Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Новости
Школа раннего развития для детей: за и против

Школа раннего развития для детей: за и против

Ранним развитием называют воспитание и обучение ребенка от рождения и до достижения им шестилетнего возраста. Конечно, с ребенком можно заниматься дома самостоятельно, но также можно и записаться в школу раннего развития и водить кроху на занятия. В
17.09.19

Заболевания детей
Аллергические реакции. Симптомы аллергических реакций

Аллергические реакции. Симптомы аллергических реакций

Аллергия (или аллергическая реакция) — извращенный ответ иммунной системы на попадание в организм чужеродных веществ — аллергенов, выражающаяся в бурном ответе на его внедрение с повреждением органов и тканей. Аллергенами чаще всего являются
16.09.19

Гипотрофия у детей. Лечение гипотрофии

Гипотрофия у детей. Лечение гипотрофии

Термин «гипотрофия» следует понимать как сниженное питание. Гипотрофия — это одно из хронических расстройств питания у детей раннего возраста; постепенно развивается истощение организма. Из причин, ведущих к гипотрофии, могут быть перечислены:
16.09.19

Ссылки

Школьное право

09.09.19 | Категория: Школа

ШколаОбразование ребенка — дело семейное, поэтому родителям крайне необходимо знать о своих обязанностях и правах по отношению к школе. За разъяснениями по школьным вопросам мы обратились к известному московскому адвокату ЛАРИСЕ ОКТЯБРИСТОВНЕ ПАВЛОВОЙ. Лариса Октябристовна, предполагает ли школьное образование ребенка участие в этом процессе родителей. Как они могут участвовать в деятельности школы? В законе написано, что у нас существует государственное общественное управление школой. В разных школах оно может осуществляться по-разному: родительские комитеты, советы школы, другие общественные движения. Многие родители, к сожалению, удалены от учебного процесса. Сейчас появляется масса проектов, призванных защитить права ребенка в школе. Предполагается ввести должность управляющего по делам ребенка в школе — омбудсмена. 16 сентября 2009 года Мосгордума добавила омбудсмена в список госслужащих. Мне приходилось участвовать в общественных дискуссиях о том, нужен ли омбудсмен в школе. Против введения должности уполномоченного по правам ребенка высказывалась не только я, но и многие директора известных лицеев. Я считаю, что права принадлежат любому человеку, и не стоит выделять в отдельную группу и противопоставлять права детей, права пенсионеров, права инвалидов, права военных, права женщин и т. д. Законный представитель ученика в школе — это его родитель, лучше родителя ребенка не защитит никто. Новое должностное лицо — омбудсмен — это дань западным тенденциям, попытка реализовать модель ювенальной юстиции. Ребенок отделяется от семьи, государство назначает человека, который вместо родителя имеет право защищать ребенка. Правовой статус омбудсмена неясен, ведь пока что родители не лишены права представлять интересы своих детей. В конституции РФ говорится о том, что семья находится под защитой, а не отдельно ребенок вне семьи! К тому же, раз создается новая должность, появляется новый чиновник, у которого должен быть определенный объем работы, а если объема нет, его нужно создать. Омбудсмен, придя в школу, дабы не остаться без работы, должен провоцировать жалобы детей и создавать конфликт искусственно. В итоге (в этом можно убедиться на примере Франции, где действует ювенальная юстиция) резко увеличивается количество судебных дел, связанных с несовершеннолетними, возрастает количество родителей, лишенных прав на воспитание ребенка. Хорошему директору омбудсмен не нужен, директор сам работает с учениками и их родителями и разрешает спорные вопросы. Не секрет, что в школу иногда проникают весьма нежелательные программы воспитания. Может ли родитель отказаться от обучения своего ребенка какому-либо предмету или по какому-либо учебнику? Каждая школа имеет право вводить дополнительные предметы, не предусмотренные программой. При поступлении ребенка в школу родитель имеет право познакомиться с перечнем преподаваемых предметов и сделать выводы. Любой новый предмет должен вводиться с ведома родителей. Другое дело, что на практике это случается редко, однако, как говорит закон, родитель, ученик и учитель имеют равные права. Здесь могут возникать конфликты. Например, в одной школе, где директором была назначена сторонница воспитательной системы М. Монтессори, предполагалось проведение реформы школы, но родители выступили против нововведений. Претензии родителей были услышаны управлением образования. С другой стороны, школа независима, она сама определяет предметы и программы, по которым ведется преподавание. Школа обязана дать ребенку обязательный объем знаний, при этом способ преподавания (программы, учебники) может быть любым. Здесь возникает еще одна проблема: учебников много, и далеко не все они одинаково хороши. Еще пару лет назад наш министр образования сказал, что 64 % учебников признаны негодными для обучения. К сожалению, качество учебников на сегодняшний день оставляет желать лучшего, поэтому очень много конфликтов возникает в связи с содержанием образования. Некоторые учебники сложны для детей, создаются без учета возрастных особенностей, детской психологии, другие не отвечают традиции отечественного образования. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с такими конфликтами. В одной из школ, например, был введен очень плохой учебник по английскому языку с ужасными иллюстрациями, на которых были изображены ведьмы, вурдалаки, вампиры. Пятиклассники, обучавшиеся по этому пособию, плакали по ночам и отказывались посещать уроки. Родители просили учителя и директора заменить учебник другим. Им было отказано, несмотря на то, что была проведена экспертиза и этот учебник был признан негодным. К сожалению, сейчас нет открытых конкурсов учебников. А учебников продается масса, их создают не только методисты, но и ученые, академики, и сами родители учащихся. Министерство образования не предъявляет строгих требований к учебникам. Поэтому перед поступлением ребенка в школу родителям необходимо ознакомиться с книгами, по которым он будет учиться. В случае если родителей не устраивает качество учебника, но администрация школы не идет им навстречу, есть законная возможность перевести ребенка на домашнее обучение по данному предмету. Нередки школы, в которых для знакомства родителей с методикой преподавания того или иного учителя практикуются открытые уроки, а где-то категорически не пускают в школу. Имеют ли родители право присутствовать на занятиях в школе? В каждом конкретном случае этот вопрос решается с согласия педагога, педагог имеет право отказать родителям в посещении какого-либо его занятия, допускать открытое посещение только в определенные дни (т.н. «открытые уроки»), чтобы не нарушать учебного процесса. Этот вопрос регулируется уставом школы. Законом не предусмотрено посещение родителями школы, но и не запрещено. Поэтому вопрос решается по договоренности между родителем, учеником и учителем. Бывают случаи, когда учитель категорически отказывает родителю в присутствии на занятиях, но это уже нарушает права родителей, поскольку в законе сказано, что учитель, родитель и ученик имеют равные права. Хотя учебники в школьные библиотеки поступают централизованно и выдаются в пользование учащимся на каждый учебный год, в школах практикуется покупка дополнительных учебников и учебных материалов, необходимых на уроке. Могут ли родители отказаться их покупать? Обязана ли школа за свой счет снабжать детей необходимыми пособиями? И еще вопрос по поводу школьной формы. Обязаны ли родители платить за школьную форму? Учебники и учебные материалы по предметам обязательной программы должны быть бесплатными. Заставлять покупать какие-либо учебники школа не имеет права. Что касается формы, ее родители приобретают за свой счет, но малоимущим и многодетным семьям по закону выплачивается компенсация, для этого необходимо подать соответствующее заявление директору школы. Примечательно, что в законе говорится не о форме как таковой, а о «комплекте детской одежды для посещения занятий» — то есть о любой одежде. Могут ли родители участвовать в регулировании нагрузки детей, количества уроков, экзаменов (они нередко проводятся два раза в год в каждом классе, что вызывает психологический стресс у некоторых детей)? Родители могут регулировать нагрузку, если она превышает санитарные нормы. В случае если нормы соблюдаются, а ребенку тяжело учиться, его можно освободить от посещения каких-либо предметов, оставив их на домашнее изучение. Родители могут выбрать любую из форм обучения, дозволенных законом: школьное обучение, семейное, экстернат. Эти формы можно сочетать. Хочется обсудить непростой для сегодняшнего времени вопрос: имеют ли право дети отказываться от участия в трудовой деятельности? Учителя, хорошо понимающие воспитательное значение труда для детей, стараются привлекать их к общественному труду по уборке класса, приучая тем самым уважать свой и чужой труд. Образовательным учреждениям запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой без их согласия или согласия родителей (например, убираться в классе или на субботнике). Сейчас этот вопрос горячо обсуждается в связи с проблемой защиты прав ребенка, много разговоров ведется о «рабском труде», но ведь существует и внутришкольная дисциплина труда, трудовое воспитание. Например, чтобы провести опыты по химии, необходимо расставить приборы, вымыть посуду для опытов, убраться в кабинете. Мне кажется, вопрос об эксплуатации несколько искусственный. Мы что, растим тунеядцев? Убраться в своей школе — это не пахать землю на чужих полях. Имеет ли право школа отчислять ученика за плохую успеваемость, а другая школа не принимать отчисленных двоечников? В следующий класс переводятся те учащиеся, которые в полном объеме усвоили образовательную программу. Переведены могут быть дети, имеющие академическую задолженность только по одному предмету. Если дети до 9 класса не освоили учебную программу по двум предметам и более, их оставляют на повторное обучение, направляют в классы компенсирующего обучения либо, по усмотрению родителей, они переходят на домашнее обучение. В уставе школы могут быть определены случаи, когда неуспевающий ребенок переводится в другую школу. Возможно и отчисление ребенка из школы, но только по достижении 15 лет. Решение об исключении принимается с согласия родителей и при участии комиссии по делам несовершеннолетних. Судьба исключенного из школы решается в течение месяца комиссией по делам несовершеннолетних совместно с органами местного самоуправления и родителями. Часто родители занимают активную, а подчас и несколько агрессивную позицию в отношении вакцинации ребенка: имеет ли право ребенок отказаться от медосмотра и прививок? Этот вопрос регулируется законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Родители, согласно этому закону, имеют право получения полной информации о необходимости прививок, по требованию родителям должны предъявить сертификат, доказать качество прививочного материала. Родитель имеет право отказаться от того, чтобы его ребенку делали прививку, но отказ должен быть осуществлен в письменной форме. Любой медосмотр ребенка должен проводиться только после предварительного согласия родителей. После 15 лет ребенок сам вправе отказаться от медосмотра или прививки. Нередко случается, что по каким-то причинам возникает необходимость обучения ребенка на дому. Могут ли родители, обучающие детей дома, получить какую-то компенсацию затрат на обучение? Поскольку в нашем государстве образование бесплатное, в каждом регионе установлен размер затрат, необходимых для обучения школьника. Поэтому родителям, чьи дети находятся на семейном обучении, может быть выдана компенсация. На родителей, как известно, возлагается обязанность обеспечить получение детьми общего школьного образования. Если родители (например, сектанты или алкоголики) не заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил какое-либо образование, могут ли ребенка принудительно отправить в школу? Я бы поставила вопрос по-другому. Если у родителей нет документов, подтверждающих, что их дети получают образование, у них могут возникнуть большие неприятности с законом, вплоть до лишения родительских прав. Поэтому если родители не считают нужным, чтобы их ребенок ходил в школу, они должны официально оформить его обучение на дому, должен быть заключен договор со школой на семейное обучение или экстернат. Если выбор образовательного учреждения осуществляется родителями, может ли ребенок поступить в муниципальную школу не по месту жительства? Любой ребенок имеет право обучаться в любой школе при наличии свободных мест и при условии, что он отвечает требованиям данного учебного заведения. Религиозные школы, например, могут устанавливать свои правила. Ребенок и его родители должны быть согласны с уставом учебного заведения. Поскольку у нас всеобщее образование, является незаконным конкурсный отбор детей в первый класс. Другое дело, что в школе могут беседовать с детьми, чтобы определить уровень их подготовки для формирования класса, при решении своих внутренних учебных задач. Лариса Октябристовна, можно ли отдать ребенка в школу в городе, где он не имеет регистрации? Закон об образовании говорит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного общего образования и начального профессионального образования. Система нашего образования устроена таким образом, что школа должна принимать всех детей, проживающих на данной территории. В законе нет слова «зарегистрированных». Однако при приеме в школу необходимо предъявить набор документов, и тут возникают сложности. В 2006 году было опубликовано разъяснительное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования. Там было указано, что согласно европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, запрещен отказ от предоставления права на образование. 43 статья конституции РФ гарантирует право на образование независимо от места жительства, поэтому отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение. А если это дети иностранцев, без гражданства РФ? На каких условиях они обучаются в России? Российское законодательство предоставляет лицам, имеющим право на проживание на территории Российской Федерации, возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования. Иностранец или лицо без гражданства может отдать своего ребенка учиться как в муниципальную, так и в частную школу на условиях, которые оговорены в уставе данного учреждения. Другое дело, что бесплатное образование предоставляется только гражданам РФ, иностранным гражданам за обучение придется платить. Исключение составляют случаи, когда имеется двустороннее соглашение между государствами о том, что образовательные услуги предоставляются гражданам иностранного государства наравне с гражданами России. При поступлении в школу дети иностранцев заключают со школой специальный договор, где оговорены все условия обучения. Сложность состоит только в том, что при поступлении в школу будет проводиться проверка уровня подготовленности поступающего, в результате этой проверки будет решено, в какой класс принять ученика. И последнее: с ребенком в школе стряслась серьезная неприятность? Как правильно действовать родителям? Обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по Закону об образовании устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает администрацию школы принять меры. Большое спасибо, Лариса Октябристовна, за Ваши ответы и комментарии, которые, несомненно, окажутся полезными многим родителям, читающим наш журнал. Статья опубликована в журнале «Виноград» (ноябрь-декабрь 2009).
(голосов:0)
Похожие статьи:
{related-news}
Комментарии к статье Школьное право :


Здоровье моих детей © 2014-2019 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика