Почему отличники в школе не всегда успешны во взрослой жизни? » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
дисбактериоз симптомы,дисбактериоз у детей, yandex,direct, google,дисбактериоз в гинекологии,дисбактериоз у грудных детей,дисбактериоз лечение,дисбактериоз у грудничков,дисбактериоз кишечника,дисбактериоз у младенцев

дисбактериоз симптомы,дисбактериоз у детей, yandex,direct, google,дисбактериоз в гинекологии,дисбактериоз у грудных детей,дисбактериоз лечение,дисбактериоз у грудничков,дисбактериоз кишечника,дисбактериоз у младенцев

Это качественное и/или количественное нарушение микрофлоры кишечника (микроорганизмов, проживающих в толстом кишечнике). В составе нормальной микрофлоры человека преобладают бифидобактерии, а также лактобактерии, непатогенные кишечные палочки и
30.09.17

косоглазие у детей

косоглазие у детей

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные
28.09.17

Почему отличники в школе не всегда успешны во взрослой жизни?

09.09.17 | Категория: Школа

Почему отличники в школе не всегда успешны во взрослой жизни?Почему блестящая учеба в школе не всегда приводит к успеху во взрослой жизни? Размышляет доцент Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат психологических наук Герман Марасанов. Пленник чужих ожиданий Стремление все в жизни делать на «отлично» чаще всего зарождается в раннем отрочестве. Это одно из проявлений юношеского максимализма. Растет способный мальчик или умненькая девочка – кумир в семье, все его нахваливают, все им любуются... И постепенно этот кумир тоже начинает любоваться собой, ему приятно, что он хороший. Он хочет все делать лучше всех или уж вообще не делать то, что не может сделать лучше других. Он получает удовольствие от того, что другие думают, какой он молодец, насколько он лучше всех. Так человек становится пленником чужих ожиданий. Все ждут от него успеха, и он старается изо всех сил. Он уже не может позволить себе быть неуспешным. Но в жизни не бывает так, чтобы успех сопутствовал нам всегда. Когда-то случаются и неудачи. Они никому не приятны, но все-таки неудача – не повод, чтобы впадать в депрессию или сломаться. Однако именно это может случиться с отличником, у которого нет опыта переживания маленьких проигрышей и больших поражений. Отличник во взрослой жизни становится излишне осторожным, он не рискует взвалить на себя ношу лидера, ему больше нравится быть помощником лидера, экспертом, аналитиком. Он может стать опытным референтом, уважаемым профессором, глубоким специалистом, но не руководителем. Он не в состоянии принимать решения в условиях нехватки информации, переизбытка информации или искажения ее, что приходится делать лидеру, руководителю, начальнику. Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он делает то, чему его учили в школе, в институте, он доигрывает ожидания окружающих, он трамвайчик, который едет по проложенному пути, но не может самостоятельно повернуть в ту или иную сторону. Преобразователь сонного царства Иное дело – троечник. Он с детства знает, что такое неудачи. Да, он частенько не мог в школе решить какую-то задачу, но он учился выкручиваться, ходил с повинной головой, справлялся с унижением в проигрыше и радовался не всегда заслуженным победам. Это сделало его гибким в общении и психологически более устойчивым. Троечники выходят за границы собственной компетентности – и выигрывают, а отличник следует канонам, он выйти за границы своей компетентности боится, а раз не рискует, значит, и не пить ему шампанского. Еще одна особенность любого социально успешного человека, будь то предприниматель или политической деятель, – он независим от общественного мнения. Он, как сказочный Иван, кидается в котлы с кипящей водой: занимается то дискотеками, то рекламой, то птицефабриками, потому что не боится действовать в условиях неопределенности, чего боится отличник. Наш троечник не стремится обогнать всех, что как раз делает пятерочник. Отличник хочет быть лучше всех в той области, где он знаток, на той дистанции, где бегут все. А наш Иван лезет туда, где никто еще не был, куда никто не догадался побежать. Он новатор, преобразователь сонного царства. Почему отличник боится «котла»? Любое новое дело предполагает, что ты выступаешь в роли дилетанта. И любой успех начинается с каких-то потерь. Отличнику неуютно в шкуре дилетанта. Троечнику эту роль играть легко. Отличник, привыкший к победам, болезненно переносит потери. А троечник столько раз выглядел бледно, что очередная неудача не вышибет его из седла. Ему все равно, что о нем будут судачить. У него есть цель, и он социально независим. Мы видим таких людей на политическом олимпе. Они совершенно спокойно чувствуют себя во время чудовищного гвалта прессы, они совсем не переживают, когда им навязывают образ главного сукиного сына страны, дурака, шута, вора или героя. Вот три основных качества, которые могут сделать троечника человеком успешным, – внутренняя независимость от мнения окружающих, большая гибкость и наличие цели. Пример Барона Мюнхаузена А может ли отличник пересесть из трамвайчика, который движется по проторенному пути, в мощный вездеход, который не забуксует ни на какой дороге? Или, если прибегнуть к другой аллегории, может ли он, как Мюнхаузен, вытащить себя за волосы из болота социальных ожиданий общества? Может, хотя сделать это ему будет нелегко. Но у него есть помощник – его светлая голова, его интеллект. Первое, что должен сделать наш отличник, – посмотреть на себя со стороны, но только не глазами окружающих, а глазами... Бога или хотя бы своими собственными. Поговорить с самим собой. Этот диалог с самим собой был в культуре русских интеллигентов, когда каждый человек, мало-мальски озабоченный своим развитием, вел дневник. Дневник позволяет посмотреть на себя со стороны – перечитать свои старые записи как записи чужого человека. И, отстранившись, понять, какой же ты и каким ты хочешь стать. В психологии такое отстранение от самого себя называется рефлексией. Более примитивный вариант рефлексии – рассматривание старых фотографий. Вот какой я был когда-то – не такой, как сейчас. Что я тогда хотел, о чем мечтал? Почему у меня это не получилось? Второй путь – диалоги с кем-то о себе. Совместные размышления, почему ты не можешь себя реализовать. Лучше, конечно, если эти беседы будут проходить с профессионалом – практикующим психологом. И третий путь – задать самому себе главные вопросы: что в моей жизни не так? Что мешает мне делать то, что я никогда не делал? И, наконец, что я сам для себя хочу, что хочу сделать в этой жизни? Конечно, если начать размышлять о таких вещах, найдется множество уважительных причин не тащить себя за волосы из болота. Но надо посидеть у сказочного камня на перепутье. У того, на котором написано: «Направо пойдешь... Налево пойдешь...» Наш отличник в юности эту развилку проскочил. Вернее, его провели через нее родители. Там ведь, у камня, не три пути, а пять: можно еще вернуться домой к маме, можно бесконечно сидеть в размышлениях. Психолог посоветует вам, поразмыслив, все-таки куда-то ехать. Герой, конечно, поедет туда, где потеряешь голову. Обыватель – туда, где женишься. Большинство выберет самую проторенную дорогу – дорогу компромисса, где потеряешь коня, зато голова останется целой. Но на самом деле не так важно, куда ехать. Главное – двигаться вперед. Впереди будут еще и другие перекрестки, и новые выборы. И не факт, что ты потеряешь коня: может, как-нибудь вывернешься. И голову потеряешь вряд ли... Но если не двигаться – застой, страх перед всем новым, обращение к прошлому, а потом и потеря интереса к жизни.
(голосов:0)
Похожие статьи:
Какими бывают отличникиКласс — это коллектив, и, как в любом коллективе, можно выделить разные типы людей, разные модели поведения. Сегодня я расскажу Вам про отличников. Какие же они бывают?

«Природные» отличники

«Природный отличник» — ребенок, от природы наделенный хорошей памятью, сообразительностью, способностью быстро запоминать и быстро мыслить, великолепной фантазией. Это редкость, но и такое бывает. Такой ребенок — счастье и для родителей, и для учителей; все «хватает на лету», всегда готов отвечать и помогать другим, мало времени тратит на выполнение домашнего задание, но выполняет его качественно.

Таков мой ученик Саша. Саша — «природный» отличник, веселый мальчик, который отлично учится благодаря своим способностям, понимает все с полуслова, у него всегда готово домашнее задание, он один из первых запоминает новое правило и всегда стремится к доске делать упражнения. Если же случается неудача, Саша особо не заостряя на ней внимание, идет дальше. Кроме уроков, Саша учится играть на гитаре, участвует в спектаклях и т.п. Очевидно, что быть «отличником» для Саши так же естественно, как дышать.

«Упорные» отличники

Чаще встречается другой тип отличника — «упорные отличники», которые имеют все «пятерки» исключительно благодаря своему упорству, трудолюбию, желанию «не подвести» родителей. Такой ребенок денно и нощно сидит за уроками, в классе иногда получает «четверки», но в результате в четверти у него стоит «пять». Для этого он готов на все: приходить на дополнительные занятия, учить огромное количество материала, просить новые упражнения и т.д. — но «пять» должна стоять в дневнике.

По сути, этот ребенок — хорошист, он вполне мог бы учиться на «четверки», и у него оставалось бы гораздо больше времени на что-либо другое. Но он жаждет быть отличником! Почему? Здесь возможны две причины: или из-за самолюбия, гордости или из-за родителей.

Желание хорошо учиться похвально, но иногда ребенок не выдерживает такой нагрузки: он начинает болеть, нервничать, плакать, — иными словами, состояние «упорного отличника» может нанести вред здоровью ребенка. Мне понятно стремление родителей, их желание, чтобы ребенок был лучше всех — но в погоне за оценками часто забывают о самом ребенке — а хочет ли он быть отличником или он неплохо бы себя чувствовал хорошистом?

В моем классе учатся сразу две «упорные» отличницы: Юля и Аня. Юля — отличница благодаря своему самолюбию, желанию всегда быть первой. Это усидчивый, трудолюбивый ребенок. Когда бывают трудности, и Юля чего-либо не понимает, она задает вопросы до тех пор, пока правило не становиться для нее ясным. Ее никто не заставляет, не подталкивает «быть первой» — это ЕЕ желание.

Аня — отличница «по желанию родителей». На самом деле она — «хорошистка», но родители ругают ее из-за «четверок», про «тройки» даже не говорю. В итоге чаще всего Аню можно видеть с учебником в руках, даже на переменах она учит правила, приходит на дополнительные занятия, и в четверти у нее — «пять». Но Аня практически не гуляет, у нее нет свободного времени. Кроме того, она нервный ребенок, она даже плакачет, если не получает «пять». У Ани нет друзей — у нее просто времени нет на то, чтобы завести друзей. Честно говоря, ее жалко. Родительское требование — «ты должна быть лучшей» — стоит Ане здоровья и успешности в отношениях со сверстниками.

Подводя итоги, хочется сказать:

если ребенок — отличник «от Бога» — великолепно, такого ученика «вести» не нужно, родители могут наблюдать за его успехами и иногда «направлять» его в нужное русло.

если ребенок — «упорный» отличник по собственному желанию, надо лишь следить, чтобы ребенок не переутомился и «не зациклился» на слове «отличник». Такие дети очень тяжело переживают получение любой оценки, кроме «пятерки». Поэтому родителям необходимо помочь ребенку, объяснить, что бывают взлеты и падения; что неудачи бывают у всех — главное, достойно их пережить. Нужно вместе с ребенком проанализировать ситуацию и добиться, чтобы ребенок сделал выводы — в чем он ошибся, и тогда эта ошибка больше не повториться. Неудача — это тоже опыт.

если же ребенок — отличник «по желанию родителей» («мой ребенок должен быть лучше всех!»), то задумайтесь — а так ли нужно Вашему ребенку быть отличником? Не повредят ли ему чрезмерные нагрузки: Может быть, надо дать возможность развиться другим талантам, которые, несомненно, есть у Вашего ребенка?

Автор: Шатохина Анна, учитель 12 категории


Комментарии к статье Почему отличники в школе не всегда успешны во взрослой жизни? :


Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика