Как научить ребенка пересказу » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Боли в животе у ребенка

Боли в животе у ребенка

Сбой желудочно-кишечной системы – основная причина боли в животе у детей. Сопутствующими признаками могут быть и температура, и рвота, и понос. Опасна внезапная боль, это может быть аппендицит. Любое упоминание ребенка о боли в животе не должно
18.07.17

Заболевания, сопровождающиеся кашлем. Часть 1

Заболевания, сопровождающиеся кашлем. Часть 1

Кашель при ОРЗ Ведущие признаки простуды, острого респираторного заболевания, проявляются катаром (или катаральными явлениями). Это
18.07.17

Как научить ребенка пересказу

11.06.17 | Категория: Речь, игры, игрушки

Научить ребенка пересказуДочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня… а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства. Я, воспитанная на Гоголе и Толстом вечно морщусь, слушая сумбурную и скудную речь дочери. Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык. Измениться самим, изменить среду, окружающую ребенка Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно - подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно. Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет». Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения. С чего начать? Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать произведение полностью. Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей. Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей. Чтение Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику, научитесь наслаждаться стилистикой художественного произведения, и замечать «ляпы» и убогость современного языка, встречаемые не только в разговорной речи, но и в письменной. Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий. Книга – повод к диалогу. Обсуждение прочитанного Если вы читали малышу, минут тридцать, а потом захлопывали книгу, то теперь перестройте процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку повзрослее и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?» Сначала малыш пересказывает текст своими словами, затем задание усложняется, вы просите описать, скажем, персонажа, обстановку, время года, используя те же слова и образы, который употреблял автор. При чтении старайтесь их интонационно выделить из текста: «Длинная хворостина, лапы красные растопырили, домик напоминал грибок, был маленький приземистый с коричневой черепичной крышей». Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не прописано» в книжке. По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. « Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять. Обращайте внимание, как строится ваше обсуждение прочитанного, смотрите, чтобы не было бесед – допросов: ваш вопрос, ответ – ребенка. Вы беседуете, текст может быть поводом вспомнить ранее прочитанную книгу или случай. Старайтесь вынудить ребенка, говорить как можно больше и по возможности развернутыми предложениями. В беседе, помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминания последовательности развития событий, используются различные приемы привлечение внимания детей к языку произведения, к авторской характеристики героев, к описанию времени, действия героев, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку. Пересказ по картинке Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту». Пересказ содержания своими словами Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит. Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа. Рассказ о событии Работа с литературными текстами и навык пересказа приведут к тому, что ребенок перенесет новое умение в «жизнь». Постепенно он будет все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившиеся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, он легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства. Отчасти в этом ему поможет и ваше акцентированное внимание на тех фрагментах текста, где описываются чувства и эмоции героев. На определенном этапе формирования грамотной и образной речи ребенка, от родителей потребуется «ювелирная» тактичность, чтобы в нужный момент помочь малышу подобрать нужное слово, сравнительный оборот, чтобы точно передать свой эмоциональный настрой. Многие дети начинают нервничать, обижаться, а то и вовсе закрываются, отказываясь рассказывать дальше, если во время их повествования мама вставила слово. Нужно тонко чувствовать ребенка и понимать, нуждается ли он в родительской помощи. Если малыш отвергает ваши попытки ему «подсказать», не помогайте насильно. Через некоторое время, если речь шла о событии, на котором и вы присутствовали, то расскажите свою версию, в ключе, что вам больше всего «запомнилось-понравилось», чтобы у ребенка был образец, того, как можно было рассказать. Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил». В ответ вы услышите: «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ. Смешной случай Научите ребенка выделять из событий дня интересные и смешные случаи, акцентируйте на них внимание, пересказывайте их сами, а потом передайте это право ребенку. Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала вы озвучивайте все роли сами, а потом лишь одну, остальные проигрывает малыш. Просмотр комедийных фильмов, чтение юмористических рассказов и наше внимание к забавным случаям, что происходят в жизни, создадут благоприятную обстановку, чтобы научиться видеть смешное, наслаждаться им. Радостная «смешливая» домашняя обстановка с налетом легкой иронии и готовностью в любую минуту посмеяться, сделает вашего ребенка веселым, открытым, умеющим ценить шутку и рассказать о ней. Сделайте привычкой, что о событиях прошедшего дня рассказывает ребенок, папе, пришедшему с работы или приехавшей в гости бабушке. Не перебивайте, не торопите его, подбадривайте, «подкидывая» ему те случаи, о которых он забыл упомянуть. Игры для расширения словарного запаса ребенка Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается. 1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. 3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл. 4. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово. 5. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой 6. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга. 7. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу». 8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький». 9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох. 10. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется? 11. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал, помогающий вашим занятиям – играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры. Материал для подобных игр-занятий можно найти в любом книжном магазине. Он выходит в серии «Практическое пособие по развитию речи». 12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок. Школа чтения О. Андреева Существует уже отработанная и зарекомендовавшая себя техника чтения Олега Андреева. В его школе быстрого чтения уже не одно десятилетие занимаются дети различного возраста, стремящиеся развить свою речь, поле зрения, образное мышление и научиться «легко учиться» в школе. По работе с любым текстом О. Андреев рекомендует такую схему выделения главного из прочитанного материала: название, автор, факты (фамилии, географические данные, различные количественные данные), действие (какие действия совершают герои прочитанных произведений, и какие события там происходят), основное содержание прочитанного (это краткий пересказ своими словами смысла, содержание текста). Занимаясь с ребенком чтением или обсуждением прочитанного, доведите до автоматизма работу по этой схеме. Она поможет грамотно работать с текстом и не увязнуть во второстепенных деталях произведения. Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими.
(голосов:0)
Похожие статьи:
Этапы развития речи у малышаРебенок учится разговору во время первых двух лет его жизни. Сначала он произносит свое первое слово и постепенно обучается правилам языка, чтобы как взрослые использовать его в общении.

С помощью языка, губ, неба, зубов малыш начинает издавать свои первые звуки – “о”, “ы”, “а”. Это происходит в первые два месяца после появления на свет. Совсем скоро эти звуки станут реальными словами, и Вы сможете услышать долгожданные “мама”, “папа”, “баба”, “да”.

После этого момента малыш начнет все больше прислушиваться к взрослой речи и пытаться повторять слова за взрослыми. И где-то между 1,5 и 2 лет он станет произносить предложения, состоящие из 2-3 слов. Чем быстрее ребенок развивается психически, эмоционально и физически, тем быстрее будет пополняться его словарный запас. Тем самым он сможет описать то, что он видит, слышит, чувствует, думает и хочет.

Если Вы окунете малыша в двуязычную среду, то он с легкостью освоит два языка.

Развитие речи в мамином животике.

Многие исследователи считают, что понимание языка начинается в то время, когда малыш находится в утробе матери. Малыш привыкает к устойчивым биениям вашего сердца, настраивается на звук вашего голоса. Через несколько дней после рождения, он в состоянии будет различить голос мамы из множества других голосов.

Развитие речи от рождения до 3-х месяцев.

Детский плач является первой формой выражения своих потребностей. И он бывает разный: пронзительный крик может означать, что малыш голодный, а хныканье, что пора менять пеленки. Но по мере роста ребенка, малыш освоит новые звуки для общения – бульканье, воркование, гуление, вздохи.

Что же касается его способности понимать язык, то малыш, прислушиваясь к окружающим, обращает внимание на то, как звучат слова и, каким образом они строятся в предложения.

От 4 до 6 месяцев.

На данном этапе, Ваш ребенок начнет болтать, сочетая согласные и гласные звуки (например, “баба” или “Яя”). Первые “мама” или “папа” могут выскользнуть совсем неожиданно. Хотя это и вызывает много радости у родителей, но не приравнивайте эти первые слова к осмысленному выражению. Когда же малыш начнет говорить? Осмысленно он начнет так обращаться к родителям примерно к году.

Попытки малыша заговорить сначала будут похожи на “иностранную” речь. Одни слова будут сливаться с другими. Вокализация – это игра для вашего ребенка, который экспериментирует, используя свой язык, зубы, небо и голосовые связки. На данном этапе издаваемые звуки похожи на журчание того языка, который используется в семье. Когда малыш начинает говорить, то Вы можете заметить, что он чаще других повторяет определенные звуки (“ка” или “да”, например). Это происходит потому, что ребенку понравилось, как звучат эти звуки, а также ощущения от них.

7-12 месяцев.

Теперь издаваемые малышом звуки более похожи на осмысленные слова. Поощряйте его. Часто с ним разговаривайте и читайте детские книжки.

Вехи развития речи у малыша

Развитие речи от 13 до 18 месяцев.

Теперь Ваш ребенок использует одно или несколько слов, и он знает, что они означают. Ребенку хочется общаться. Если малыш часто повторяет “мама”, то чаще задавайте ему вопросы, на которые будет ответом данное слово. Например, “Кто тебя зовет покушать?, Кто тебя поцеловал?, Кто тебя искупал?” и др.

От 19 до 24 месяцев.

Словарный запас вашего ребенка, скорее всего уже составляет от 50 до 70 слов. Но понимает он гораздо больше (до 200 слов). Основные слова для понимания – это существительные. В данный период родителям стоит следить за своей речью, потому что ребенок начнет очень быстро пополнять свой словарный запас.

К 2-ум годам изученные слова малыш будет строить в простые предложения: ” Дай покушать, вези меня, хочу машину” и др. Ребенок уже в состоянии выражать при помощи слов свои чувства, желания, мысли. Употребление в речи местоимений еще может путать его, поэтому Вы можете услышать “Коля кушает” вместо “Я кушаю”.

Развитие речи от 25 до 36 месяцев.

Ваш малыш все чаще будет вступать в разговоры. Потребность и желание общаться возрастет в разы. Словарный запас достигнет 300 слов (примерно). Существительные начнут употребляться вместе с глаголами, а также будет освоено употребление местоимений.

К 3-ем годам речь ребенка будет состоять не только из простых предложений, но и из сложных. Малыш может использовать в общении простые слова со своими сверстниками, а с домашними общаться более свободно и разнообразно. Слова начнут произноситься более качественно. Старайтесь обогащать словарный запас Вашего ребенка.

Как развивать речь у ребенка.

Исследования показывают, что дети, чьи родители использовали при общении с ребенком богатый набор слов, имеют более высокий IQ. Болтать без умолку совсем не нужно. Просто при разговоре описывайте более подробно свои действия, вещи, задавайте малышу вопросы, пойте песенки, рассказывайте сказки. Например, про глаза можно сказать, что они не только бывают большими или маленькими, голубыми, карими и серыми. А еще фиалковыми, пронзительными, расстроенными, злыми, хитрыми и т.д.

Чтение – это отличный способ разнообразить свою лексику и лексику малыша. Слова плавно сводятся в интересные истории. Ребенку обязательно понравится слышать мамин голос, рассматривать картинки и даже в знакомых местах досказывать предложения за Вас.

При разговоре старайтесь внимательно слушать ребенка и смотреть ему в глаза. Отвечайте ему. Дети чаще начинают говорить, когда видят, что вы заинтересованы в том, что они Вам рассказывают.

В статье не описаны строгие рамки, в которые малыш должен уложиться. Нет четких границ. Но все же, если ребенок очень уж отстает от описанных норм, то стоит забеспокоиться. С признаками для беспокойства Вы сможете ознакомиться в другой нашей статье.


Комментарии к статье Как научить ребенка пересказу :


Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика