Пришел, увидел, поступил » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Ложный круп у детей. Симптомы и лечение ложного крупа

Ложный круп у детей. Симптомы и лечение ложного крупа

Мы делаем все, чтобы уберечь малыша от болезней. но если беда нагрянет, встретим ее, вооружившись полезными знаниями. Среди ночи из кроватки маленького Алеши неожиданно послышались хрипящие звуки, сон стал беспокойным, и внезапно ребенок проснулся
07.01.18

Прогулки с ребенком зимой

Прогулки с ребенком зимой

Зимние забавы любят все малыши. Как сделать прогулки с ребенком зимой еще интереснее и полезнее? Зимнее ненастье - не повод остаться дома. Свежий воздух детям необходим! Зимние прогулки не только закаляют ребенка, но и приносят ему большую радость.
05.01.18

Пришел, увидел, поступил

06.01.18 | Категория: Школа

УниверситетСамостоятельно принять решение о получении дальнейшего образования — непростая задача для старшеклассника. О том, как можно помочь выпускнику школы определиться с выбором вуза, мы попросили рассказать Алексея Сергеевича Обухова, кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования, заместителя декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ. Важно, чтобы выбор был «свой»!  Рассматривая вопрос выбора вуза, в котором пойдет дальнейшее обучение сегодняшнего выпускника школы, мы касаемся в целом смыслового выбора на будущее, который принципиально определит дальнейшую его жизнь. К огромному сожалению, сейчас всюду наблюдается — и у нас в стране, и в Европе, неспособность молодых людей в возрасте окончания школы сделать самостоятельный жизненный выбор. И надо сказать, в этом зачастую и в основном виноваты не сами дети, а их родители: проблема родительской гиперопеки — избыточной заботы и стремления родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности и обязывать поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом, из года в год обостряется.  Что тут можно сказать? Если ребенок с детства избавлен от необходимости самому разрешать свои проблемы, повзрослев, он лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценивать. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от других и при этом не может оказать помощи ни себе, ни тому, кто в ней действительно нуждается. Родителям важно осознать, что если раньше, в ситуации социальной стабильности и традиционности общества, решать за ребенка было относительной нормой (все как будто бы шло в пользу ребенка), то в случае с современным старшеклассником это будет работать против него. Современный взрослый сам с трудом успевает приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, а адекватно принять решение за своего ребенка на его уже взрослую жизнь — нереально и безответственно.  Если уж мы говорим о выборе нашего ребенка, важно понимать, что является отправной точкой в его решении: внешние или внутренние мотивы. К моему большому сожалению, большая часть студентов на первом курсе говорит о внешней мотивации, которая чаще привязана к внешней ситуации, а не глубоко осмыслена: родители сказали, друг пошел, вуз рядом с домом, показалось, что это престижно... Тогда как ребята сами не понимают, что такое престижная профессия — сейчас ситуация одна, через пять лет совсем иное дело... И неверно ориентироваться на сиюминутную популярность.  Чем больше выбор молодого человека зависел от ситуации, тем менее он осознанный, тем менее продуманный, менее основательный и менее «свой». Принципиально, чтобы выбор был именно «свой». Сделать выбор — это принять на себя ответственность, предвидеть последствия, осознать ценность и правильность своего решения.  Мне приходится зачастую сталкиваться с абсолютно нереалистическим представлением ребят о собственной образовательной траектории. Например, приходилось слышать: «Я хочу идти в военный вуз, потому что мама ездила, выяснила...» — понятно, что мама за него решает все его вопросы, молодой человек не включен в реальную ситуацию, он не очень думает о будущем. Или: «Я хочу быть художником, хотя рисовать не умею». То есть желания не совпадают с возможностями. Конечно, можно постараться развить свои способности, но можно и подумать — насколько реалистичны желания. Другой пример: «Я поеду учиться за границу». Но при уточнении: «А какими языками владеешь?» — оказывается, что толком никакими. Но тогда логичен вопрос: «А как же ты планируешь учиться за границей, если не знаешь иностранный язык?» Также часто можно наблюдать иллюзорные порывы, базирующиеся на фрагментарном прочтении СМИ, на социальных стереотипах, которые подталкивают к необдуманным решениям.  Порой просто некому задать старшекласснику такие уточняющие вопросы, помочь ему задуматься на тем, что нужно делать собственный выбор и как его делать — на что ориентироваться, какими критериями пользоваться. И нет обязательной надобности привлечения каких-то специалистов-психологов по этим вопросам. Важнее, чтобы значимый взрослый их задал подростку. И важнее всего, чтобы этим взрослым был родитель.  При выборе вуза молодой человек стоит на распутье, и нам важно не заставить его действовать по нашему выбору, не сказать: «Пойди туда или сюда...» Родители и учителя должны побудить подростка задуматься над значимостью выбора профессии, дать ориентиры, помочь найти параметры для самостоятельного выбора. Но выбор старшеклассник должен сделать сам.  На что опираться в выборе специальности Если ребенок с детства мечтал стать врачом или учителем, или он с радостью посещает кружок «Юный физик» или еще какой другой, он хорошо представляет, что будет делать по окончании школы. Однако, как правило, сегодняшние дети не знают, что делают в своей профессии их родители или кто такой биолог, географ — они вообще мало ориентируются в мире профессий. Это затрудняет ситуацию самостоятельного выбора будущей специальности. Ребята зачастую не представляют себе, «кем быть» и куда поступать, и поступать ли вообще, когда наступит время попрощаться со школой. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Возможно, что учителя не сумели воспитать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще не открылись. Такие школьники могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, поэтому им трудно определиться, чем хотелось бы заниматься в будущем.  Вторая категория подростков очень активна в учебе, им интересно все, они посещают одновременно три-четыре кружка, несколько факультативов и спортивных секций. К тому же у них все получается. Как говорят, если человек талантлив — он талантлив во всем: за что ни возьмется, все получается. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Здесь масса составляющих: мнение родителей, влияние окружающих, учителей, всевозможной информации. Вот что важно: профессия должна быть интересна и посильна, созвучна собственным возможностям. Если ребенку нравятся животные, растения, то, наверное, ему будет интересно в своей будущей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику — интерес к ней проявится в профессии инженера-конструктора или физика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества»: у музыканта — слух, у художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. Наверное, в ситуации сомнения следует взять критерием для выбора профессии свои способности — в какой профессии они будут максимально реализованы. Методы диагностирования, позволяющие определить склонности человека и соотнести их с определенным типом профессии, конечно, есть, ими можно воспользоваться. Евгений Александрович Климов, известный российский психолог, очень давно, еще в 1960-е годы, разработал психологическую типологизацию профессий: «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», «человек — техника» и «человек —  природа». На основе этой типологии есть диагностические методы. Есть и другие, более современные подходы для выявления и содействия профессиональной ориентации.  Правда, может показаться странной попытка диагностировать самого себя на предмет собственных интересов, склонностей и способностей. Но когда у человека не развита личностная рефлексия и он самостоятельно затрудняется разобраться в своих внутренних предпочтениях и возможностях — тогда есть необходимость воспользоваться такими внешними «костылями», как тесты. Но продуктивнее будет, если интерпретацию результатов теста и беседу по проблеме профессиональных способностей и склонностей, профессиональной ориентации с молодым человеком будет проводить квалифицированный психолог.  Склонность — еще не выбор Однако на одних способностях далеко не уедешь — важна привычка работать, трудиться. С другой стороны, интерес — явление не всегда устойчивое. Многие ребята думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им просто нравится учитель или они не знают о существовании сферы деятельности вне школьных предметов. Трудно понять, понравится ли ребенку психология или кораблестроение — ведь он в школе не изучал ничего подобного   Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Пусть взрослеющий ребенок побольше узнает выбранную профессию или специальность со всех сторон: и с позитивной, и с негативной. Он должен понять, что когда мы делаем выбор, всегда ограничиваем себя, и что пока не сделали его, перед нами целое поле возможностей и предложений. Кроме того, выбирая профессию, мы часто думаем о том, что получим от нее, но не думаем, от чего мы откажемся ради нее, и о том, чего эта профессия от нас потребует в социальном плане. Насколько мы готовы быть в профессии коммуникабельными, насколько мы готовы дарить свой талант и развивать его, насколько это потребует, я бы сказал, даже духовных подвигов. Ведь есть такие профессии, которые требуют большой ответственности, в особенности в профессиях области «человек — человек».  Не менее важно ориентировать сознание ребят на то, что профессия — это не только конкретный вид деятельности, это еще и социальная среда, тут можно заранее посмотреть, как люди в той или иной сфере общаются, какая у них социальная иерархия, какие ценности, — и соотнести их со своими, понять, готов ли ты принять их или они противоречат твоим собственным ценностям и убеждениям. Если противоречат — то зачем выбирать эту профессию? А если совпадают — то, может, это твое?  Это важные вещи, и молодые люди должны задумываться над ними. Специальность — профессия — вуз Надо признать, что в больших городах старшеклассники скорее выбирают не профессию, а вуз. В конечном счете — это определенная антропологическая катастрофа, так как выбор профессии с выбором вуза смыкается сегодня лишь на 10–15%. И только когда выбор вуза идет не на первом месте, а как образовательное пространство для получения выбранной профессии — мы можем говорить о последовательности и осознанности построения своего жизненного пути в сфере профессиональной деятельности.  Ситуация выбора вуза покоится на трех китах: «хочу», «могу», «надо». «Хочу» связано с выбором профессии — что я думаю о том, к какой профессии у меня есть склонности. «Могу» связано с соответствием своей собственной подготовки уровню требований к поступлению в выбранный вуз.  «Надо» определяется реальным социальным запросом к профессии, ее востребованностью и значимостью в обществе. Однако не следует «надо» рассматривать как — «кто-то от меня потребовал, вот я и делаю». «Надо» — это осознание значимости себя для других, реализация своих талантов. Кстати, само слово «профессия» с латинского (professio) — «официально указанное занятие». Это слово произошло от profiteer — «объявляю своим делом».  При выборе вуза критерии иные, чем при выборе профессии или специальности. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза, конкурс на специальность, уровень профессорско-преподавательского состава, техническая оснащенность и т.д. Тут необходимо вместе с родителями и учителями проанализировать все имеющиеся данные. Могут быть использованы рейтинги вузов, их много, и к ним нужно относиться с достаточной осторожностью. Пока у нас в стране адекватного рейтинга нет, тем не менее ясно, что хороший рейтинг всегда публикует параметры, по которым он сделан, и можно подумать, совпадают ли они с тем, что значимо вам. Полезно сходить на день открытых дверей (практически во всех вузах такие проводятся), где вы не только побываете в помещении вуза, но и увидите студентов, преподавателей, почувствуете атмосферу, а также узнаете необходимую информацию для возможного поступления.  При этом, пожалуй, не надо уж очень бояться ошибиться с выбором: любой опыт по-своему полезен, в чем-то он все равно потом пригодится. Целый ряд вузов и специальностей в любом случае организует мировоззрение и сознание молодого человека, дает возможность реализовать себя в совершенно разных сферах деятельности. У меня есть немало примеров, когда выпускники университета работают в профессии, не связанной с той специальностью, которую изучали в вузе, но они понимают, что только их университетское образование дало им удивительную возможность реализоваться в совершенно другой профессии.  Советы родителям Я бы выделил три наиболее распространенные позиции родителей по отношению к выбору подростком профессии и вуза. Чаще наблюдается ситуация выбора за ребенка — и это действие против ребенка. Здесь родителям можно посоветовать ориентироваться на ребенка и ждать от него, что он найдет в себе силы к некоторой внутренней эмансипации, при этом не разрушив хороших отношений с родителями. Нам следует помнить: чем выше гиперопека — тем выше вероятность разрыва отношений. И ответственность здесь в большей мере лежит на родителях. Если они не видят возможности самостоятельного выбора специальности своим ребенком — это большая проблема для ребенка, а в конечном счете, и для самих родителей. Другая крайность в поведении родителей — неучастие в выборе ребенка. «Он взрослый, пусть сам все решает...» Такая установка годится только по отношению к подростку, у которого к возрасту выпускника школы сформировалась устойчивая внутренняя позиция, исходя из чего он может осознанно сделать свой выбор, который будет адекватным. Повторюсь, сейчас мало кто из подростков реально готов к такому выбору. И наконец, наиболее продуктивной видится позиция соучастия родителей в деле выбора специальности и вуза. Родители должны побуждать ребенка задуматься, кем хочешь быть, какие способности тебе даны, что можешь и чего хочешь — соотнести то самое «хочу» с «могу», соотнести это с плюсами и минусами, с социальным запросом («надо»), решить, какую планку себе можешь поставить и как готовиться к ее «взятию». Эти вопросы подросток сам себе может и не задать, он слишком занят другими проблемами, например, межличностными отношениями со сверстниками и т.п. И помощь взрослого заключается в том, чтобы обратить внимание своего ребенка на значимость поиска собственных ответов на них. Савельева Ф. Н. Статья опубликована в православном журнале для родителей «виноград» (№3(41) май-июнь 2011).
(голосов:0)
Похожие статьи:
Стимул учиться Многие родители задумываются, как убедить ребенка в необходимости хорошо учиться. Каждому школьнику надо знать, для чего он учится. Только в этом случае будет стимул учиться. Прежде всего, ребенку надо увлечься учебой. Родителям можно дать несколько советов. Стимул учиться: Стимул учиться - Если вашему ребенку около семи лет, почаще говорите о том, как вам было интересно учиться. Расскажите ему, что такое аттестат зрелости. Пусть посмотрит ваши первые прописи, школьные сочинения, тетради по математике, дневники и аттестаты. После этого он, скорее всего, заинтересуется учебой. Стимул учиться - Если вашему ребенку уже исполнилось восемь лет, расскажите ему, сколько существует интересных профессий, и он потом сможет выбрать одну из них. Только надо для этого закончить школу. Для него откроются все двери. Даже можно сводить ребенка на экскурсию. Пусть он побывает на почте, в банке, в магазине, на фабрике, в автосалоне, где, например, продают для Вашей машины запчасти Kia. Он будет в восторге от разнообразия профессий. Стимул учиться - Если ребенку уже исполнилось 11 лет, то уже можно определить его способности. Расскажите ему о ваших предках. Пусть знает, кем они были. Например, можете ему сказать, что вы врач в третьем поколении. Или отец из семьи учителей. Однако имейте в виду, что не надо следовать только семейной традиции. У ребенка могут быть какие-то свои планы по поводу профессии. Напоминайте ему, что какую бы профессию он ни выбрал, в любом случае для этого надо хорошо закончить школу. Стимул учитьсяСтимул учиться Стимул учиться - Тринадцатилетнему подростку уже надо знать, что такое профессия, квалификация, карьера. Помогая ему определяться с профессией, учитывайте его истинные способности. Ни в коем случае не надо выбирать профессию только для «престижа». Лучше стать квалифицированным рабочим или талантливым врачом, чем юристом лишь по семейной традиции. Как определить способности ребенка? Стимул учиться - Если у ребенка способность к музыке, то это можно определить еще в то время, когда он ходит в детский сад. Если у него склонность к русскому языку, литературе, английскому, то это сразу же заметят педагоги. Но как, например, определить склонность к бухгалтерии, брокерскому делу, трейдингу или экономике? Для этого надо обратить внимание, как он проводит свободное время, чем интересуется, какие книги любит читать. Предложите выбрать секцию. Стимул учиться - Если ребенок будет знать, что он ходит в школу ради будущей профессии, то у него появится интерес к учебе.

Комментарии к статье Пришел, увидел, поступил :


Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика