Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Новости
Грудное вскармливание новорожденного

Грудное вскармливание новорожденного

Малышам необходимо правильное питание с самого рождения, а также тщательный уход. Чтобы привыкнуть к регулярному питанию, разным детям необходимо время. К месячному возрасту, многие дети переходят на 4-часовой интервал в питании. Детям необходимо
20.07.19

Заболевания детей
детей,носа,ребенка,ангина,у,ребенка,комаровский,гнойная

детей,носа,ребенка,ангина,у,ребенка,комаровский,гнойная

Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины —
12.07.19

Аллергия у детей

Аллергия у детей

У новорожденных детей аллергии нет, она приобретается при вторичном контакте с аллергенами и при влиянии внешних факторов. Сегодня аллергические недомогания относятся к широко распространенным болезням детского возраста. Но благодаря несложным и не
11.07.19

Ссылки
В походеОпасаясь нарушить обновленные инструкции Роспотребнадзора, учителя отказываются водить детей в походы. Палаточная романтика поставлена под сомнение из-за отсутствия в лесах медиков, бань, холодильников и лабораторий по контролю за загрязнением природных водоемов. Мерное постукивание колес, запах вареных яиц, ароматный жирок куриных ножек, заполняющий складки измятой фольги, зубная паста на носах тех, кого все это не заставило вылезти из-под казенных пододеяльников, и колонна с вафельными полотенцами, покачивающаяся в хвосте вагона в такт движению поезда. А потом еще тяжелые рюкзаки, привалы с жареной на костре картошкой и хлебом, килька в томатном соусе, песни под гитару — память надолго сохраняет детали школьных приключений. Но вот беда: они и сами с недавних пор рискуют стать памятью. Опасаясь нарушить обновленные инструкции Роспотребнадзора, учителя отказываются водить детей в турпоходы. За семь месяцев 2011 года в них побывали 466 тыс. российских школьников. Такие данные в ходе заседания Общественной палаты РФ озвучила начальник отдела организации социальной защиты семей с детьми Министерства здравоохранения и социального развития Лариса Дряхлушина. При этом она не уточнила, что, по статистике того же министерства, в 2010-м этот показатель составил 1 млн 407 тыс. 248 человек, а пятью годами раньше – 1 млн 528 тыс. Не вспомнила чиновница и о том, что, например, в мае 2011-го школьникам из Пушкинского района Московской области запретили участвовать в туристском слете: их педагоги не опрыскали лесную полянку ядохимикатами от грызунов и не облагородили сосновый бор биотуалетами. Эти и другие стандарты диктуют сравнительно новые «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул», которые глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко одобрил еще в апреле 2010 года. За два минувших сезона педагоги внешкольного образования прочувствовали всю силу любви чиновников к детям и забили тревогу: правила выполнить невозможно. «Чтобы оформить разрешение на экскурсию с ночевкой, учителю нужно собрать от 30 до 40 документов», — возмущается заведующий сектора туризма Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах Алексей Алексеев. По его словам, в этом году только 9% воспитанников МГДДТ смогли вырваться из мегаполиса: руководители остальных попросту побоялись связываться с инструкциями. Не особенно различая стационарные и передвижные палаточные лагеря, СанПиНы предписывают руководителям и тех и других проводить «генеральную уборку территории, скашивание травы, уборку сухостоя и валежника, очистку от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидную обработку территории, мероприятия по борьбе с грызунами». Кроме того, «туристический лагерь должен быть обеспечен водой, отвечающей требованиям безопасности на питьевую воду» (разрешается вода в бутылках), дети в нем должны кушать 4-5 раз в день, иметь под рукой рекомендованное чиновниками снаряжение, но не поднимать при этом рюкзаки тяжелее двух с половиной кг (это норма для неподготовленных путешественников 12 лет). Походное снаряжениеТеперь по порядку: одно только снаряжение, как подсчитали педагоги, будет весить 5 кг. Даже если проигнорировать половину рекомендованного перечня (что, конечно, не позволительно), останется вода, еда, «спальники», палатки. Отказаться от покупки питьевых канистр можно только при условии, что на месте стоянки окажется природный источник. Причем не абы какие речушка или колодец: правила обязывают загодя взять пробы воды, отвезти их на экспертизу и дождаться положительного заключения экспертов. Чтобы не терять времени даром, надо заодно потравить грызунов и клещей, скосить не угодную Онищенко траву и хорошенько прибраться. Маршрут, рассчитанный на 21 день, будет включать 20 ночлегов – т.е. 20 туристских бивуаков. Подготовка выльется в уже отдельный поход, под который педагогу, видимо, придется выпрашивать отпуск. Но и это не все. Ему еще каким-то образом нужно будет уговорить инспектора Роспотребнадзора отказаться от цивилизации и по щиколотку резиновых сапог погрузиться в деятельную заботу о детской безопасности. Кто-то ведь должен оценить и принять старания экскурсовода, а вертолет не во всяком «лагере» сядет. Сергея Минделевича, члена Международной туристской академии, главного редактора газеты «Вольный ветер», такая постановка вопроса наталкивает на мысль о «коррупционности документа». «Без взяток, — полагает он, — тут будет невозможно. Перед проведением палаточного лагеря надо сдать каждое место ночевки. В Роспотребнадзоре элементарно не найдется столько сотрудников – документ заведомо невыполним. Я уж не говорю о том, что трава за время приготовлений вырастет». Впрочем, продолжительные походы отменяются еще и по другой причине. По новым правилам, смена в передвижном лагере не должна превышать восьми дней даже для бывалых путешественников – «детей, занимающихся в туристических объединениях». Либо и того меньше, если за неделю юных краеведов ни разу не отведут в стационарную баню или если в меню у них будут преобладать консервы. Примечательно, что в рекомендованном списке продуктов питания из неконсервированного только хлеб, сухари, крупы, сахар, конфеты, овощи-фрукты, сыр, кофе и чай. Меню необходимо заранее согласовать с Роспотребнадзором. В том числе и «поездное»: маленьким пассажирам нельзя питаться домашней едой и продуктами, купленными во время остановок. К участию в походах Роспотребнадзор допускает детей с 12 лет, делая скидку в два года для подготовленных туристов. Однако, обращают внимание эксперты, зачислять детей в секции спортивного туризма и ориентирования тот же Роспотребнадзор, но уже в другом документе, разрешает с 8 лет. Итого: два года заочных прогулок по лесам. «Каждый туристский лагерь решает пять педагогических задач: воспитание, обучение, оздоровление, социальная адаптация, профессиональная ориентация, — напоминает вице-президент Федерации спортивного ориентирования России, зампредседателя Союза краеведов, доктор педагогических Юрий Константинов. — А новые СанПиНы постепенно превращают их в откормочные пункты, как это было с пионерскими лагерями, где главным критерием хорошей работы педагогов служил привес». С коллегой согласна директор московской городской станции юных туристов Людмила Слесарева: «Наша задача – не превратить детей в белоручек, а научить их выживать вне цивилизации: обеспечивать себя водой, организовывать ночлег, одеваться по погоде. Нам же указывают, что надо действовать в точности до наоборот. Фурсенко вот заявлял, что мы должны вырастить грамотных потребителей, а мы, откровенно говоря, с этим не согласны». Педагогическая ценность передвижных лагерей держится на принципе самообслуживания. За детьми в лесу не ходит мама с пылесосом: намусорили – убирают сами. Поели – сами моют посуду. Не легли спать вовремя – узнают, что такое недосып, и следующим вечером первыми прекращают беседы по душам. Но то было раньше. Единственное, что, судя по правилам, в состоянии сделать современный ребенок, так это ополоснуть чашку. Остальное Роспотребнадзор вменяет в обязанности руководителя тургруппы и его помощников. К слову о них. Детей непременно должен сопровождать медработник. Без него нечего даже заглядывать на железнодорожный вокзал: билеты не продадут. Дошло до того, что у педагогов, как, например, у Юрия Константинова, возникают проблемы с поездками на пригородных электричках. «Приходится, — признается он, — покупать билеты на 15 человек партиями по три штуки». При этом стоимость одного дня такого похода с учетом новых требований, по подсчетам президента Академии детско-юношеского туризма и краеведенияАлександра Минделя, возрастает с 400 до 1000 рублей на ребенка. «Ценность самодеятельных лагерей – в простоте их организации и низкой себестоимости, — говорит он. – А какая же тут малая затратность, когда в стационарах стоимость человеко-дня – 1200 рублей?» И все же чиновники настаивают: «Роспотребнадзор реализует свои функции с позиции сохранения и укрепления здоровья детей». «Данные санитарные правила разработаны впервые. Таких документов не было», — комментирует претензии к СанПиНам начальник отдела по организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Семен Плаксин, дипломатично соглашаясь с некоторыми из них: «документ не может быть идеальным». Однако, по его словам, «никаких приостановлений никаких документов не будет» — это в ответ на требование общественников заменить утвержденные нормы новыми. Отметим, что еще до этого заявления педагоги, туристы, краеведы, представители ОП РФ – все, кто присутствовал на заседании, договорились собраться в особую рабочую группу и составить альтернативный проект СанПиНов. Их поддержал и старший помощник председателя Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. Несмотря на печальную статистику смертности и отравлений в детских лагерях (преимущественно стационарных), он подчеркнул, что попытка Роспотребнадзора «обезопасить всех» сродни анекдоту, героев которого сначала учат плавать, а уж потом заливают в бассейн воду.


Домашнее задание первоклашкиПрочтя немыслимое количество книг по уходу за детьми и воспитанию, я искренне полагала, что у меня будет всё, как надо. Книги штудировала с карандашом, конспектировала, точно так же, как в студенческие годы труды Карла Маркса и Владимира Ильича. А потом родила и поняла, между теорией и практикой лежит не пропасть, а бездна. Практика и теория - это почти не стыкующиеся материки. Мой ребёнок не желал жить так, как написано в умных книгах. У него свои законы, свои интересы и предпочтения. Книги он ещё не умел читать, и поэтому не знал, что всё делает не правильно. Он не хотел спать ночью по шесть часов, как предписывалось, он не хотел писать над тазиком, как рекомендовалось, он отказался от материнского молока в четыре месяца. В общем, сын жил, как хотел, а не как рекомендовалось в умных книжках. В шесть лет он пошел в школу. Остро встал вопрос с выполнением домашних заданий. Ребёнок должен делать уроки самостоятельно. Родители помогают только на начальном этапе, а потом он сам одолевает школьные премудрости. И растёт наше маленькое чудо ответственным, сознательным и самостоятельным. Прекрасная картинка! Но среди знакомых детей я таких не встречала. С девочками, на мой взгляд, в младших классах как-то попроще. Они более ответственные, старательные и внимательные. А мальчики…Обычный разговор между родителями перед дверями школы: «Ну, я не знаю, как делать с ним уроки, всё перепробовала. И время занятий меняла, то со сложного начинала, то с простого, всё мы обсуждаем, на черновике пишем, потом переписываем, и по выходным занимаемся, и сам он прочтёт, я ещё всё объясню. Но нет результата, одна нервотрёпка, что у меня, что у него». Родители мечутся между двумя крайностями. Либо позволяют ребёнку делать уроки самостоятельно, в результате - натянутые троечки. Либо делают все уроки вместе, получая более хорошие отметки, но при этом лишая ребёнка ответственности за выполненные задания. Давайте представим: сын или дочка пришли из школы. Пообедали, немножко поиграли и сели за уроки. Я говорю сыну: «Давай быстренько сделаем уроки и пойдем гулять. Зайдем в садик за малышкой и на сквер. Там построили большую ледяную горку!» Сын согласен с моим предложением. Садится за уроки, открывает дневник, долго листает, вспоминает, какой день недели. Достаёт пенал, видит, что карандаши и ручки разбросаны, начинает их складывать, зачем-то ищет ластик. Потом вспоминает, что по труду задали доделать оригами, и он начинает искать бумагу, находит книжку, начинает листать Я же, наивно думая, что катание на горке - это сильный стимул для школьно-умственной деятельности, занимаюсь своими делами и подхожу к сыну минут через сорок, проверить письменные задания. Сын с горящими глазами показывает мне только что раскрашенного динозавра советуется, в какой цвет покрасить ему глаза. Делаю вторую попытку ввести ребёнка в русло выполнения домашнего задания. Уже скороговоркой сообщаю, что «делу время – потехе час», «кончил дело – гуляй смело», что домашние задания не стоят того, чтобы им посвящать пять - шесть часов, лучше поиграть… Вместе мы смотрим дневник, разбираем, что задали, проговариваем задания, и я снова ухожу. Подхожу минут через двадцать. Головка низко-низко склонена, язык высунут, сынулька медленно водит ручкой по тетради. «Старается», - замечаю я. Заглядываю в тетрадь и понимаю, что всё надо переделывать. Ошибок куча, правило, которое мы с ним повторили, осталось лишь правилом и никак не сказалось на упражнении. Две необходимые строчки между заданиями почему-то не пропущены, красных полей нет и в помине, хотя это всё было оговорено. А количество исправлений не подаётся счёту! Присаживаюсь, объясняю ошибки, начинает заново. Но чувствуется, устал. Исправлений меньше не становится. Начинает затекать рука, болеть спина, хочется пить, есть. Делаем перерыв. Сын переключается на игрушки и потом с трудом сосредотачивается на уроках. Я прикидываю скорость выполнения домашнего задания и понимаю, горка накрылась. Хорошо, если хватит времени погулять у дома. С математикой тоже проблемы. Головка у малыша светлая, считает хорошо. Но исправления, помарки! Растёт раздражение. Столько времени потрачено, столько сил, но из-за исправлений выше тройки не поставят! Стоит отойти, внимание сына тут же переключается на более интересные объекты. Пошёл ли снег, когда будут мультики, а где его красная машинка. Если сидеть рядом, то сын с удовольствием передаёт инициативу мне. Я понимаю, если сейчас не буду сидеть рядом с ним, контролируя каждую букву, то само задание померкнет под плотностью исправлений. А от усталости и сидения за письменным столом устные предметы ребёнок уже осилить не сможет, он не «въедет» в текст, лишь на автомате сможет его прочесть. И пойдёт в школу с кое-как выполненными уроками. Домашняя работаМне не хочется, чтобы учительница его ругала и ставила плохие отметки, потому что я не знаю, как это может сказаться на неокрепшей психике ребёнка. Возможно, у него понизится самооценка, и он будет считать, что не заслуживает больше тройки. Может быть, привыкнет к тому, что троечник, и не будет реагировать на плохие отметки, пропадет стимул хорошо учиться. Я каждый день ищу золотую середину между самостоятельностью ребёнка и дозированной необходимой помощью, которая требуется от меня. У нас есть конкретные наработки в этой области. За выполнение домашнего задания садимся примерно через полтора часа после окончания школьных уроков. Если дать ребёнку больше времени на отдых, то потом моему сыну, потребуются неимоверные усилия, чтобы сконцентрироваться снова на уроках. По вечерам у него спортивная секция, и он должен сделать уроки до 18 часов. Начинаем с письменных заданий. Тяжело идёт русский язык. Домашние задания и сочинения стараемся выполнить на четыре, чтобы скомпенсировать тройки по контрольным работам. Обходимся без черновиков. Очень не хочется заставлять малыша выполнять домашнее задание в двух экземплярах. И черновик не оберегает от ошибок. Если в задании нужно вставить буквы, разобрать на слоги или разбить на предложения, мы это делаем карандашом в учебнике, а потом стираем. Точно так же обходимся и с математикой. Решаем в учебнике, а потом лишь переписываем. Лично я прошу сына ошибки исправлять ручкой, а не карандашом, как их учили в школе. Экономится время. Нужно отложить ручку, найти карандаш, отыскать уже потерянную ошибку, зачеркнуть, отложить карандаш, снова взять ручку, въехать в текст. Минутка к минутке и набегает Английский язык у нас с первого класса. Мы пришли к выводу, что лучше начинать делать английский в тот день, в который задали, и каждый день понемножку повторять текст и слова. Тогда будет ровное чёткое чтение, слова станут привычными. Устные предметы обычно бывают раз в неделю, следовательно, их разделяют выходные. В субботу и в воскресенье, утречком, когда головка свежа, их можно выучить, а перед уроком, уже на неделе лишь повторить. Материал усваивается лучше, и нет цейтнота. Ещё к вопросу памяти. Если я не ошибаюсь в формулировке, память бывает долговременная и кратковременная. У кого память кратковременная, тот запоминает быстро, но помнит не долго. У кого долговременная, - запоминает с трудом, но помнит долго. Возможно, это стоит учитывать, кому имеет смысл учить задания перед уроками, кому загодя. Домашние заданияВсе мы люди–человеки, и я, как мама, иногда не выдерживаю. Терпение истощается, навёртываются слёзы, и я громко, но без оскорблений, упаси Боже, высказываю своё возмущение. Потом сто раз извинюсь, сына обласкаю-зацелую, но внутри, конечно, остаётся осадок. Я же взрослый человек, ну, как могла сорваться?! Он же ещё маленький и не со зла, устал или не понимает. А я… И вот, когда струна терпения вот-вот лопнет, я это начинаю сознавать загодя, про себя начинаю перечислять положительные черты своего сына. Я их выучила, и пока чётко проговариваю их, успокаиваюсь. Иногда я вспоминаю поступок сына, которым горжусь. Иногда просто выхожу из комнаты со словами: «Если я сейчас не уйду, то начну кричать. Когда успокоюсь - вернусь». Это бывает крайне редко и поэтому, наверное, это работает. Сын молча садится за уроки и делает, всё, как надо. Честно скажу, занимаемся мы много. По возможности я задаю дополнительные задания, в каникулы отрабатываем новые правила, повторяем пройденный материал. Нет цели добиться, чтобы сын стал отличником. Я стремлюсь привить детям установку, «работа - это необходимая и естественная функция жизни». Основная цель школьного обучения - это найти себя, найти сферу применения своих интересов. Найти отрасль, где ты сможешь полностью реализоваться, что принесёт тебе моральное и материальное удовлетворение. Для ребёнка школьные занятия - это его работа. И я стараюсь научить его навыкам, как эту работу максимально эффективно выполнить. Учу, как из кучи разрозненных заданий выделить главное и сложное. Прислушиваться к себе, что именно для него самое трудное и сконцентрироваться на этом. Работать с текстом, уметь выделять главную мысль, идею или сложные слова и термины. Учу работать со временем. Одно задание сложное, на него можно выделить столько минут, другое задание попроще, его можно сделать за столько-то времени и чуть попозже. Пока сложно, но я стараюсь приучить ребёнка считать время, осознавать и ценить его. После школы и до сна у него столько-то времени и его право, как распорядиться временем и на что потратить. Свободное время - это как кошелёк. Можно наполнить медяками, а можно и шуршащими госзнаками. Время - это то, что ты уже никогда не вернёшь. Важно научить нашего малыша-школьника прислушиваться к своим ощущениям. Да, сейчас я устал и мне нужно отдохнуть. Это будет лучше, чем продолжать сидеть, пытаясь напрячь уже уставшую голову. Имеет смысл всегда идти чуть-чуть вперёд школьной программы. Тогда новый материал на уроке не будет казаться уже чем-то непонятным и запутанным. В принципе это не сложно, время от времени заглядывать в учебник на один - два урока вперёд, читать новый материал и своими словами, не спеша объяснить ребёнку или попросить его, чтобы он сам его прочёл, а затем вместе с вами разобрал сложный материал. Это удобно делать и на каникулах. Полтора часа занятий в день, я думаю, не очень напрягут малыша. Немаловажный фактор для успешных занятий – это, когда ребёнок видит вокруг себя успешных родителей, занятых делом. И с возрастом он начинает осознавать, да, имеет смысл хорошо учиться и уметь ценить своё время. Вот какие дивиденды это в дальнейшем может принести.


ПодросткиЗападноевропейские психологи обеспокоены все больше развивающейся тенденцией, когда тридцати и сорокалетние мужчины и женщины ведут себя как подростки. Казалось бы, нет ничего плохого в том, чтобы в сорок пять лет гонять на роликах или носить розовые футболки. Однако, подростковое мышление подразумевает не только внешние атрибуты молодости, но и такие малоприятные черты, как безответственность, бескомпромиссность и протестное поведение. Родители, оставшиеся в душе подростками, часто не желают что-то запрещать своим детям и влиять на их поведение. По мнению французского психотерапевта Сержа Эфеза, такое отношение ребенок воспринимает как равнодушие к собственной персоне. Результаты такого воспитания обескураживают. Специалист сообщил, что часто на прием приходят такие родители с жалобами на то, что дети оскорбляют их, но очень удивляются, когда психолог советует сделать ребенку замечание. Как это ни парадоксально, многие из тех, кому в детстве все разрешали, вырастая, говорят о том, что настоящего детства у них не было, заметили специалисты.


Поступление ребенка в школуНе будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых, в который не терпится поскорее войти. Проходят дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами. Правда, далеко не однозначными. Одни дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких, кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы обратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид. На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п. Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в стойкую школьную дезадаптацию. Но это - лишь одна сторона проблемы. О другой по сей день говорить не принято. Считается, что в школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. Хотя, если быть до конца откровенным, это не так. Сама природа школы такова, что порождает множество проблем, которые порой ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей. Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от их умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания. Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада уже привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился. Первоклассник, особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно явно сигнализируют изменения в его поведении. Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит. Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное улучшение. Бывает и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: ребенок неусидчив, излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: внешнее впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, одеться, позавтракать. В армии всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и мы сами порою ведем себя точно так же по отношению к своему "новобранцу армии знаний", тормошим его, понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным и оглушенным. А может ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности? Если не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию - дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на десять. Еще одна проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти в любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение. А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее сотни калорий, которую можно добрать и попозже. Но это - домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость, веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком смысле), не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен". Дорогие родители! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстракция, порожденная учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли никудышными учениками). Наверное, не стоит сразу возражать учителю: учителя к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам. а теперь могут повредить и вашему ребенку. Миф первый: "Школа - второй дом". Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим. Миф второй: "Учительница - вторая мама". Мать у ребенка тоже одна. Избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться неоткуда. Миф третий: "Учитель всегда прав". А встречали ль вы вообще хоть одного человека, который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу - умную, добрую и справедливую. А то и двух-трех таких учителей... Их тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и слава Богу. А большего ждать наивно. Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем повторять их ошибок. Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.




Здоровье моих детей © 2014-2019 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика