Психология » Страница 5 » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Обморок у детей. Причины обмороков у детей

Обморок у детей. Причины обмороков у детей

Обморок — это внезапная кратковременная потеря сознания, связанная с резким оттоком крови из головного мозга. Клинически данная патология выглядит следующим образом. Сперва появляются резкая слабость, головокружение, тошнота, шум в голове,
18.06.17

Воспалительный процесс зубов у детей

Воспалительный процесс зубов у детей

К нарушениям развития зубов относятся аномалии их числа, формы, размеров и положения. Аномалии числа зубов заключаются в частичном либо полном отсутствии зубов (последнее встречается крайне редко). Если отсутствует определенная группа зубов
09.06.17

Детская площадкаРазговорились однажды две мамы за чашкой чая. Их юные чада резвились в комнате. Мамы периодически к ним заглядывали. И продолжали разговор. - Вот ты мне скажи: кто главный на детской площадке, родители или дети? – спросила мама полуторагодовалой Лены. - Дети, конечно. Это же детская площадка. А почему тебя это интересует? – спросила в ответ мама почти двухлетнего Сани. - Поневоле задумаешься, когда только и слышишь там родительские окрики: «туда нельзя», «сюда нельзя» - Просто некоторые родители не понимают, зачем они с ребенком гулять выходят. Вот ты, например, зачем с Леной на детскую площадку приходишь? - Как зачем?! Для Леночки, конечно. Чтобы она развивалась. Чтобы ей было интересно и весело. - Ты мудрая мама! К сожалению, не все родители учитывают интересы ребенка. Главное – чтобы им, взрослым, было удобно. Ты скажешь, что таких мам очень мало. А я скажу, что любители кричать «туда нельзя» как раз из этого числа. Ребенок может упасть, испачкаться. А это трата материнских душевных и физических сил. Легче сразу запретить. Ты меня знаешь, я человек наблюдательный. Так вот, в поведении родителей на детской площадке я заметила две крайности. Ты, конечно же, с ними знакома. Называются они: Гиперопека и «пофигизм» Представь себе такую картину. Бабушка гуляет с трехлетним Ромой и активно вмешивается во все, что делает ребенок. Шагу шагнуть самостоятельно не дает. - Рома, быстро встань с земли! - Рома, побегай! И буквально через секунду: - Хватит бегать! Походи шагом! Хорошо, что это бабушка, а не мама. Может быть, мама ведет себя по-другому? А если нет? Что будет с Ромой? Полная парализация воли? Жуть! - Да уж! – включилась Ленина мама, - я на это достаточно насмотрелась. Такая «острая патология» не так часто встречается, но «встань с земли» каждый второй родитель говорит. И чего только не придумывают, чтобы ребенка поднять! Одна мамаша, например, говорит своей дочке: «Встань с земли, а то муравьи в попу заползут». - Изобретательная мамаша, – согласилась мама Сани, – я вот не вижу ничего страшного, если ребенок немного на земле посидит. Особенно если он тепло одет и одежда немаркая и прочная. И опять мы возвращаемся к вопросу: для чего родители выходят гулять? Для себя или для ребенка? А то ведь некоторые мамаши на деток светлые брючки одевают. И кричат им с лавочки: «Я тебе не разрешаю с горки съезжать!» Зачем она брюки такие на ребенка надела? Чтобы себя показать? Мама на прогулку вышла, а не ребенок. А есть другой тип родителей. «Пофигисты». Я так их называю. Детская площадка для них – что-то вроде филиала детского сада. «Сдали» туда ребенка и оттягиваются по полной программе. Я, конечно, противник ограничения детской свободы, но все должно быть в меру. - Знаю-знаю таких, – откликнулась Ленина мама. – Сейчас расскажу тебе одну историю. Мальчик, постарше Леночки, взял какую-то нашу игрушку. А нам домой пора. Вместе с дочкой вежливо просим ребенка отдать нашу игрушку: «Мы, к сожалению, уходим домой…» Мальчик мотает головой и убегает от нас на горку. Доча рядом со мной верещит: «Маамаа!» Я совершенно не знаю, что делать! Сама Ленка игрушку не заберет. Этот мальчик её вдвое старше. Уйти без игрушки тоже не можем, дочка хочет её обязательно забрать. И вот когда у меня голова уже пошла кругом, вмешалась эта мамаша. Она прикрикнула на сына. И он вернул нам игрушку. Если такая ситуация повториться, я даже не знаю, как себя вести? Нужно ли пытаться «достучаться» до мамаши? И вообще, как нам, родителям, вести себя на детской площадке? Что говорят психологи? - Психологи говорят разное. Но в одном они сходятся. Поведение взрослых на детской площадке должно быть подчинено принципу: Наблюдай и не мешай И если надо, помогай. Когда надо помочь ребенку, зависит от ситуации. Есть золотое правило для родителей. Его автор – замечательный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Ты наверняка о ней слышала. Так вот, это правило гласит: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» А как же быть с детскими конфликтами? – спросишь ты. Отвечаю: единого мнения у психологов нет. Надежда Юргина считает, что мамы должны предотвращать детские конфликты, потому что малыши еще не умеют «правильно» выходить из конфликтных ситуаций. Иного взгляда придерживается Алла Спиваковская. То, что мы, взрослые, считаем конфликтом, для детей может быть началом игры. Ситуация, когда на одну игрушку претендуют два ребенка, не обязательно закончится плачем. В общем, родителям не следует торопиться. Может быть, их помощь и не понадобиться. - Здорово, что ты заговорила о разрешении конфликтов, – оживилась Ленина мама, – меня это очень интересует. Как надо себя вести, если дети ссорятся? И если конфликт перерос в драку? - Хороший вопрос. По мнению Полины Гавердовской, ребенка нужно учить «гасить» драку. «…«дать сдачи» – справедливее, чем ударить первому, однако в этом случае драка только сильнее разгорится. Лучше посоветовать ребенку оттолкнуть обидчика». Если же драка закипела, родителям необходимо вмешаться. Умение постоять за себя – очень важное качество, так же, как и общение. Не все взрослые это умеют. Мальчишки должны уметь драться. Вернее, защищаться. И в то же время знать, что конфликты лучше разрешать мирным путем. От нас, взрослых, требуется привить детям так называемый «рыцарский кодекс»: - нельзя нападать первым; - нельзя обижать девочек и тех, кто младше и слабее; - драться можно только один на один; - драка – это крайнее средство разрешения конфликтов. Один мой знакомый психолог рассказывал… Ой, слушай, что-то наши детки притихли. Пойдем-ка глянем, как там они. Мамы заглянули в комнату… Лена и Саня сосредоточено и методично разрисовывали стены и пол фломастерами. - Быстро работают. И как они фломастеры нашли?! Я так хорошо их спрятала. - Дети что хочешь найдут! Готовь, подруга, четыре тряпки. Будем все вместе это художество оттирать.


Второй год жизни является периодом интенсивного физического развития ребенка, хотя и несколько замедленного по сравнению с первым годом. Повышается сопротивляемость организма, увеличивается длительность бодрствования. Ребенок второго года жизни очень много двигается: на секунду-другую присядет, затем постоит и снова ходит; руки у него обычно заняты какой-нибудь игрушкой. Ходьба ребенка примерно до 1 года 3—4 месяцев еще очень несовершенна: он не может пройти по прямой, делает много лишних движений, не в состоянии соразмерить свои движения; небольшие препятствия (спуски, неровности, подъемы) представляют для него затруднения. К 2 годам ходьба ребенка автоматизируется, но детям этого возраста очень трудно сохранять одну и ту же позу, сидеть или стоять. Они быстро устают от однообразных движений. Путем самостоятельных упражнений и под влиянием соответствующих указаний воспитательницы движения детей становятся более координированными (согласованными). Кроме самостоятельных действий, связанных с едой, раздеванием, одеванием, появляется умение разбирать и собирать игрушки, действовать кубиками, завертывать куклу в одеяло и т. д. Ребенок начинает правильно подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым и др. Лишние движения, не подкрепленные положительным результатом, постепенно угасают, а закрепляются только те движения, посредством которых ребенок достиг желаемой цели. Так, например, при виде бугорка или канавы он уже не поднимает ногу заранее, как было до года, а делает это движение, лишь приблизившись к препятствию. Происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка. На втором году жизни он начинает различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам (цвету, форме, величине). Ребенок различает признаки и по слову, например большой, маленький. В процессе игры, еды, одевания восприятие предметов и явлений становится все более точным. Благодаря ориентировочному рефлексу и усиливающейся способности сосредоточиться развивается внимание детей. Маленького ребенка привлекает всякое изменение внешней обстановки: скрип двери, незнакомый человек в комнате, звук за окном, новая игрушка. Сначала он замечает наиболее яркое, движущееся, живое (самолет, машина, бегущая собака, кошка и др.), затем начинает дифференцировать, т. е. различать более тонкие перемены в окружающем его мире; сняли шторы, воспитательница надела другую косынку, на окно поставили новый цветок, покрасили кубики и т. п. Все это говорит об особой чувствительности, обостренности восприятия, особенно зрительного. И хотя внимание ребенка очень непроизвольно, поверхностно и он быстро переключается с одного предмета на другой, эти разнообразные ориентировочные реакции очень много дают для его умственного развития, для ознакомления с окружающей средой и ориентировки в ней. Ориентировочные реакции становятся более устойчивыми, длительными и в какой-то мере целенаправленными. Ребенок иногда уже подолгу смотрит на то, что привлекло его внимание, например на играющего котенка, а когда тот убегает, идет за ним, ищет его. Ребенок уже может внимательно в течение 6—8 минут рассматривать картинки, следить за движением на улице и т. д.


Достигнутый в этом возрасте общий уровень развития ребенка значительно расширяет круг его взаимоотношений с окружающими людьми. Вступая в разнообразные отношения со взрослыми и детьми и соприкасаясь с различными явлениями, ребенок расширяет свой опыт, накапливает все больше знаний и представлений о ближайшем окружении. На основе этого опыта и под влиянием воспитательных воздействий взрослых у ребенка вырабатываются те или другие привычки, положительные или отрицательные взаимоотношения со взрослыми и детьми и намечаются уже определенные черты характера. Спокойный, ласковый тон воспитательницы, ее вежливое, приветливое обращение с окружающими, ее правильная, справедливая оценка поступков и эмоциональное отношение к ним (что хорошо, что плохо) являются примером для подражания и тем самым средством воспитания соответствующего поведения детей. Учитывая большое влияние эмоционального фактора на поведение ребенка, следует поощрять его и хвалить в тех случаях, когда он поступает правильно или, сделав усилие, удачно выполняет что-либо, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно,— толкает другого малыша, отнимает у него игрушки и т. д. Эти особенности возраста обусловливают необходимость проведения систематической воспитательной работы по формированию нравственных качеств поведения ребенка, которые отвечали бы основным требованиям коммунистической морали. При повседневном общении с детьми воспитательница своим примером и прямым указанием учит их ласковому обращению друг с другом, побуждает к взаимопомощи, проявлению сочувствия, бережному отношению к младшим. Она привлекает детей к совместной игре и учит, как лучше вместе действовать, вызывает у них интерес к деятельности друг друга (рассматривает с ними рисунки, лепку, привлекает внимание к удачной постройке Воспитание положительных черт характера. Воспитательница должна вдумчиво, целенаправленно руководить отдельными действиями и поступками детей. Надо развивать у них умение спокойно претерпеть небольшую неприятность (сдержать слезы, хотя и больно), терпеливо подождать, пока воспитательница занята с другими детьми, преодолеть желание, если оно невыполнимо, воспитывать смелость (лазить на гимнастическую лесенку, идти по узкой приподнятой доске), любознательность и инициативу. Воспитывая у детей уверенность, настойчивость, воспитательница побуждает их к проявлению усилий для достижения поставленной цели, поощряет их удачные попытки и усилия, а в случае действительного затруднения помогает непосредственно действием или советом, как выйти из положения. Активное участие ребенка в еде, умывании, раздевании приучает его к самостоятельности, поэтому воспитательница должна побуждать детей все, что они могут, делать самостоятельно, например не только раздеваться, умываться, но и убирать на место снятую одежду, игрушки, поддерживать определенный порядок в комнате (поставить стулья на место, поправить загнувшийся коврик, поднять бумажку с пола), бережно относиться к вещам.


Для развития мышления воспитательница не только сама объясняет детям воспринимаемые ими доступные явления, но в процессе общения с детьми ставит их перед необходимостью сообразить, сравнить, решить элементарные умственные задачи и использует те случаи, когда эти задачи выдвигаются перед ребенком в процессе его повседневной жизни. Например, воспитательница предлагает детям догадаться, как достать мяч, который укатился далеко под шкаф, посмотреть в окно и сказать, нужно ли надеть галоши. В дидактической игре она просит ребенка подобрать на картинках к взрослым животным их детенышей. Если он путает на картинке оленя и корову, воспитательница, напоминая ему, какие рога у коровы и какие у оленя, предлагает сравнить изображения и правильно назвать их. Воспитательница привлекает внимание детей к наблюдению за окружающим, попутно, в доступной форме, давая соответствующие объяснения (пришел монтер — что он будет делать, приехала машина с продуктами — какие продукты привезла, для кого, пошел дождь — солнышко спряталось, стало холодно). Она говорит с детьми йотом, чем в данный момент они сами заинтересовались. Необходимо развивать и закреплять желание детей говорить; для этого нужно поддерживать каждое инициативное словесное обращение ребенка, превращать его по возможности в разговор, давать словесные поручения, расширять поводы обращений ребенка к взрослым и детям. Для развития речи и расширения кругозора детей, помимо широкого использования естественных условий их жизни, следует проводить специальные занятия. В занятиях используются: доступный пониманию ребенка реальный мир явлений и вещей; изображения; беседы, сказки, рассказы, стихи, т. е. слова без наглядного сопровождения, опирающиеся на уже имеющиеся представления и понятия. В этой группе проводятся следующие занятия по развитию речи и расширению круга представлений. Организованное наблюдение, например посмотреть, как украшают здание к празднику, как убирают снег с площадки; целевые прогулки, например в лес за цветами, за шишками; дидактические игры: «Посмотрим, что у нас есть» или «Назовем, что мы видим» (в помещении и на площадке). Показы-инсценировки, т. е. разыгрывание сценок при помощи игрушек. Показ игрушек в сюжетном действии обычно очень интересует детей. Они переживают развертывающиеся перед ними события (радуются, смеются, жалеют, осуждают, одобряют), много говорят по поводу них, узнают новое, интересное и виденное часто переносят потом в игру, в свое отношение к окружающему. Таким образом, правильно подбирая сюжеты и интересно, увлекательно разыгрывая их перед детьми, воспитательница может влиять на расширение круга представлений, уточнять их. Например, обогащать знания детей об особенностях животных, их повадках, о назначении различных предметов, их правильном разнообразном использовании и, что особенно важно, используя в показах соответствующие сюжеты, обогащать игру и, давая в них образцы положительного поведения (бережное, ласковое отношение к кукле-дочке, к животным и т. д.), воспитывать нравственные качества детей.




Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика