Психология » Страница 7 » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Гормональные контрацептивы

Гормональные контрацептивы

Первые исследования в направлении гормональной контрацепции началась еще в 20х годах 20го века, а уже к 60ым годам было положено начало практическому применению. Сейчас каждый кажется знает, что гормональный контрацептив – это противозачаточные
20.08.17

Ателектаз легких

Ателектаз легких

Ателектаз легкого представляет собой уменьшение (вплоть до полного исчезновения) его воздушности вследствие частичного или полного спадения альвеол. Ателектаз может развиться вследствие скапливания жидкости в плевральной полости, при попадании в
09.08.17

Для развития мышления воспитательница не только сама объясняет детям воспринимаемые ими доступные явления, но в процессе общения с детьми ставит их перед необходимостью сообразить, сравнить, решить элементарные умственные задачи и использует те случаи, когда эти задачи выдвигаются перед ребенком в процессе его повседневной жизни. Например, воспитательница предлагает детям догадаться, как достать мяч, который укатился далеко под шкаф, посмотреть в окно и сказать, нужно ли надеть галоши. В дидактической игре она просит ребенка подобрать на картинках к взрослым животным их детенышей. Если он путает на картинке оленя и корову, воспитательница, напоминая ему, какие рога у коровы и какие у оленя, предлагает сравнить изображения и правильно назвать их. Воспитательница привлекает внимание детей к наблюдению за окружающим, попутно, в доступной форме, давая соответствующие объяснения (пришел монтер — что он будет делать, приехала машина с продуктами — какие продукты привезла, для кого, пошел дождь — солнышко спряталось, стало холодно). Она говорит с детьми йотом, чем в данный момент они сами заинтересовались. Необходимо развивать и закреплять желание детей говорить; для этого нужно поддерживать каждое инициативное словесное обращение ребенка, превращать его по возможности в разговор, давать словесные поручения, расширять поводы обращений ребенка к взрослым и детям. Для развития речи и расширения кругозора детей, помимо широкого использования естественных условий их жизни, следует проводить специальные занятия. В занятиях используются: доступный пониманию ребенка реальный мир явлений и вещей; изображения; беседы, сказки, рассказы, стихи, т. е. слова без наглядного сопровождения, опирающиеся на уже имеющиеся представления и понятия. В этой группе проводятся следующие занятия по развитию речи и расширению круга представлений. Организованное наблюдение, например посмотреть, как украшают здание к празднику, как убирают снег с площадки; целевые прогулки, например в лес за цветами, за шишками; дидактические игры: «Посмотрим, что у нас есть» или «Назовем, что мы видим» (в помещении и на площадке). Показы-инсценировки, т. е. разыгрывание сценок при помощи игрушек. Показ игрушек в сюжетном действии обычно очень интересует детей. Они переживают развертывающиеся перед ними события (радуются, смеются, жалеют, осуждают, одобряют), много говорят по поводу них, узнают новое, интересное и виденное часто переносят потом в игру, в свое отношение к окружающему. Таким образом, правильно подбирая сюжеты и интересно, увлекательно разыгрывая их перед детьми, воспитательница может влиять на расширение круга представлений, уточнять их. Например, обогащать знания детей об особенностях животных, их повадках, о назначении различных предметов, их правильном разнообразном использовании и, что особенно важно, используя в показах соответствующие сюжеты, обогащать игру и, давая в них образцы положительного поведения (бережное, ласковое отношение к кукле-дочке, к животным и т. д.), воспитывать нравственные качества детей.


Воспитание малышаБольшое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает понимать названия предметов, явлений, выполнять несложные поручения, действия, у него увеличивается словарный запас, слова соединяются в предложения. До полутора лет словарь пополняется медленно и составляет около 100 слов, которые ребенок использует в своей речи редко. Учеными доказано, что у ребенка идет внутренняя, качественная обработка материала, поступившего из внешней среды в кору головного мозга.<!--more--> Появляется первая простая фраза: дай моко, ля-ля, ням-ням. После полутора лет развитие и понимание речи происходит более быстрыми темпами. Ребенок все чаще задает вопросы «что это?», «где?» и делает попытки произнести новые слова. Идет быстрое накопление слов, активно используемых в речи, по системе от многократного повторения к самостоятельному использованию. Малыш понимает и произносит свое имя, имена близких людей, названия одежды, некоторых животных, игрушек.
Процесс усвоения грамматического строя очень сложен, поэтому наблюдаются физиологические аграмматизмы. Это объясняется тем, что в коре головного мозга ребенка нет еще прочных условных связей. Ребенок еще не владеет в полной мере своим речевым аппаратом и часто искажает слоговую структуру слова. Слова могут быть фонетически искажены, вместо слов часто можно слышать обрывки, корни слов, ударные или начальные слоги. Разграничение падежных форм и окончаний появляется к концу второго года, словарь к этому времени насчитывает 400—300 слов. В речи используется фраза из 3—4 слов. Речь становится средством общения со взрослыми. Можно услышать от детей слова, выдуманные ими самими. На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее совершенствование детской речи. Начинает формироваться диалог, все больше усложняются предложения. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами, употребляя все части речи, кроме причастия и деепричастия. Значительно улучшается понимание речи окружающих. Легко запоминает короткие стихи, песенки. Однако механическое заучивание перегружает мозг ребенка.
Воспитание малыша
Тренировка памяти полезна в том случае, если содержание стихотворения связано с конкретной действительностью и если то, что ребенок старается выучить, ему понятно. Такое запоминание доставляет радость и удовольствие, развивает речь. Ребенок уже может сообщить о событиях настоящих и прошлых, знает названия времени суток, животных, растений, некоторых явлений природы. Он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения. Появляется словотворчество, словарный запас составляет 1000—1200 слов. На третьем году жизни формируется произношение свистящих звуков (с, з, ц), но многих трудных по произношению звуков в речи нет. Для детей этого возраста вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей.


Одной из частых причин неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Если ребенок чем-либо занят (например, внимательно рассматривает картинки), то нельзя резким приказанием, а тем более молча прекращать его замятия, отобрав картинки и требуя немедленного перехода к другому действию . Как следствие невозможности быстро затормозить одно действие и переключаться на другое неизбежен резкий протест ребенка, нередко в виде плача. Если такие приемы применяются по отношению к ребенку часто, то в дальнейшем у него закрепляется отрицательное отношение ко всем предложениям сестры-воспитательницы. Прекращать действия ребенка надо осторожно, отвлекая его внимание либо словом, либо внешним раздражением, например показать на стол, где стоит пища, и сказать: «Надо есть». Ребенок не может ни быстро ответить, ни тем более быстро затормозить свою реакцию. Однако воспитатели часто предлагают детям прекратить начатое ими действие или быстро выполнить какое-то движение, быстро переключиться с одного действия на другое. Например, воспитатели требуют: «Сейчас же перестань играть, иди одеваться», чем допускают серьезную ошибку. Если такого рода требования предъявляются часто и воспитательница, не дождавшись быстрого выполнения, сама резко прекращает действия детей, это вызывает у них резкую вспышку возбуждения, ведет к повышенной раздражительности и отказу выполнить требования воспитательницы. Для того чтобы тот пли иной подход к детям оказал положительное влияние, надо, помимо соблюдения общих возрастных педагогических правил, хорошо знать и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Наблюдение за детьми показывает, что их поведение при одних и тех же условиях воспитания очень различно. Это в большой степени зависит от особенностей высшей нервной деятельности детей — силы нервных процессов, их подвижности, уравновешивания процессов возбуждения и торможения, степени возбудимости нервной системы. У разных детей различен предел работоспособности. Одни хорошо выдерживают установленную для их возраста длительность бодрствования, в то время как другие в том же возрасте утомляются скорее и нуждаются в укорочении бодрствования, в более частом отдыхе. Эти особенности детей необходимо учитывать при разработке режима группы. При повышенной утомляемости детей следует дольше оставлять на режиме, соответствующем более младшему возрасту, например ребенка 1 года 7—8 месяцев нужно временно перевести с одноразового сна па двухразовый или, сохраняя общий режим, укладывать его раньше остальных и тем самым укоротить его бодрствование на 20—30 минут.


Воспитание мальчика, воспитание девочкиВо времена нашего детства легко было определить пол младенца, мельком глянув в коляску – одеяльца, в которые закутывали кроху, обязательно были перетянуты розовыми или голубыми ленточками. С первых дней малыш становился обладателем вещей, четко указывающих окружающим на его половую принадлежность. И сейчас первым вопросом, который, скорее всего, задаст маме случайный собеседник, будет: «У вас мальчик или девочка?» Немалая доля сюрпризов или разочарований, с которыми сталкиваются родители, построена как раз на заранее сформировавшихся представлениях о том, «какими они бывают» - мальчики и девочки. Закономерности в различиях развития и поведения мальчиков и девочек, конечно, есть. Часть из них обусловлена природными и социальными механизмами, часть является отражением многовековых стереотипов, передаваемых из поколения в поколение. Но совершенно не обязательно ваш малыш будет во всех своих проявлениях «типичным мальчиком» или «типичной девочкой». В чем отличие? Статистически мальчики при рождении обычно несколько крупнее девочек. Обычно они позже, чем девочки, начинают ходить (в среднем на 2-3 месяца) и медленнее осваивают речь. Но это не означает, что, если ваш старший сын начал ходить в 10 месяцев, а его младшая сестренка родилась с большим весом и делает первые самостоятельные шажки в год, то кто-то из них развивается «неправильно». Часть различий в психике девочек и мальчиков – отображение эволюционных тенденций. У человека как биологического вида есть две задачи: первый - сохранение и передача по наследству полезных признаков, опыта, способствующего выживанию и совершенствованию; второй – развитие: приобретение и освоение нового, приспособление к меняющимся условиям, расширение среды обитания. На первую задачу больше ориентирован женский пол: он сохраняет в генетической памяти все ценные приобретения эволюции, передает их потомкам. Для поиска новых путей лучше подготовлены мужчины: они больше склонны к освоению незнакомого пространства, нетрадиционным решениям, рискованным поступкам. При этом следует помнить, что в среднем, мужчины и мальчики более ранимы (вопреки распространенному стереотипу о «толстокожести и бесчувственности» мужчин), а женщины и девочки – выносливее и обладают большей способностью к приспособлению. Девочки часто более покладисты, спокойны, легче адаптируются в коллективе, послушнее следуют заданным родителями или воспитателями сценариям. Это способствует и тому, что в младших классах девочки, как правило, бывают лучшими ученицами – они придают большее значение аккуратности и тщательности выполнения задачи, чем оригинальности решения. Однако среди мальчиков больше случаев исключительной одаренности (как, впрочем, и обратных: разброс по «шкале условных способностей» у мальчиков больше – от самых низких до самых высоких показателей). Мышление девочек в среднем более однотипно, мальчики же больше склонны «сойти с рельсов», увидеть проблему под неожиданным углом и предложить нестандартное решение. С возрастом у мальчиков намного чаще проявляется математическая одаренность. У девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, у мальчиков – зрительно-пространственный. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. Девочки также охотнее проявляют внимание к людям и социальным ситуациям, но менее склонны вдумчиво исследовать устройство предметов и проявлять настойчивость в решении стоящей перед ними задачи. В играх девочки предпочитают предметы, сосредоточенные на небольшом пространстве, располагают их более аккуратно, стремятся извлечь максимум практической пользы. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами... Если девочка скорее соорудит из кубиков один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами, то мальчик охотнее выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители. Разница в воспитании Однако специфические различия между детьми разного пола определяются не только биологическими предпосылками. Большая часть этих различий формируется или закрепляется уже в процессе воспитания, поскольку родители с первых дней сознательно или неосознанно растят своего малыша в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть будущий мужчина, какой – будущая женщина. С самого начала родители общаются с мальчиками и девочками несколько по-разному. Замечено, что матери проявляют большую чувствительность к настроению сыновей, чаще прикасаются к ним, острее реагируют на проявления беспокойства. Отцы стараются пробудить в мальчике большую двигательную активность и исследовательское поведение – например, гуляя с сыном, папа, как правило, находится от него на большем расстоянии и старается без необходимости не спешить на помощь. В то же время с девочками больше разговаривают, быстрее предлагают помощь при затруднениях. Будущему мужчине обычно приписывают и стараются привить такие черты как смелость, настойчивость, самостоятельность, сдержанность в проявлении чувств и активность «жизненной позиции». От будущей женщины ожидают изящества, мягкости, внимания и сочувствия к другим, готовят ее к роли хорошей хозяйки и матери. Все усредненные показатели – вовсе не повод «подтягивать за уши» к ним каждого конкретного малыша, или беспокоиться, если ваш маленький мальчик или девочка проявляют себя как-то «нетипично». С точки зрения исследователей, «в общественной и личной жизни наиболее адаптивны и продуктивны мужчины и женщины, гармонично сочетающие психологические признаки обоих полов, но при этом сохраняющие отчетливую половую идентичность». Другими словами, отдельные черты и особенности поведения, обычно приписываемые противоположному полу, будут только способствовать успеху в жизни, если они при этом не мешают оставаться «настоящими» мужчиной или женщиной. Рассмотрим примеры: мальчик, увлеченно играющий с куклой, почему-то вызывает либо насмешки, либо опасения, что с ним «что-то не так». Однако молодой отец, умело переодевающий ребенка, удостоится восхищенных взглядов и комплиментов «сторонней публики». Маленькая упрямица и непоседа, своим своенравием доводящая до изнеможения родителей и воспитателей, возможно, в будущем достигнет больших профессиональных успехов именно благодаря своей «неженской» настойчивости и нежеланию следовать заданным стандартам. Тенденции развития современного общества таковы, что особенности традиционно мужских и женских ролей все больше теряют свою специфичность. Так что, если дочка просит подарить ей набор машинок или инструментов – не отказывайте, возможно, у нее не меньше оснований, чем у мальчиков-ровесников, представлять себя в роли умелой автомобилистки. Конечно, все хорошо в меру: если вы замечаете, что интересы вашего ребенка сосредоточены преимущественно в тех областях, которые обычно осваивают дети противоположного пола, стоит попытаться сформировать для него круг общения и виды активности, вовлекающие его в «традиционные» для его пола игры или занятия. Разумеется, необходимо воспитывать в ребенке осознание принадлежности к определенному полу, учить соответствию особенностей поведения. Но каким образом, и в какие моменты это лучше делать? Часто о различиях между мальчиками и девочками взрослые заговаривают в негативной ситуации - когда хотят что-то запретить, пожурить, а то и высмеять ребенка, ведущего себя «не по правилам». «Что ты ревешь, как девчонка? Мальчики не плачут!» - сурово или насмешливо говорит отец. И вот у малыша, рыдающего от боли или обиды, в подсознании откладывается: «этим девчонкам» можно свободно выражать свои эмоции, а ему это «не положено», придется поискать другой способ снятия стресса. От природы мальчики обладают большей агрессивностью, чем девочки. Слишком ранние и настойчивые призывы к проявлению «мужества» могут спровоцировать и развитие этой агрессивности – мальчик, которому не позволяют вовремя выплакаться, возможно, привыкнет «выпускать пары» иным образом – ударив другого ребенка, разломав игрушку, нагрубив бабушке... С другой стороны, когда малыш подрастет и окажется в детском коллективе, «плакса-вакса» может стать мишенью для насмешек. Стало быть, принцип «мальчики не плачут» должен быть как-то усвоен? Возможно, но только в такой форме: «мальчики не плачут по пустякам». И научить этому ребенка лучше не тогда, когда он расплакался, а в тот момент, когда ему удалось самому удержаться от слез. «Вот молодец, настоящий мужчина!» - услышав в голосе мамы или папы законную гордость, малыш забудет о разбитой коленке. Он – мальчик. Будущий мужчина. А мужчины не плачут от небольшой боли. Вот папа, когда попал себе молотком по пальцу – он же не плакал. Если у ребенка есть возможность прийти к таким выводам самостоятельно, и в те минуты, когда у него есть основания гордиться собой – результат будет достигнут. «Куда ты лезешь? Это только мальчишки лазят по деревьям, а ты же девочка!» - причитает взволнованная бабушка. Если ограничения такого рода преследуют девочку постоянно - с большой вероятностью, она начнет жалеть, что не родилась мальчиком: ведь им «можно» столько интересного! «Как может девочка быть такой неаккуратной!» - возмущается учительница, и расстроенная первоклассница поневоле задумывается о том, насколько легче живется мальчишкам – их-то никто не ругает за корявый почерк! А ведь хуже подспудного «несогласия» со своим собственным полом мало, что можно придумать. Для психического и душевного равновесия, формирования адекватной самооценки, построения гармоничных отношений ребенку необходимо научиться принимать себя со всеми индивидуальными особенностями. И, конечно, принадлежность к мужскому или женскому полу – одна из основных составляющих самоощущения. Поэтому так важно, чтобы осознание и освоение «гендерной роли» (особенностей поведения, ожидаемых обществом от представителя того или иного пола) происходило в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой. Важно, чтобы родители сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» сына и «женственность» дочери (особенно в ранние годы) от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам. Слишком строгое разграничение половых ролей, ограничения и навязывание стандартов поведения, как правило, приводят к отрицательным результатам. А вот позаботиться о том, чтобы перед глазами малыша было как можно больше положительных образов «настоящих мужчин» и «истинных женщин», с которых он ненавязчиво сможет брать пример – гораздо более продуктивный путь. Но часто случается, что мама растит сына одна, или же папа слишком занят, чтобы успевать подать мальчику достаточно примеров «мужского поведения». В этом случае, помимо «теории мужества», которую мама, конечно же, будет понемногу преподавать сыну, нужно позаботиться и о том, чтобы у мальчика была возможность регулярного общения с мужчинами, которым ему захочется подражать. Не дожидаясь возраста, в котором таким примером для него станут старшие «товарищи» из дворовой компании. Если среди ваших родственников и близких друзей нет никого, кто мог бы достаточно часто (или хотя бы эпизодически) проводить с мальчиком время, играть в активные игры, потихоньку обучать его «мужским делам» - поищите для сына кружок или студию по интересам, где занятия ведет преподаватель, отвечающий вашим представлениям о «настоящем мужчине». Чаще всего это бывают спортивные занятия, но еще мальчику было бы очень полезно поучиться, например, столярному делу или художественным ремеслам. Здесь важна не столько практичность приобретенных умений, сколько общее гармонизирующее воздействие «рукоделия» (как «женского» – для девочек, так и «мужского» - для мальчиков). Хорошей средой, в которой мальчики смогут получить естественные уроки преодоления трудностей и разделения обязанностей, могут быть походы: семейные и групповые, одно- двухдневные или более долгие – в зависимости от ваших вкусов и возможностей. Лучше всего для этого объединиться несколькими семьями. В небольшой группе мальчики и девочки будут солидаризироваться не с мамой и папой, а с «мужской» и «женской» частью участников, будут вовлечены в естественное распределение нагрузки сообразно полу и возрасту, и у мальчиков появятся шансы проявить себя «по-мужски», поучаствовать в совместной деятельности со взрослыми мужчинами. Для девочек же группа, состоящая из нескольких семей, дает возможность реализовать склонность к попечительской деятельности – проявить заботу о младших, об уставших. У большинства девочек эта потребность выражена довольно отчетливо – они больше мальчиков склонны наставлять и поучать своих младших братьев и сестер, сверстников в детском коллективе; проявляют большее внимание к деталям и соответствию «положенному» распорядку, чаще испытывают и проявляют сочувствие к тем, кто слабее. Таким образом - с одной стороны, проявляя внимание и заботу, с другой – пытаясь контролировать и обучать, девочки постепенно осваивают будущие материнские функции. Если девочка в семье одна или является младшей - возможности реализовать попечительскую деятельность у нее ограничены, и стоит позаботиться об их расширении. Здесь могут быть полезными более тесные контакты с семьями, в которых есть младшие дети, а также разновозрастные группы, практикуемые в некоторых детских садах. Привлекая девочку к участию в домашних делах, обратите внимание на мотивировку – почему ей стоит этим заняться? Если девочке все время твердят, что она должна помогать маме, чтобы всему научиться, иначе будет плохой хозяйкой и «никто замуж не возьмет» - не слишком вероятно, что интерес к домашним делам (да и к семейной жизни вообще) станет у нее устойчивым. А вот обращая внимание на ценность ее помощи для всех домашних, вместе радуясь успехам, вы поселите в ее сознании мысль о том, что домашнее хозяйство – не просто нудная рутина, а возможность деятельно выразить свою любовь к близким. В целом же можно напомнить, что наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором, встречающим одобрение и поддержку окружающих. И в освоении гендерной роли, формировании мужественности или женственности, наша задача – показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола, достичь успеха на избранном им самим пути. Советы родителям Чему стоит научиться: отличать родительские ожидания и стереотипы от личных особенностей ребенка не сравнивать: «рекордные показатели» мальчиков и девочек неодинаковы помогать осознавать себя – мальчиком или девочкой – с гордостью, а не сожалением подавать и находить достойные примеры для подражания; создавать среду для разностороннего гармоничного освоения «гендерной роли» пробуждать желание стать «благородным рыцарем» или «истинной леди» Чего не надо бояться: если ребенок интересуется игрушками «противоположного пола» если мальчик начинает говорить позже ровесниц-девочек или менее прилежен в обучении если девочке труднее даются абстрактные понятия мальчик-«плакса» и девочка-«разбойница» – это не навсегда




Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика