятся еще и генетические исследования. Весь этот комплекс необходим для того, чтобы адекватно провести лечение. Пациенты часто интересуются, обязательно ли удалять здоровые зубы для лечения брекет-системами. Отвечаем: это зависит от многих факторов – диагноза, тактики лечения, состояния зубов и др. Одни ортодонты радикально стоят на позициях «за удаление», другие – против. Я же придерживаюсь мнения, что нужно совмещать и учитывать последствия. После того, как - Третья, заключительная часть лечения, - ретенционный период, который соответствует двум терминам ношения брекет-системы, - говорит Валерий Леонидович. – Здесь требуется больше свое внимание: вылечить может каждый, а вот сохранить результат очень сложно. От того, какую стратегию для лечения выбрал врач, зависит окончательный результат – не тот, когда брекеты только-только сняли, а отдаленный – через 3-5 лет. Чтобы закрепить достигнутое, придется пользоваться тем или иным ретенционным аппаратом. Вообще существует более сотни разновидностей, для каждого случая доктор подбирает самый подходящий: одним клеит неснимаемый ретейнер (что-то похожее на шину), а другим советует надевать перед сном ортодонтические пластинки. ПЛЮСЫ брекет-систем Брекеты позволяют сделать кардинальные изменения в состоянии зубов (поскольку выравнивают и перемещают зубы в трех плоскостях), имеют значительно более высокие возможности в сравнении с пластинками; они укрепляются стационарно: в первую очередь это решает проблему с детьми, которые при первой же возможности готовы снять ортодонтический аппарат (помню, в школе мы играли в кича пластинкой моей подруги). Однако даже в лечении неснимаемыми ортодонтическими аппаратами не все зависит от доктора: есть элементы, которые пациент должен носить дома, а когда тот саботирует, то врач может не добиться необходимых результатов. Ортодонты напоминают, что лечение постоянно должно сопровождаться психологической подготовкой. МИНУСЫ брекет-систем усложняется гигиена, с брекетами значительно тяжелее вычистить зубы, а это отличная почва для кариеса. Однако для бедняг-носителей брекетов в аптеках раздолье – есть много специальных приспособлений (например щетки со срезанной посередине щетиной), стоит только ими пользоваться; эстетический недостаток: брекеты, мягко говоря, не очень украшают, однако это не касается лингвальных, керамических, сапфировых и других брекетов, потому что лингвальные закрепляются с тыльной стороны зубов, а остальные сделаны из материалов, которые на зубах не так заметны, как металлические. «Капризные» брекеты Керамические, пластиковые, сапфировые брекеты.. с ними лечение особых патологий идет дольше, пользоваться ими необходимо более аккуратно – их легко сломать. Они требуют особенной нежности к себе – такие вот капризные. Лингвальные же брекеты в Беларуси не очень популярные. Их установка требует специальной техники (ей владеют немногие ортодонты), отлично обученных зубных техников (большая часть работы возлагается именно на них) и дорогого оборудования. Да и цена таких брекетов значительно более высокая. Истоки и перспективы брекетов На сегодняшний день лидером среди стран по лечению брекет-системами являются США, где этот метод и зародился более 100 лет назад. Первые брекеты были такими своеобразными коронками с крючками. И теперь про перспективы… На сегодня есть препараты, способные размягчить кости, однако они мало применяются и влияние их недостаточно исследовано. Кто знает, может, в будущем, исправление состояния зубов будет занимать несколько дней, а то и часов! Сроки и стоимость лечения брекетами Цены на брекеты Металлические брекеты от 44 000 р. Керамические брекеты от 98 000 р. Сапфировые брекеты от 130 000 р. Лингвальные брекеты от 192 000 р. Лечение продолжается в среднем 1,5 – 2 года. Стоимость зависит от трудности лечения и от срока. Однако всю сумму не доведется выплачивать сразу, оплата идет поэтапно – параллельно с лечением. Активации (корректировки ортодонтом тех или иных элементов системы) проходят с интервалом от 2 недель до 2 месяцев. Менее чем за год навряд ли можно изменить состояние зубов и челюстей, а больше 3 лет лечить нецелесообразно: если зубы за это время не выровнялись, то уже никогда не выровняются Эпилог У меня есть список того, что можно будет грызть-жевать где-то через 5 щеток: орехи грильяж сушки жвачки ириски халва. Одна моя подруга даже предложила не отказываться, а собирать все то, чем меня угощают и что мне пока есть нельзя. Интересная получится коллекция А другая подруга однажды сказала: «Знаете, Аллочку брекеты совсем не портят», в ответ на это начались шутки: «Пусть она их всю жизнь носит!». Надеюсь, что брекеты на самом деле не портят, а даже идут мне и в то же время жду не дождусь момента, когда их снимут! Привлекательные ортодонтические средства Ортодонтическая пластинка создала сексуальный образ набоковской героини Лолиты в одноименном фильме (с Доминик Свэйн в главной роли). Героиня Дэми Мур в фильме «Непристойное предложение» носила брекеты. А что уже говорить про русскую копию «Дурнушки-Бэтти» - героиню Нелли Уваровой, за приключениями которой следят, видимо, все белорусские женщины (кроме меня разве что: чисто из интереса пробовала смотреть, - сама ношу и очки, и брекеты – однако так и не поняла, почему все фанатеют). Не на экране, а в настоящей жизни брекеты носили актриса Кэмерон Диаз, теннисистки Анна Курникова и Мария Шарапова. Интересно получилось с Томом Крузом: привел к ортодонту сына, а доктор заметил нарушения у отца. Так в возрасте 40 лет начал лечение брекетами знаменитый актер. А самой незакомплексованной носительницей брекетов показала себя Синди Кроуфорд, которая во время ношения металлических брекетов даже снялась в рекламе с широкой улыбкой на все n зубов.


Первый классПоиск истоков школьных проблем у детей, нужно начинать с анализа того, насколько готовым к школе пошел ребенок в первый класс. Если ребенок физически и психологически здоров, то он легко справится с трудностями. Надо очень хорошо понимать, что готовность к школе не меряется лишь умением читать, считать и немного говорить по-английски, а подразумевает под собой гораздо более сложный комплекс умений и навыков, позволяющих ребенку относительно спокойно приспособиться к школьной жизни. Давайте остановимся на таком важном моменте, как общение. Если ребенок умеет строить свое общение с одноклассниками, с учителем, он всегда готов переспросить, если ему что-то непонятно, он умеет попросить о помощи, он легко общается с людьми, многие проблемы у него в обучении просто не возникнут. Вспоминается такой случай. Обратились ко мне по поводу возбужденного состояния одного первоклассника. Он отвлекался на уроках, постоянно был в каких-то бурных эмоциях, не мог сосредоточится на учебной задаче. Учитель и родители никак не могли понять, что с ним происходит. В ходе беседы с ним мы сумели выяснить причину, которую сам мальчик и сформулировал: «Вы знаете, Лариса Николаевна, я сейчас только понял, что со мной происходит: ко мне относятся как к лидеру, а я не умею им быть, и вообще я мечтаю учиться где-нибудь в обычной школе, лучше у бабушки в деревне, где нет таких требований, и есть много друзей». После того, как проблема была выявлена, этому ребенку удалось помочь, и все у него наладилось. Конечно, когда ребенок находит свое место в классе, многие страхи и тревоги просто не возникают. Ведь представьте, какая нагрузка на психику школьника возникает у отверженного ребенка при ответах у доски, во время поддразнивания на переменах. Если ребенку вовремя не помочь, состояние эмоционального напряжения, высокая тревожность могут длиться годами, что неизбежно скажется на результатах не только устных ответов, но и контрольных работ, экзаменов. Очень часто не умеют общаться дети, которых этому не научили в семье, занятые родители не дают ребенку тепла и любви в достаточном количестве, и он привыкает быть как бы в отчуждении от других, всегда немного в сторонке. Исследования психологов показали, что например, в больницах чаще подходят к тем детям, кто чаще улыбается, более открытые и веселые. Такие и у педагогов будут в любимчиках, а значит, они будут чувствовать себя более уверенно и будут более сосредоточены на объяснении нового материала. Научиться общению ребенок может и в ролевых играх, в которые с упоением играют дети старшего дошкольного возраста. А если ребенок просидел это время у компьютера или не ходил в садик, значит ему придется этому учиться в школе, параллельно с постижением азов наук. Кроме того, бывают врожденные особенности, при которых дети ведут себя застенчиво, или подвержены всевозможным страхам или настроены слишком агрессивно. Психологическая готовность подразумевает также нравственную и эмоционально-волевую готовность. Если ребенок приучен к порядку, каждая вещь у него знает свое место, он организован, ответственен, самостоятелен, любит учиться, значит еще один круг проблем не возникнет в его школьной жизни. Могу привести такой пример. У девочки, начиная с пятого класса стали нарастать проблемы, она достаточно лениво относилась к учебе, могла не выучить урок, все, что ей нравилось, это только наряжаться. Мама рассказала, что дома постель она не убирает, обедает в постели, глядя телевизор, в комнате беспорядок, никаких обязанностей по дому дочь не выполняет. Сначала мама думала, что балуя дочь, она проявляет свою любовь. И только когда уже сформировались устойчивые черты характера, мешающие учиться и трудиться, она начала бить тревогу. Ну, а кто же придет вдруг с волшебной палочкой и превратит дочку в трудолюбивую, аккуратную и привыкшую читать книжки девочку? А она от природы была совсем не глупа. Вот так родители сами, не задумываясь о последствиях, формируют у своего ребенка характер, не позволяющий ему добиваться хороших результатов в учебе. И наконец, готовность к школе подразумевает и собственно интеллектуальную готовность. Хорошо, если ребенок пришел в школу со сформированными простейшими мыслительными операциями – анализ, обобщение, рассуждение, с речевой готовностью – большой запас слов, умение рассказывать, отвечать на вопросы. А дальше надо следить за тем, как он усваивает программу. Приведу примеры из практики. Девочка в первом классе с трудом усваивала программу по математике, к концу года она просто впала в депрессию и отказывалась заниматься и танцами, и музыкой. Или мальчик-второклассник, не умеющий решать задачи, начал задумываться о самоубийстве. Другой при аналогичных проблемах часто плакал и решил, что он законченный дурак. Еще один мальчик, имеющий проблемы со здоровьем, очень сильно уставал и не мог успевать в учебе наравне со всеми. Родители этих детей вовремя обратились за помощью и все эти истории закончились благополучно. Родители должны знать одну особенность детей этого возраста. По теории Э. Эриксона в возрасте 6-10 лет ребенок обязательно должен почувствовать, что он успешен, что у него все получается, что он соображает и учится вполне на уровне других. Если такое чувство не сформируется в начальной школе, растущий человек будет иметь потом проблемы с уверенностью в себе и самооценкой. Бывает так, что в начальной школе проблемы не всплывают, если уровень программы ребенку по силам, но в средней школе при усложнении требований могут начаться проблемы, если школьник не научился понимать текст, не научился его структурировать, из-за этого не может его связно пересказать. К концу обучения в начальной школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность, оценивать ее результат, у него должно быть сформировано логическое, понятийное, теоретическое мышление, зачатки абстрактно-логического. Современное обучение уже не строится только на памяти, зубрежке и работе по образцу и шаблону. Нужно уметь анализировать, сопоставлять, прогнозировать, рассуждать, доказывать, творчески мыслить. Кроме того, работать с большими объемами информации, справляться с информационным стрессом, уметь искать информацию. Современная жизнь требует от человека быстрого переключения внимания, быстрой и точной реакции на стимулы внешнего мира. Современный ребенок может сидеть в нескольких чатах одновременно, отстукивая сокращенные огрызки слов, при этом слушая музыку и смотря телевизор, возможно, при этом будет искать в интернете материал для доклада или проверять правильность выполнения домашнего упражнения в ворде. И многие ученые уже бьют тревогу, что от такого образа жизни у ребенка формируется поверхностность. Мало, кто вдумчиво читает или размышляет над полученными сведениями. Большое значение имеет овладение языком как инструментом познания и мышления. Даже грамотность, во многом определяется мышлением ребенка. Порой занятия с репетитором не дают заметных улучшений, а например, развивающие занятия русским языком совместно с учителем-словесником и психологом, как показывает опыт, приводят к значительному прогрессу не только в русском языке, но и по другим предметам. Одним словом, у школьника должен быть хорошо развит мыслительный аппарат и должна быть крепкая нервная система. Конечно, при таких требованиях родители не всегда могут самостоятельно помочь своему ребенку-школьнику, ведь это все навыки, которые развиваются в обучении, и с этим должны работать специалисты. Тем не менее родители – важные участники образовательного процесса, и от их грамотного поведения очень многое зависит. Они должны уметь увидеть, что у ребенка появляются проблемы, суметь организовать ему помощь специалистов, обеспечить выполнение их рекомендаций. Заочно трудно что-либо советовать, но некоторые вещи родители должны знать, чтобы не допускать ошибок. Например, родителям полезно знать, какие отклонения наблюдаются у современных детей. Очень часто стал встречаться диагноз «гиперактивность с нарушением внимания». Такие дети очень непоседливы, не могут сосредоточиться на уроке, мешают и задираются к соседям по парте. Есть проблема, обозначаемая термином ММД – минимальные мозговые дисфункции. В норме мозг удерживает внимание примерно 20-30 минут, затем идет небольшой отдых 5-7 минут, после чего внимание опять включается, а у ребенка с ММД активное внимание сохраняется лишь 5-7 минут, а затем идет отдых иногда до получаса. Естественно, материал урока будет не усвоен, если мозг ребенка находится в неактивном состоянии большую часть урока. Нейропсихологи считают, что до 70% современных детей имеют те или иные нейропсихологические проблемы, т.е. проблемы, связанные с несформированностью тех или иных мозговых структур. Такие дети испытывают затруднения в изучении математики, в грамотном письме и осмысленном чтении. Обычно такие дети неусидчивы, подолгу зависают над домашними заданиями, не могут заниматься неинтересным делом. Точный диагноз может поставить только врач, но тем не менее родители должны знать, что, возможно, они предъявляют своему ребенку непосильные требования. Медлительность, леворукость, нарушения эмоционально-волевой сферы – все это может создавать проблемы в учении, но при правильно организованной помощи специалистов многие затруднения можно нивелировать. Многие родители активно участвуют в процессе приготовления уроков, но не всегда делают это грамотно. Не будет результативным сидение рядом со своим чадом, подсказывание ему в решении задач или написании сочинений, а то и просто выполнение уроков вместо него или подсовывание решебников. Поставить ему свою голову или сидеть с ним на уроках вы не сможете. Для эффективной помощи полезно знать, что люди отличаются по способу восприятия информации. Есть так называемые ЗРИТЕЛИ. Им лучше удается запоминать зрительную информацию, обычно они преуспевают в орфографии и в математике, любят порядок на столе и в портфеле, обожают решать головоломки и прекрасно играют в видеоигры, их письменные работы отличаются красотой и аккуратностью. А вот складно говорить и играть в шумные игры с товарищами они не очень любят. Это хорошо получается у СЛУШАТЕЛЕЙ. А также болтать по телефону, повторять слоганы реклам, петь песни, рассказывать о своих чувствах, быть заводилой в играх. Их работы не отличаются аккуратностью, но вполне приемлемы. Им лучше удаются устные предметы, они участвуют с удовольствием в различных общественных делах. У них прекрасная слуховая память, они легко запоминают новые незнакомые слова. Труднее всего учиться ДЕЯТЕЛЯМ. Их стихия – движения, ощущения. Они обожают спорт, танцы, подвижные игры, но им трудно запоминать то, что видят и слышат, а ведь это лежит в основе школьного урока. Абстрактным знаниям они предпочитают практические дела. Хорошо, если у ребенка хорошо развиты все каналы восприятия, но чаще бывает, что один или два. Считается, что развить их можно лет до 10, потом приходится опираться уже на то, что есть. Так вот с учетом этих особенностей и надо подходить к учебе. ЗРИТЕЛЮ необходимо пользоваться карточками для запоминания таблицы умножения, формул, правил орфографии, дат исторических событий или научных терминов. Необходимо выделять разными чернилами какие-либо части записей, подчеркивая или обводя в кружок разные названия. При подготовке к устным предметам при чтении текста необходимо коротко записывать важные мысли или рисовать в виде значков, схем... СЛУШАТЕЛЮ необходимо чаще и внимательнее, по слогам проговаривая слова, проверять свои письменные работы, т. к. он не замечает ошибок при письме. Все, что читает, необходимо проговаривать вслух, непонятные места постараться объяснить своими словами, здесь как раз может пригодиться помощь родителей. Уроки можно делать под аккомпанемент тихой и спокойной музыки, однако телевизор и рок-музыка недопустимы - будут слишком отвлекать. Необходимо устно по несколько раз повторять пройденный материал, сочинить что-то вроде песни, считалки, стихотворения, слова которых будут содержать важную информацию, или записать учебный материал на магнитофон, чтобы прослушивать его перед сном, пока собирает портфель. Время для уроков должно быть строго определено. ДЕЯТЕЛЮ труднее всего учиться, т. к. он от природы склонен к неорганизованности. Он забывает записать домашнее задание, принести тетради, учебники, пропускает мимо ушей устные указания учителя. Ему необходимо, чтобы кто-то - учитель, друг, сосед по парте - каждый раз проверял, все ли он выполнил из написанного. Для занятий дома место должно быть подальше от источников шума, от любимых игрушек, где никто и ничто не будет его отвлекать. Для запоминания материала можно расхаживать, делать наклоны, передвигать какие-то предметы при правильных ответах, использовать магнитные буквы и цифры или вырезанные из картона при подготовке уроков по математике и русскому языку. Необходимо чаще делать перерывы, разделять работу на небольшие части. Для иллюстрации приведу пример из практики. Однажды ко мне обратились родители пятиклассницы, у которой стали проявляться трудности по основным предметам. Учителя стали настаивать на том, чтобы она бросила бассейн, занятия гимнастикой и кружок по вязанию крючком. После диагностики оказалось, что девочка ярко выраженный ДЕЯТЕЛЬ. И все, от чего ее хотели отстранить, чтобы засадить за учебники, было ее любимым делом. Она с ужасом представляла, что от этого придется отказаться. Хорошо, что мама сама была педагогом и с пониманием отнеслась к особенностям дочери. Ведь что получается? В угоду успехам в учебе, весьма призрачным, не факт, что здесь ее ждали ощутимые успехи, она должна была просто погубить свое развитие как личности. А в спорте у нее были значительные достижения. Когда мама решила, что психологическое благополучие дочки важнее гордости за хорошие оценки дочери, девочка была так благодарна, что с необыкновенным рвением взялась за учебу, и с учетом рекомендаций сумела подтянуть все свои хвосты, и стать ударницей. Какие еще конкретные приемы эффективной учебы могут применять родители дома? Специалисты отмечают, что успешность по тем или иным предметам определяется разной активностью полушарий. Чтобы их активизировать и гармонизировать при занятиях учебной деятельностью, полезно сделать упражнение «перекрестная ходьба». Ребенок может немного походить по комнате, высоко поднимая колени и при этом касаясь колена противоположной рукой, т.е. поднимая левую ногу, касаться колена правой рукой и наоборот. 3-4 минут такой ходьбы достаточно, чтобы мозг готов был к работе. Для наращивания функциональной активности мозга и борьбы с переутомлением специалисты Школы быстрого чтения Олега Андреева рекомендуют в течение 5 минут рассматривать разноцветные квадратики размером 5х5 см, нарезанные из бумаги всевозможных цветов. Созерцание различных цветов стимулирует разные зоны мозга и помогают настроиться на работу. Необходимо знать, что наибольшая активизация памяти наблюдается с 10 до 12 часов утра, в промежуток от 15 до 17 часов и после 20 часов. Чтобы лучше понимать текст научите своего ребенка правильно читать. Сначала он должен прочитать параграф, чтобы понять главные мысли текста, а после их структуризации можно начинать читать более вдумчиво, чтобы уложить все в памяти и обязательно пересказать вслух. Иначе, бывает так, что ребенок уверяет, что он все выучил, все знает, а приносит из школы оценку гораздо ниже ожидаемой. Почему? А потому, что он выучил материал на уровне узнавания, а его осмысленной переработки и воспроизведения не произошло, вот все и выветрилось из головы при ответе. Поэтому так важно текст обязательно понять и воспроизвести, попытаться ответить на различные вопросы по выученной теме. Если какие-то основные мысли текста записать в виде плана или представить как удобную схему, то запоминание подкрепится еще и дополнительным включением двигательной памяти. Тогда материал будет усвоен глубоко и прочно. Другие различные приемы активизации учебной деятельности описаны в многочисленных книгах по развитию детей, так что ознакомиться с ними может любой заинтересованный родитель. Многие разумные советы именно для вашего конкретного ребенка могут подсказать и специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Только надо идти к ним с готовностью прислушаться к рекомендациям. Если родители сумеют грамотно помочь ребенку учиться, то смогут сделать учебу своих детей радостным и успешным процессом, а не источником отрицательных эмоций и семейных скандалов.


АллергияБольшинство из нас с всегда нетерпением ждут весны и лета, теплого солнца, яркой зелени и пышных цветений. Однако есть люди, кому в сто раз милее холодный снег и осенний дождь, чем весенне-летнее буйство красок. И причиной тому – поллиноз – сезонное аллергическое заболевание, лишающее многих удовольствия наслаждаться весной. И важно то, что подобным аллергическим реакциям подвержены не только взрослые, но и дети. История о сенной лихорадке Поллиноз (от латинского «pollen» – пыльца) – это сезонное аллергическое заболевание, вызванное атипичной реакцией иммунной системы человека на пыльцу различных растений. Обычно симптомы заболевания повторяются ежегодно в одно и то же время. Впервые поллиноз был описан английским врачом Джоном Бостоком в 1819 году, однако, Босток дал поллинозу иное название – сенная лихорадка, полагая, что сезонные вспышки заболеваний каким-то образом связаны с сеном. Спустя полвека после этого, в 1873 году, коллега Бостока, врач Дэвид Блэкли доказал, что причиной возникновения сенной лихорадки является мелкая пыльца различных растений. Через несколько лет, в 1889 году на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге отечественный врач Л. Силич сделал первое в стране заявление о сенной лихорадке, дав ей научное название – поллиноз. Как правило, вспышки заболевания поллинозом носят сезонный характер, однако, в истории известны и другие случаи. К примеру, в 60-х годах прошлого века в Краснодарском крае была отмечена серьезная вспышка заболевания. Причиной тому стала амброзия полынелистной – растения, которое незадачливые импортеры завезли в страну из Соединенных Штатов вместе с зерном пшеницы. В последнее время поллиноз распространяется все больше и больше, его симптомы отмечаются ежегодно уже у 15% населения во всем мире. Статистика также указывает, что поллинозом чаще всего страдают городские жители, это легко объясняется грязной окружающей средой, расширением и популяризацией табачного производства и повышенной частотой возникновения вирусных инфекций. Стоит также отметить, что статистика учитывает только зафиксированные случаи заболевания, поэтому число «официальных» больных гораздо меньше истинного положения вещей. Как уже было сказано выше, причиной возникновения поллиноза является пыльца растений. Наиболее аллергенной является пыльца ветроопыляемых цветов, кустарников и деревьев, поскольку она выделяется в большом количестве, легко переносится потоками воздуха и без труда попадает на слизистые глаз и верхних дыхательных путей. Статистика утверждает, что в России наиболее частой причиной возникновения поллиноза является пыльца луговых трав. Симптоматика и проявления поллиноза Чаще всего первые симптомы поллиноза проявляются у людей в возрасте от 8 до 20 лет, значительно реже в возрасте до 8 и после 20. Особенностью заболевания является его четкая связь с сезоном цветения различных растений. Что примечательно, после окончания цветения растения-аллергена, все симптомы постепенно проходят, и человек чувствует себя вполне здоровым. Доктора отмечают три сезона вспышек поллиноза – весенний (цветение деревьев и кустарников), летний (цветение луговых и злаковых трав) и осенний (цветение сорных трав). Вот так, зная календарь заболевания, можно в разы сузить круг поисков виновника ваших бед. К основным проявлениям поллиноза относятся аллергические ринит, дерматит и конъюнктивит, а также пыльцевая бронхиальная астма. Основные симптомы поллиноза – ощущение зуда и жжения в носу, частое чихание, обильное выделение слизи из носа и затруднение носового дыхания, зуд и покраснение век, отечность, слезотечение, чувство рези, ощущение, что в глаза насыпали песка, приступы затрудненного дыхания и нехватки воздуха, кашель, а также зуд и высыпания на коже. Совершенно необязательно проявление всех симптомов одновременно, однако, и такое случается, особенно в очень тяжелых случаях. Признаки поллиноза обычно повторяются на протяжении нескольких лет практически в одно и то же время и могут продолжаться как две недели, так и пять-шесть месяцев подряд. Осложнения в результате поллиноза В случае заболевания поллинозом, как правило, не бывает самоизлечения. Если симптомы ушли, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что прошла пора цветения «виновного» растения. И все-таки медиками отмечаются единичные случаи снижения аллергических реакций. Но это не повод не обращаться к врачу. С каждым сезоном приступы не вылеченного поллиноза могут усиливаться, становиться продолжительней и будут протекать все тяжелее и тяжелее. Аллергический ринит и вовсе грозит перерасти в бронхиальную астму. Поскольку имеется антигенная общность между пыльцой растения и остальными его частями, то вполне возможно и развитие пищевой аллергии. При обследовании, уточняют медики, пищевая аллергия выявляется у 9 из 10 пациентов, страдающих поллинозом. Диагностика поллиноза При первых намеках на возникновение поллиноза необходимо обратиться к врачу-аллергологу. Это очень важно, если заболевание начинается у ребенка, в дальнейшем оно может изрядно подпортить ему жизнь. Врач-аллерголог устанавливает сезонный характер заболевания, используя календарь цветения растений на местности, и выявляет группу пыльцевых аллергенов, на которые реагирует пациент. Очень важно понимать, что если до начала заболевания вы и ваш ребенок отдыхали в другой полосе или даже просто в другой стране, то об этом тоже необходимо сообщить врачу. После этого проводится комплексное обследование пациента с целью выявить причины заболевания. Среди методов диагностики поллиноза можно отметить 4 направления: общеклинические исследования – клинический и биохимический анализы крови, анализ мокроты; инструментальные методы обследования – рентген придаточных пазух носа и рентген легких; специальное обследование – кожное аллергологическое тестирование с атопическими аллергенами, определение общего IgE (иммуноглобулина Е), определение уровня специфических IgE (к аллергенам пыльцы растений различных групп) и провокационные тесты с аллергенами (конъюнктивальный, назальный и ингаляционный тесты); консультации специалистов – отоларинголога, аллерголога, дерматолога и если понадобится – пульмонолога и иммунолога. Лечение Конкретное (этиологическое) лечение врачи назначат вам тогда, когда будут установлены причины возникновения поллиноза, поскольку для каждого конкретного случая выбирается индивидуальный подход. До выяснения причины появления аллергии врач может назначить препараты, временно снижающие ее проявления (сосудосуживающие местно в нос, антигистаминные и пр.), но основное (радикальное) лечение предстоит в осенне-зимний период. Среди методов лечения поллиноза известны следующие мероприятия: Эллиминационные, то есть прекращение или уменьшение контакта с «виновными» аллергенами, а также разработка индивидуальной диеты; фармакологические, то есть использование лекарственных препаратов различных групп, как местного, так и системного действия; специфическая иммунотерапия, проще говоря, прививки против аллергии, которые, как правило, делают в осенне-зимний период, что позволяет постепенно приучить организм к аллергенам при помощи введения их в малых дозах по определенной схеме; экстракорпоральное очищение крови, то есть метод, позволяющий очистить организм от продуктов деятельности аллергенов; хирургические методы лечения, как правило, щадящие, которые касаются только заболеваний ЛОР-органов; методы интраназальных блокад (введение препаратов в слизистую носа различными методами – электрофорез и обкалывания препаратами, блокирующими проявления аллергии); физиотерапия (электрофорез и ингаляции при наличии сопутствующего бронхообструктивного синдрома). Врачи утверждают, что из всех вышеописанных методов максимальный эффект достигается при использовании специфической иммунотерапии. Он позволяет добиться максимально положительного эффекта и сохранить его в течение нескольких лет. Советы мамам и больным поллинозом Профилактика поллиноза в период обострения не очень-то проста. Во-первых, рекомендуется не выходить из дома раньше 11 часов утра. Это практически невозможно, так как большинство людей работает, а дети учатся. И если учащемуся малышу можно взять справку от врача и обсудить положение вещей с классным руководителем ребенка, то работодателей, чаще всего, не волнует вопрос здоровья его подчиненных. Во-вторых, рекомендуется не выезжать за город, где много цветущих растений, избегать парков, скверов и лесопосадок. С этим пунктом дела обстоят проще, но только не для тех, кто работает или учится в зданиях, расположенных возле или внутри зеленых насаждений. В этом случае придется уповать на сознательность коллег по цеху, особенно тех, кто любит настежь распахнутые окна. В-третьих, открытые окна нужно занавешивать мелкой сеткой, чтобы она задерживала пыльцу. Естественно, это возможно только в домашних условиях. Поэтому ребенка на период обострения поллиноза лучше всего вообще освободить от учебы и каких-либо занятий. В-четвертых, выходя на улицу, надевайте очки. Обычные или солнцезащитные – не важно, важно, чтобы они защищали слизистую глаз от попадания пыльцы. Совет мамам, берегущим глаза своих детей: не покупайте на рынке пластиковые очки своему чаду, лучше потратьтесь и купите хорошие очки со стеклами в ближайшей оптике. Пластиковые очки очень вредны для глаз, особенно для детских и, конечно, для тех, кто страдает или предрасположен к снижению зрения. В-пятых, возвращаясь домой, промывайте слизистые носа, рта и глаз чистой водой. И в тоже время постарайтесь отказаться от косметики и моющих средств на основе трав. И напоследок, исключите из рациона больного продукты-аллергены, не держите в доме цветов в горшках, букетов, икебан, сведите к минимуму использование духов, освежителей воздуха и различных аэрозолей, а перед обострением вашего поллиноза проводите назначенное врачом лечение. Консультант: Семенычева Татьяна Вячеславовна, врач аллерголог-иммунолог, зав. отделением поликлинической педиатрии Детской поликлиники «МЕДСИ-2»


Я не просил меня рожать!Когда родители слышат от ребенка фразу, вынесенную в название, они цепенеют. А ребенок, чувствуя себя победителем, продолжает натиск и нередко добивается своего. Родители же еще долго пребывают в растерянности, терзаясь вопросом: что на это сказать? С одной стороны, логически все так: и правда, не просил... (Хотя как он мог попросить, если его еще не было?) А с другой стороны, самые разные люди, не сговариваясь, ощущают одно и то же - что их ребенок проявил какую-то страшную, черную неблагодарность. И это очень больно ранит и одновременно ставит в тупик. Ведь опять же, рассуждая логически, благодарить часто бывает особенно не за что. От кого-то мать отказалась прямо в роддоме. Кто-то живет с папой-алкоголиком, а у кого-то даже такого папы нет. Кто-то побирается по электричкам, кого-то тяжелая болезнь с младенчества приковала к постели. Но и в случае вполне благополучной, даже счастливой детской судьбы, детство быстро проходит, и рано или поздно человека все равно настигают болезни, утраты, горести. А в конце - смерть. "Ну, и за что тут благодарить?" - сокрушенно вздыхая, думают родители. Тем более что почва для сокрушения густо унавожена сегодняшним идеологическим компостом. Ведь в вопросе деторождения постепенно произошел очень серьезный сдвиг. Когда люди верили в Бога, супруги вообще особо не размышляли, желанен ребенок или не желанен, уместен или неуместен. Ребенок - дар Божий, о чем тут рассуждать? Не хочешь иметь детей - не женись. Или, если женился, но детей по каким-то причинам иметь не можешь, воздерживайся от интимной близости. Потом, по мере охлаждения веры, ребенок все больше и больше становился вопросом личного выбора. Чему, конечно же, способствовали все новые и новые медицинские изыскания в области предупреждения беременности. Однако выбор почти всегда склонялся в положительную сторону: детей иметь хотели. Другое дело, что количество желаемых потомков неуклонно уменьшалось. В последние десятилетия XX века общепринятым суждением было примерно такое: "Ну, один ребенок это, конечно, маловато, эгоистом вырастет. А два в самый раз! Куда больше?" Причем это "больше", как правило, не подразумевало материальной составляющей ("мы не можем себе позволить"). Наоборот, многодетность давала надежду на улучшение плохих квартирных условий. Голодная смерть в эти годы детям, даже если их было больше двух, тоже не угрожала. Образование и здравоохранение было бесплатным. Значит, и это не вводило в дополнительный расход. Так что под "куда больше?" имелось в виду, что осуществление неких романтических идей вовсе не требует количества: ребенок как повторение любимого человека, как возможность обрести родственную душу или как надежда на воплощение своих несбывшихся профессиональных мечтаний. Были, конечно, и еще какие-то мотивы. В том числе и мотивы продолжения рода - "Пусть частичка меня живет в моем сыне!" Но все, в общем-то, из области идеального. Сегодня же... нет, нельзя сказать, что дети никому не нужны. Но потребность эта все чаще перемещается в сферу материального. Ребенок начинает восприниматься чуть ли не как составная часть потре6ительской корзины человека с высоким качеством жизни. Сначала нужно обзавестись жильем, приличной обстановкой, включающей в себя, помимо мебели, массу бытовых и развлекательных приборов, существование без которых, по современным стандартам, кажется неполноценным, а то и невозможным. (Как жить без телевизора? Откуда мы тогда узнаем новости? А без компьютера? А без стиральной машины?) Естественно, молодой семье нужен автотранспорт. Потом еще какое-то время пожить для себя. И лишь потом можно начать думать о ребенке. Хватит ли средств для достойного воспитания и обучения будущего наследника, для его цивилизованного отдыха и культурных развлечений, которые тоже нынче недешевы? Не говоря уж о полноценном, сбалансированном питании, красивой, модной одежде и ярких игрушках. Нельзя же допустить, чтобы он чувствовал себя ущербным, изгоем, хуже всех! Это ведь чудовищная травма! Если принять такой взгляд на жизнь, очень быстро окажется, что ребенок не просто предмет потре6ительской корзины, а предмет роскоши. И позволить его себе может далеко не каждый. Чем ответственней потенциальный родитель, тем меньше он ощущает право на родительство реальное. Мало ли что может произойти при такой хронической нестабильности? Инфляция вплоть до полного обрушения доллара, межэтнические конфликты, терроризм, угроза безработицы, потеря накоплений и здоровья, смерть или уход кормильца из семьи. Но интересно, что преподносится все это под соусом самоотвержения, заботы не о себе, а о нем, будущем маленьком человеке. Даже термин специальный изобрели - "ответственное родительство". В общем, если трезво посмотреть на вещи, большинству детей для их же блага лучше не появляться на свет. Что, собственно, и происходит, ведь по официальной статистике две трети беременностей уже много лет подряд заканчивается абортом, то есть детоубийством). А скольких детей "предотвращают", и это, в отличие от аборта, который у многих все-таки вызывает сожаления и муки совести, совсем не воспринимается как утрата. И потому что ребенка в реальности еще нет, и потому что он роскошь. А роскоши, конечно, хотелось бы, но без нее можно и обойтись. Скромнее надо жить. Что делать? Не всем же быть миллионерами. От благословения к проклятию Следующий этап - отвержение детей в принципе - в нашей, отстающей от мировой цивилизации стране пока не наступил. Хотя кое-какие сигналы из недалекого будущего до нас доходят. Несколько лет назад при поддержке компании "Юкос", начал выходить и бесплатно распространяться в молодежной среде глянцевый журнал "Fakeл". Журнал не просто для новой молодежи, а, если можно так выразиться, для "новых лучших", которые с высокомерной иронией взирают на простецкую молодежь. Во всех публикуемых материалах видны потуги создать что-то вроде высокой моды на сверхсовременный стиль жизни. Это кредо выражено уже в названии на обложке. Три первые буквы по-английски означают грязное ругательство, но это юмор для посвященных. Всем же остальным, в случае чего, можно попенять за испорченное воображение. Под стать и содержание журнала. Такую грязь, как метко выразился когда-то К.И.Чуковский, "без калош читать нельзя". Но зато все с претензией на оригинальность. Это, кстати, часто бывает у маргинальных меньшинств. Ну, так вот. В N6-7 за 2003 г. помещена, можно сказать, программная статья на тему детей (А.Вяземская "Я никогда не буду одна"). "Дети? - Неизбежное зло, - говорит одна моя подруга. "Я с ужасом поняла, что больше никогда не буду одна", - написала мне, родив, другая. Третья, падая и плача от недосыпа, шепчет в трубку онемелыми губами: "Эта сволочь не спит"... Или другой перл из той же статьи: "Вот он, твой малыш. Такой милый, хороший, ходит под себя, беспрестанно орет, пускает слюни и пучит глаза". Читаешь и поражаешься: надо же, такие заявки на оригинальность и одновременно такой беззастенчивый плагиат! В журналах родоначальницы "планирования семьи" Маргарет Зангер еще в 20-30-е гг. прошлого столетия ребенок изображался "орущим куском мяса"! И подобные пассажи не новы: "Хочешь нести ответственность за наличие корки засохших соплей у него под носом и регулярность его физиологических отправлений? Может быть, хочешь запаривать по вечерам чернослив и впихивать ему в рот под дикий визг, а он в ответ будет плеваться в тебя коричневой гадостью?" Вот-вот! Сторонники Зангер, описывая младенцев, тоже старались вызвать к ним отвращение и брезгливость. Другое дело, что в нашей стране до сих пор так публично не изъяснялись. Равно как не было принято признаваться на страницах печати в желании умертвить своего ребенка. В этом смысле, безусловно, Вяземская - новатор. "Родив дочь, - пишет она, - я долгое время думала, что я моральный урод. "Знаешь, я когда ее купаю, - говорила я своему тогдашнему другу, - мне иногда страшно." "Ты думаешь, что стоит вот так опустить в воду, немножко подержать, и все это кончится?" - спрашивал он в ответ." Какое же взаимопонимание бывает порой у любящих сердец! Правда, отзывчивость, "тогдашнего друга" объяснялась еще и сходством ситуации: "Наши дети были ровесниками - им было месяца по три". "Но даже подобные пугающие прорывы не могли отвратить нас от процесса, номинально вроде бы напрямую связанного с деторождением, - сообщает нам журналистка с бесстыдством примата. - Немного развеявшись, мы возвращались к супругам и колыбелям, ванночкам, клизмам, клеенкам, коляскам." И ладно бы это были просто автобиографические заметки "морального урода"! (Хотя все равно им место не на страницах журнала, а в истории болезни.) Так эти помои еще и преподносятся как совершенно нормальные общечеловеческие переживания! Только плебс их пока скрывает, а элита ведет себя более естественно, более натурально. "Знаете, почему Триер не получил Канн за свой гениальный "Догвилль"? - вопрошает Вяземская и спешит ответить: - Мне кажется, лишь потому, что в финале там выстрелом в упор убивают грудного ребенка. И зал радуется, не успев спрятать своих настоящих эмоций". Радость, когда в упор убивают младенца, - вот она, эталонная реакция "новых лучших". Ну, а те, кто еще не дорос до таких высот, могут, конечно, заниматься идиотизмом: рожать, нянчиться, воспитывать. Но только пусть от детей ничего не требуют: "Забудь... о какой-либо благодарности. Это был твой личный выбор, значит, и ответственность только твоя. Наши дети нам ничего не должны... Они нас их рожать не просили". Так выстраивается новая идеология, новое мировоззрение, в котором дети - уже не благословение, а проклятие. И тот, кто его на себя навлек по своей дурости и безответственности, пусть помалкивает в тряпочку. Новые виды услуг Теперь понятно, что "Я не просил меня рожать!" не просто детский истерический выплеск, а можно сказать, "итоговое заявление", имеющее под собой крепкую идейную базу. Фундамент, кирпичики которого плотно пригнаны один к другому. А параллельно, пока закладывался этот новый фундамент, методично, тоже по кирпичику, разрушался старый, традиционный. И к концу ХХ века роль отца в так называемых "развитых странах" сплошь и рядом стала сводиться к биологической - без мужчины зачатие (пока еще!) невозможно. В остальном же современное общество вполне обходится без института отцовства. Где-то (например, в Швеции) половина детей рождается вне брака и часто не знает имени своего отца. Другие, будучи рождены в законном браке, после развода родителей или вовсе лишаются общения с отцом, или приобретают так называемого "воскресного папу", который не воспитывает, а развлекает и дарит подарки. Но и в полных семьях отец сплошь и рядом не имеет должного авторитета: кто из-за пьянства, кто из-за низких заработков, кто из -за своего инфантилизма, (часто слышишь от женщины: "У меня не муж, а еще один ребенок"), кто по десятку иных причин. Какое там главенство, когда и о равенстве речи не идет. Уважать такого отца, а тем более, благоговеть перед ним, разумеется, очень трудно. Теперь настал черед матерей. Тех, чей авторитет, напротив, должен был бы непомерно вырасти, чтобы компенсировать утрату отцовского влияния. До последнего времени так оно и было. Мать оставалась главной и, по существу, единственной надежной опорой для своего ребенка. Но как все неестественное, искажающее Богом данную иерархию, сверхзначимость матери обернулась ее низвержением с пьедестала. Будто он не выдержал такой громоздкой фигуры. Сперва выяснилось, что общество, поклонившееся идолу феминизма, готово прославлять женщину-ученого, женщину-космонавта и даже президента, при этом совершенно не готово не то, что поклониться многодетной матери, но и просто ее поддержать. Помните, в самом конце 80-х - начале 90-х гг., когда власть уже собиралась обобрать народ, вдруг пошли разговоры об иждивенцах? И нашлись люди, которые удивительно легко причислили к таковым... многодетные семьи! С бесстыдной злобой, пользуясь какой-то кроличьей лексикой, дескать, расплодились тут за наш счет, они принялись порицать женщин за самый что ни на есть женский труд - труд материнства. Затем пренебрежение распространилось на всех матерей. В том числе, на неповинных в многодетности. Не поздоровилось даже тем, кто эту многодетность осуждал. Наверное, не всем нашим взрослым читателям знакомо выражение "биологическая мать". Во всяком случае, они о своих матерях так никогда не думают и не говорят. А вот подростков начала XXI в. уже просветили, и они вполне могут (пускай в запальчивости) поставить маму на место словами: "Какое право ты имеешь диктовать мне, как жить?! Ты всего лишь моя биологическая мать!" Ну, а теперь и у "биологической матери" отнимается право на эксклюзивность. В "Книге для трудных родителей", изданной в 1994 г., мы написали о случаях суррогатного материнства во Франции. Тогда большинство наших сограждан и слыхом не слыхивали об этой заморской диковинке. А услышав, не верили и ужасались. Сегодня к нам на психологический прием уже порой приводят детей - не заморских, а отечественных - зачатых в пробирке и выношенных в "живом инкубаторе" - утробе посторонней женщины. Суррогатная мать - новый бизнес. Так тоже можно зарабатывать деньги. Эту мысль сейчас потихоньку внедряют в сознание женщин. Глянцевые журналы выносят тему суррогатного материнства на первые страницы обложки как нечто сверхактуальное, животрепещущие. Звезды эстрады, наши сегодняшние эталоны, охотно рассказывают в интервью о том, как они воспользовались услугами суррогатной матери, и это нисколько не повредило ни здоровью ребенка, ни отношениям с ним. Пока, правда, такой способ обзаведения детьми (чуть было не сказали "их покупки") доступен только вышеописанным "новым лучшим", тем из них, которые еще не готовы вовсе отказаться от потомства. Аренда чужой утробы почти что на год большинству не по карману. Но со временем число предложений может увеличиться, и цены упадут. Мы, во всяком случае, не удивимся, если количество "арендаторов" с падением цен резко возрастет. Этические и психологические предпосылки к этому уже налицо. Так, по свидетельству акушеров, женщины зачастую просят сделать им кесарево без каких бы то ни было показаний - просто "чтобы не мучиться". И врачи, получающие дополнительные деньги за операции, их не отговаривают, хотя знают, что кесарево отнюдь не безвредно и не безопасно как для матери, так и для ребенка. Зато об опасности беременности говорится непомерно много. Это и угроза невынашивания, и тяготы токсикоза (с ним теперь могут положить в больницу как с серьезной патологией!), и неизгладимые растяжки или даже рубцы на коже, уродующие женскую фигуру, о чем сообщается девочкам не только в подростковых журналах, но и в школьных учебниках. И это еще что! Передовая Англия, законодательница прогресса, пошла дальше. Там, как сообщает немецкая газета "Форум", выходящая на русском языке, "по заказу врачей конструкторы спроектировали жилет, имитирующий беременность. Надев его, испытываешь на себе всю тяжесть материнства. В скором времени школьников заставят носить изобретение на переменах... Чудо инженерной мысли напоминает бронежилет. Только с большим животом и грудью третьего размера. Весит все хозяйство около 15 килограммов. Носить его, в целях безопасности для здоровья, рекомендуют не более получаса. Дальше может заболеть сердце, станет тошнить... Псевдобеременный чувствует увеличение веса, изменение осанки, возникает давление на внутренние органы, повышается артериальное давление. По задумке ученых, после примерки на себя "тяжелых" симптомов материнства школьницы задумаются, надо ли им повторять такое испытание не 10 минут, а 9 месяцев... Жилет включен в обязательные школьные программы. Носить его будут на переменах в общей сложности 3 часа все школьники от 11 до 17 лет." ("Форум" 12 (16), декабрь 2003.) Не надо быть крупным психологом, чтобы понять: после таких тренингов многие девушки согласятся вынашивать ребенка только под дулом пистолета. Так загодя формируется обширный рынок "суррогатных услуг", которые будут оказывать женщины из беднейших слоев населения - бедным ведь всегда приходится делать то, что больше никто делать не желает. А там и клонирование подоспеет, тогда вообще напрягаться не обязательно. Как теперь принято говорить: "Заплати налоги и живи спокойно". Зачатие (как естественное, так и искусственное) станет попросту неактуальным. В общем, все эти кошмары давно описаны в футурологической беллетристике. Например, в романах Станислава Лема, которые чем дальше, тем больше напоминают не спонтанные провидческие озарения, а литературные иллюстрации вполне реальных проектов глобалистской перестройки мира. Логика гуманизма Во всяком случае, точность воплощения многих, казалось бы, безумных фантазий, заставляет задуматься. В 2000 г. европейская практика судопроизводства обогатилась прецедентом, получившим название "дело Перрюша", который еще недавно мог быть сочтен остроумным вымыслом. Суть такова: умственно отсталый мальчик получил по решению суда денежную компенсацию за то, что его мать в свое время не сделала аборт. На следующий год уже три семьи, дети которых (от 9 до 11 лет) родились с физическими недостатками, потребовали себе компенсации, и высший аппеляционный суд Франции постановил, что инвалиды имеют право на материальное вознаграждение за то, что их матерям не была предоставлена возможность от них своевременно избавиться. СМИ откликнулись на это заголовками типа "Суд Франции признал право ребенка быть нерожденным" (Lenta Ru, 14. 07. 2001). Процесс, как видите, встречный: с одной стороны, родители получают все большие права и возможности не рожать детей. С другой стороны, детям предоставляется вопиющее по своей абсурдности право быть нерожденными. Ведь предъявлять-то это право может только уже появившийся на свет! Нет, совсем не все французы с восторгом приняли такое расширение прав ребенка. Но интересно, какие они выдвигали аргументы. По сообщению того же агентства Lenta Ru, "решение вызвало резкую критику со стороны организаций врачей. Страх перед судебными исками заставит их рекомендовать аборт при малейшем намеке на какой-либо врожденный недостаток". А представители Организации по правам инвалидов сетовали на негуманность решения суда и выражали опасения, что теперь не только врачей , но и родителей, давших жизнь больному ребенку, смогут обвинить в безответственности. То есть, все аргументы лежали в поле гуманизма и рациональной логики. А на этом поле либеральная идеология неизменно одерживает победу за победой. От очередного либерального наскока консервативная часть общества поначалу испытывает шок, потом пытается протестовать, но терпит поражение и привыкает к новшеству как к неотъемлемой составляющей современной жизни. Однако такое положение возможно только в том случае, если дискуссия лишена религиозного фундамента. Когда не только либералы, но и приверженцы традиционной морали не говорят о Боге и Его установлениях, молчаливо подразумевая, что это нечто отжившее, ненаучное, непрофессиональное - то, о чем даже как-то неприлично упоминать в обществе цивилизованных людей. В этой ситуации либералы не просто одерживают победу силой своих аргументов, но и неизменно выглядят более человечными. Противники абортов говорят, что операция вредна для здоровья? - Безусловно! - соглашаются либералы. - Женское здоровье - непререкаемая ценность! И предлагают абортивные таблетки - никакого риска и никаких страданий. Что?! Гомосексуалисты не имеют права преподавать в школах? Да это ж чудовищная дискриминация! Нельзя допустить, чтобы кто-то чувствовал себя изгоем, чтобы развивался комплекс неполноценности, который может привести даже к суициду. И принимаются гуманнейшие законы, позволяющие содомитам работать не только в школах, но и в яслях. И на претензии тоже очень гуманной Организации по правам инвалидов либералы не замедлят ответить. Эти умелые игроки в гуманизм всегда найдут чем крыть. - Конечно, родителей жалко, - посетуют они. А потом выложат козырную карту: - Но ведь ребенку-то инвалиду еще хуже. Разве это жизнь? Никаких радостей, никаких наслаждений - одни страдания. Нет уж, простите, такая безответственность должна быть наказуема. Кто мешал брачным партнерам пойти в генетическую консультацию, своевременно сдать анализы и, узнав о вероятности рождения больного ребенка, прервать неудачную беременность? (Про безопасный аборт читай немного выше.) Путевка в вечность У нас тут мелькнули какие-то картежные термины и, наверное, естественная ассоциация читателей - шулерство. Дескать, либерал - это шулер. А на деле не совсем так. То есть, он, конечно, обманщик, но невольный, потому что и сам обманут. Наш супергуманист был бы кругом прав, если, как выражается один известный московский священник, "не учитывать фактор Бога". - Знаю, что вы сейчас скажете! - отмахнется читатель. - Вы, собственно, с этого начали. Жизнь дают не люди, а Бог, и не человеку решать, кому жить, а кому нет. Человек должен только благодарить и кланяться за "бесценный дар жизни". Нет уж, мои дорогие! Это смотря какая жизнь! Одна, может, и бесценный дар, а другая больше похожа на проклятье. Но жизнь - бесценный дар не потому, что она обязательно прекрасна, исполнена наслаждений и сулит бесконечное количество возможностей. Нет, вовсе не это смутно чувствуют родители, воспринимая упрек "я не просил меня рожать" как проявление неблагодарности. Был когда-то советский фильм "Путевка в жизнь". Так вот, рождение - тоже путевка. И не просто во временную земную жизнь, а в вечность. Куда человек в этой вечности попадет, во многом зависит от его свободной воли, от того, как он пройдет свой земной путь. Но возможность обрести вечную жизнь одна - через зачатие и рождение. А ее-то, эту самую главную возможность, как раз и не принимают в расчет безбожные гуманисты, рассуждая о неравенстве возможностей здоровых и больных. Творец жизни - Господь, а родители - ее проводники. Только через них Он воплощает Свой замысел. И именно за это, за потенциальную возможность обрести небесный рай, дети должны быть благодарны родителям. Любым, даже самым что ни на есть дурным и безответственным. Даже тем, кто бросил своих детей. Тем, кого в житейском смысле и родителями-то и не назовешь. Недаром пятая заповедь не призывает почитать хороших родителей, а лаконично, безо всяких уточнений гласит: "Чти отца твоего и матерь твою". То есть любых! Итак, метафизическая роль физических родителей абсолютно уникальна, и потому сатана, что в переводе с древнееврейского означает "противник", всячески старается эту роль затушевать, принизить, опорочить. Сколько запущено в оборот уничижительных выражений: "дурацкое дело нехитрое", "сделали ребенка", "наклепали детей", "животный инстинкт материнства"... Сравнения из области зоологии ("плодовита, как крольчиха", "она уже с икрой", "он взял ее с приплодом", "отелилась"), из ботаники ("ты - женщина, а не семенной огурец!"), из кулинарии ("с начинкой"). Кто поставит под сомнение справедливость афоризма "не та мать, которая родила, а та, которая воспитала"? Еще чаще такое можно услышать об отце. И в нравственно-этическом плане это правильно. А в мистическом ошибочно. Но поскольку для многих людей вечная жизнь - либо миф, либо невообразимая абстракция (Да что говорить! Даже глубоко верующие христиане совсем не всегда связывают зачатие, вынашивание и рождение человека с бессмертием души.), роль кровных родителей не так уж сложно принизить до животного уровня, а то и вовсе свести к нулю. Когда об этом думаешь, по-новому высвечиваются слова апостола Павла из 1-го Послания к Тимофею. Не постижение премудрости, не преуспеяние в каком-то ремесле или общественных делах и даже не воспитательная функция (мальчиков в старину женщины почти не воспитывали) названы залогом женского спасения, а, выражаясь современным языком, функция репродуктивная: "Жена... спасется через чадородие". Конечно, при условии: "если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2:15). Но последнее заповедано всем христианам, независимо от пола, а вот чадородие - специфически женский путь спасения, возможность для каждой женщины искупить грех праматери Евы. И об этом весьма определенно пишет апостол Павел. Смотрите, как его рассуждение выглядит целиком: "... не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием". (1 Тим. 2:14-15) По вине Евы человеческий род был изгнан из земного рая, и теперь ее дочери должны искупать первородный грех рождением потенциальных обитателей рая небесного. А как часто слышишь даже от православных женщин, что лучше родить одного-двух детей, зато дать им хорошее воспитание и образование! Дескать, количество потомства обратно пропорционально качеству жизни каждого из детей: на еду, на одежду, на различные кружки и студии, на обучение в школе и вузе - на все нужны деньги. Поделив на нескольких, не дашь по-настоящему никому. Согласитесь, это иной взгляд на "цели и задачи материнства". - Нашли тему для иронии! - гневно воскликнет благочестивая мать. - А что, разве уже не обязательно воспитывать и выучивать детей? Нарожать, а там пусть растут, как сорная трава? Ничего себе, у вас понятие о родительском долге! Но ведь мы не спорим о важности воспитания. Только, во-первых, одно нельзя противопоставлять другому, а во-вторых, не следует так смещать акценты на земную жизнь. В одной широко известной молитве матери о чадах своих почти дословно повторяется строка из книги Пророка Исайи. Там, правда, говорится: "Вот я и дети, которых дал мне Господь" (Ис. 8:18). А в молитве читаем: "Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном Суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: "Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!" ТЫ, а не я! А что должна будет сказать женщина, руководствовавшаяся ленинским принципом "лучше меньше, да лучше"? Ты давал, а я не хотела? Думала, мне виднее, когда придет нужный момент? Полагалась не на Тебя, а на себя? Считала, что слова апостола мне не указ? Не верила в помощь Твою и Твое промышление о моей семье? Даже если отказ от многодетности не связан с эгоистической боязнью трудностей, все равно он свидетельствует о маловерии. Так что не только аборт и гормональная контрацепция, фактически вся имеющая абортивный эффект, не только "барьерные" методы, связанные с излитием семени (грех, каравшийся в Ветхом Завете смертью), но и самые, казалось бы, невинные, "естественные" методы планирования семьи, мягко говоря, небезупречны. И пусть никому из нас неведомо, кого Господь помилует и введет в Царствие Небесное, все же чем больше детей, тем больше возможность, что хотя бы кто-то станет праведником и молитвенником о нашем роде. Не потому ли так преизобилует сейчас благодать на тех многодетных православных семьях, которые, вопреки логике мира сего полагаются на волю Божию? Хотя быт в таких семьях совсем не похож на рекламную картинку из глянцевого журнала, эту благодать чувствуешь почти физически, особенно если родители сами из многодетных православных семей, и их предки тоже были чадолюбивы, то есть, правильное устройство семьи и жизни не нарушалось ни в одном поколении. Когда ангел света, денница, возгордившись, пал, он увлек за собой в преисподнюю треть ангелов. И согласно святоотеческому преданию, конец мира сего настанет, когда праведники на небесах восполнял число отпавших ангелов. Большинство живущих на земле людей об этом не знает или знает теоретически, но к собственной жизни эти знания не прикладывает. Зато сатана предпринимает массу практических усилий, чтобы отсрочить свою окончательную погибель. Ему-то чем меньше праведников на небесах, тем лучше. Потому он и враг рода человеческого, что его погибель совершится через людей. Хотя победит диавола Христос, залог этой победы - продолжение человеческого рода. Не будут рождаться люди, не будет пополняться небесное воинство. Вот враг и стремится как можно больше душ погубить, одних развращает, а другим и вовсе не дает родиться. Неслучайно в сектах сатанинского толка культивируются разврат, отказ от деторождения и аборты. Устами младенцев В XX веке, когда идеология планирования семьи, провозглашающая право людей на "безопасный секс" (т.е., на все тот же разврат, отказ от деторождения и аборты) пронизала как международное право, так и национальные законодательства многих стран, постепенно происходит сатанизация мира. Хотя люди пребывают в уверенности, что это никакой не сатанизм, а наоборот, просвещенность, цивилизованность и гуманность. "В 1580 году французский юрист Жан Бодлен попытался систематизировать преступления колдунов и ведьм по 16 пунктам", - пишет архимандрит Рафаил (Карелин). Шестой пункт гласил, что эти пособники нечистой силы "посвящают дьяволу зародыши, находящиеся в утробе матери." Затем эти зародыши умерщвляли, из них приготовляли колдовскую мазь - аналог нынешних фетальных, т.е. эмбриональных препаратов. "Мать, убивающая ребенка, сама того не понимая, соучаствует в колдовском ритуале - в посвящении ребенка демону, а вместе с ним - своей души, - читаем в книге архимандрита Рафаила "В аду на земле", - Жертвоприношение демону, как свидетельствуют об этом многие документы, относящиеся к демонологии, является непременной атрибутикой черной магии. Эти жертвоприношения, особенно человеческие, способны вызывать стихийные бедствия: землетрясения, неурожаи, эпидемии, наводнения, засухи, а также войны, междоусобицы и другие бедствия... Многие люди не понимают, что убийство ребенка во имя идола своей комфортности, во имя идола семьи, во имя идола денег, делает человека демонопоклонником. Приведем пример. Некоторые люди, участвующие в ритуалах кришнаитов, йогов и различных оккультных сект, не понимают, что они отрекаются от Христа и поклоняются идолам Кришны, Шивы и Мухамеда. Они считают эти обряды и упражнения способом для приобретения психической энергии и обещанного здоровья. Многие, обращаясь к гадалкам и знахарям, называют их заклинания и заговоры "молитвами" и не понимают, что они вошли в общение с темными силами. Так большинство наших современников, совершающих детоубийство, не понимают, что они этим самым совершают поклонение сатане, что убийство ребенка - это кульминационный пункт в сатанинских оргиях, что они совершают то же самое, что и адепты черного магии во время своих сборищ. Они не знают, но дьявол знает это." ( М., Саввино-Сторожевский монастырь, "Центр Благо", 2001, стр. 128-130.) Желая написать в этой статье о неблагодарности детей, мы, как заметил читатель, много говорили о взрослых. Сперва нас это даже смущало. Мы думали, что уклоняемся в сторону пусть смежной, но все же другой темы. Но когда пробовали "выровняться", не выходило. И только к концу нам стало ясно, что это неспроста. В основе дерзкой фразы ребенка "Я не просил меня рожать" лежит одно - отвержение Божественного замысла о себе и о своем спасении. А ребенок еще и отвергает непосредственных исполнителей этого замысла, родителей. "Я не просил меня рожать..." Так мог бы завопить из глубин преисподней нераскаянный грешник, привыкший всегда и во всем винить других и неизбежно доходящий в своем исступлении до богоборчества. Теперь же этот адский вопль все чаще исходит из уст детей - тех, кого еще недавно было принято сравнивать с ангелами. И по логике нового антихристианского мироустройства, лукаво именующего себя глобализмом, может стать юридической нормой. Что ответим на это мы, в сущности такие же дерзкие, неблагодарные дети своего Небесного Отца?




Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика