Психология » Страница 2 » Здоровье моих детей
Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Боли в животе у ребенка

Боли в животе у ребенка

Сбой желудочно-кишечной системы – основная причина боли в животе у детей. Сопутствующими признаками могут быть и температура, и рвота, и понос. Опасна внезапная боль, это может быть аппендицит. Любое упоминание ребенка о боли в животе не должно
18.07.17

Заболевания, сопровождающиеся кашлем. Часть 1

Заболевания, сопровождающиеся кашлем. Часть 1

Кашель при ОРЗ Ведущие признаки простуды, острого респираторного заболевания, проявляются катаром (или катаральными явлениями). Это
18.07.17

Достигнутый в этом возрасте общий уровень развития ребенка значительно расширяет круг его взаимоотношений с окружающими людьми. Вступая в разнообразные отношения со взрослыми и детьми и соприкасаясь с различными явлениями, ребенок расширяет свой опыт, накапливает все больше знаний и представлений о ближайшем окружении. На основе этого опыта и под влиянием воспитательных воздействий взрослых у ребенка вырабатываются те или другие привычки, положительные или отрицательные взаимоотношения со взрослыми и детьми и намечаются уже определенные черты характера. Спокойный, ласковый тон воспитательницы, ее вежливое, приветливое обращение с окружающими, ее правильная, справедливая оценка поступков и эмоциональное отношение к ним (что хорошо, что плохо) являются примером для подражания и тем самым средством воспитания соответствующего поведения детей. Учитывая большое влияние эмоционального фактора на поведение ребенка, следует поощрять его и хвалить в тех случаях, когда он поступает правильно или, сделав усилие, удачно выполняет что-либо, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно,— толкает другого малыша, отнимает у него игрушки и т. д. Эти особенности возраста обусловливают необходимость проведения систематической воспитательной работы по формированию нравственных качеств поведения ребенка, которые отвечали бы основным требованиям коммунистической морали. При повседневном общении с детьми воспитательница своим примером и прямым указанием учит их ласковому обращению друг с другом, побуждает к взаимопомощи, проявлению сочувствия, бережному отношению к младшим. Она привлекает детей к совместной игре и учит, как лучше вместе действовать, вызывает у них интерес к деятельности друг друга (рассматривает с ними рисунки, лепку, привлекает внимание к удачной постройке Воспитание положительных черт характера. Воспитательница должна вдумчиво, целенаправленно руководить отдельными действиями и поступками детей. Надо развивать у них умение спокойно претерпеть небольшую неприятность (сдержать слезы, хотя и больно), терпеливо подождать, пока воспитательница занята с другими детьми, преодолеть желание, если оно невыполнимо, воспитывать смелость (лазить на гимнастическую лесенку, идти по узкой приподнятой доске), любознательность и инициативу. Воспитывая у детей уверенность, настойчивость, воспитательница побуждает их к проявлению усилий для достижения поставленной цели, поощряет их удачные попытки и усилия, а в случае действительного затруднения помогает непосредственно действием или советом, как выйти из положения. Активное участие ребенка в еде, умывании, раздевании приучает его к самостоятельности, поэтому воспитательница должна побуждать детей все, что они могут, делать самостоятельно, например не только раздеваться, умываться, но и убирать на место снятую одежду, игрушки, поддерживать определенный порядок в комнате (поставить стулья на место, поправить загнувшийся коврик, поднять бумажку с пола), бережно относиться к вещам.


Ребенок при объяснении взрослого и на основании своего опыта быстро устанавливает причинные связи между явлениями, делает умозаключения, сравнения. Ребенок может понять по рассказу взрослого такие явления и события, которые он сам непосредственно не воспринимал. Например, рассказ о том, что лисичка прогнала зайку из домика. Но чтобы ребенок воспринял то, о чем ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен по прошлому опыту. Так, в данном случае за словами «лисичка», «зайчик», «домик», «прогнала» у ребенка возникают пусть неполные, но достаточно определенные конкретные образы и представления. Теперь можно уже все в большей мере управлять поведением ребенка при помощи речи — изменять его эмоциональное состояние, направлять действия, вызывать воспоминания. Но, несмотря на большие достижения в развитии речи детей, они еще не имеют достаточного опыта и не вполне овладели грамматическим строем языка, поэтому в их речи еще много особого, детского своеобразия. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают ребенку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. На протяжении третьего года жизни ребенок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Он не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов. Ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. Правда, он еще может перепутать и вместо «завтра» сказать «вчера». Представления и понятия детей еще несовершенны, неполны и поэтому они нередко делают неправильные заключения. «Вот закрою глазки, и сиди в темноте» — говорит ребенок 2 лет 9 месяцев. Больной гриппом ребенок 2 лет 4 месяцев заявляет: «У меня гриб, он в лесу растет». «Нет, моя бабушка не старенькая. Она хорошая, новенькая» — говорит, ребенок 2 лет 5 месяцев. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. Деятельность детей на третьем году становится сложнее и разнообразнее. Действия с предметами, игра (сюжетная, дидактическая, подвижная), наблюдение, игры-развлечения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельности, самообслуживание усложняются и уже довольно четко разграничиваются. Восприятие окружающего становится самостоятельным видом деятельности — наблюдением. Дети живо всем интересуются, много и сравнительно долго могут наблюдать за тем, что происходит вокруг них, — они задают вопросы, начинают сравнивать, сопоставлять, высказываться по поводу получаемых впечатлений, длительно рассматривают картинки, книжки. Значительно шире и богаче в этом возрасте речевое общение с детьми и взрослыми. Речь становится также особым видом деятельности — дети любят слушать рассказы, разговаривать со взрослыми, сочиняют рифмы. Самостоятельное одевание, раздевание, складывание одежды, уборка игрушек, выполнение поручений взрослых (принести что-нибудь, помочь полить цветы, раздать или сложить салфетки и др.) являются первыми трудовыми действиями и при правильном отношении взрослых могут стать началом трудового воспитания. Появляются зачатки изобразительной (лепка, рисование) и конструктивной деятельности, изменяются источники ее возникновения. Теперь уже не только взрослые, но и другие дети, а также предметы и различные впечатления все больше побуждают ребенка к различным играм и занятиям.


Для развития подготовительных этапов речи у детей от 5—6 до 9—10 месяцев воспитательница, кроме специальных игр-занятий, должна использовать все моменты общения с ребенком. Чтобы ребенок научился выделять и понимать определенные слова, надо говорить с ним короткими фразами, подчеркивать интонацией главное слово. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда ребенок проделывает называемое движение или смотрит на называемый предмет, на движение или действие, выполняемые взрослым. Следует вызывать ребенка на подражание звукам и слогам. При этом речь взрослых должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Нужно создать условия для развития действий игрушками. Ребенок 6—8 месяцев со всеми игрушками занимается примерно одинаково: рассматривает, машет. Стучит по другим предметам. Постукивание и размахивание становятся наиболее характерными занятиями детей 7—8 месяцев. Когда ребенок размахивает погремушкой или стучит ею по какому-либо предмету, он прислушивается к издаваемому звуку и повторяет данное движение. Так образуются повторные движения — деятельность с игрушкой становится более длительной. Дети 8—9 месяцев начинают различать некоторые свойства игрушек и уже играют ими по-разному. Различные действия подсказывают сами предметы. Например, резиновую игрушку дети нажимают, так как при этом она издает звук. Шарик и мячик катят — это движение возникает тогда, когда ребенок хочет взять в руки круглый предмет, а он откатывается. Если небольшие шарики и другие игрушки положить в тазик, ребенок начинает их вынимать. Вначале эти действия возникают случайно в процессе самостоятельной деятельности ребенка. В 9—10 месяцев в результате специального обучения ребенок начинает выполнять их, подражая взрослому, а затем и по чисто словесному указанию. Заметно возрастает интерес к игрушкам. Уронив игрушку, ребенок ищет, смотрит через перила барьера на пол. Различное манипулирование игрушками делает бодрствование детей более активным. Они могут уже несколько длительнее заниматься игрушками без участия воспитательницы. В этом возрастном периоде дети начинают реагировать на других детей, находящихся в манеже. Их внимание привлекает игрушка в руках другого ребенка и они стремятся ее взять. Освоив ползание, дети быстро передвигаются по манежу и часто наползают на лежащего рядом ребенка. Когда он начинает плакать, это нравится детям и они проделывают данное движение повторно.


Любовью избаловать нельзя
Поначалу многие мамы боятся приучить кроху к рукам. Потому что уже все наслышаны, что от такого зависимого от близости к матери малыша потом «спасу не будет», ребенок «руки свяжет» - ни готовить, ни убираться, ни просто наедине с собою и пяти минут побыть! А день ото дня, месяц за месяцем малыш всё тяжелее и тяжелее!
Психологи уже давно экспериментально доказали, что в первые месяцы жизни малыш очень много получает от простого рассматривания окружающих его предметов. А получить больше зрительного «материала» крошка, еще не умеющий ни ползать, ни говорить, может получить только на ручках. В последнее время появилось много специальных приспособлений для того, чтобы облегчить мамам ношение ребенка (слинги, перевязи, сумки-переноски).
Детишки малоподвижные, нелюбопытные, которые равнодушно и лениво смотрят по сторонам, не удивляются ничему и ничему не радуются, ничего не хотят, только разве что к маме на ручки просятся - почему они такие? Может ли быть, что не только от особенностей психического строения, но и потому что у них было недостаточно контакта с самыми близкими от рождения людьми?
Вполне возможно, что пребывание на руках идет малышу только на пользу – так для него открыто более широкое пространство для изучения. В 1956 году француженка Марсель Же Бер проводила исследования в Уганде и получила интересные результаты. Оказалось, что по уровню психического и физического развития маленькие африканцы из бедных семей в первые годы жизни намного обгоняют своих европейских сверстников из цивилизованного общества, и чем младше ребенок, тем больше разрыв в показателях. Как выяснилось, причиной этого явления стала разница в стиле воспитания ребенка европейской и африканской мамой.
Мама-африканка не держит малыша в кроватке, не сажает в манеж, и рождения малыш находится на спине у мамы, привязанный к ней куском материи. Ребенок более активно познает мир и участвует в жизни мамы, видит ее работу и слышит её голос, он, засыпает и просыпается вместе с ней. Кроха получает богатый материал для развития всех органов чувств, что приводит к ускорению темпов психического и физического развития. А чувство защищенности, физической близости к матери делают маленького более спокойным. Потом, конечно, происходит отставание - так на ребенке сказывается уровень развития общества.
Старшего нашего мы брали на руки часто, и (что, вероятно, было ошибкой, утверждать не берусь) укладывали спать на руках до года-полутора лет. О новомодных слингах, которые цивилизованным образом дублируют изобретения пятитысячелетней давности, тогда мы не слышали. После рождения дочери поначалу боялась использовать слинг из-за потенциальной возможности воспитать «ручную» девочку, которая только и будет «сидеть на шее», т.е. в слинге, а мне придется носить её повсюду с собой. Какая тут самостоятельность?! Но всё же из-за того, что домашние дела делать надо, с трех месяцев решилась. Вопреки всем моим ожиданиям, она стала ходить даже на месяц раньше брата (в 10 месяцев), раньше сама садиться на горшок (в год – год и месяц), не став при этом избалованной маминой дочкой. Скорее всего, она «насиделась» там и поняла, что мама-то никуда не денется, а вот всякие домашние «интересности» можно так и упустить!
И американские педиатры, родители восьмерых детей, Серзы (Уильям и Марта) в 1985 году начали исследование, стремясь обосновать положительные эффекты, связанные с ношением ребенка. Наши же, отечественные педиатры, родители семерых детей Никитины (Борис Павлович и Елена Алексеевна) также придерживались мнения, что это здорово, когда мать может сочетать домашние дела и присутствие ребенка, при этом показывая ему сопутствующие предметы, называя их и объясняя назначение. В то же время они выступают против бабушкиного «няньканья» на руках. «Когда малыш привыкает к рукам, то на ваших руках он бездействует, а когда играет сам, ему приходится работать собственной головенкой и руками. А это ему и полезней и интересней» - пишут Никитины.
«Я тебя понесу!»
Маленький человечек нуждается же в своей свободе выбора, в своем самоутверждении. При этом его дух противоречия (или «вредность») борется с желаниями матери. Проанализировав для себя модель поведения своих детей и детей друзей и знакомых, пришла именно к такому удивительному выводу: чем больше мы стараемся «привязать» к себе детей (что в буквальном смысле и делала с дочкой и слингом), тем более они стараются стать самостоятельными, сами ходить, делать то, что интересно им, находить, исследовать и изобретать новое. Чем больше мы хотим в своих внутренних мотивах воспитать самостоятельность, чтобы сам находил себе дело и увлечение, а не докучал, не надоедал, не ныл, не мучил... тем больше малыш просит взять на ручки, школьник – помощи. И делает правильно!
Запомнился мне эпизод с тем, как наш сын постепенно стал отказываться от ручек, когда ему приходилось много ходить (а до этого регулярно то и дело слышалось: «Я устал!», «Ножки болят!»). Моя мама, его бабушка сама стала предлагать сесть ей на ручки:
- Давай я тебя понесу! А то ты же вырастешь, станешь большим, не захочешь, да и я поднять не смогу...
- Нет, я сам пойду!
«Правило самоутверждения» не относится к конкретному ребенку и родителю или возрасту; пожалуй, каждая мама (независимо от изначальной политики поведения) замечала такие «разногласия», и у каждого ребенка появляется период несамостоятельности. Да и у взрослого хоть иногда проявляются страх, неуверенность, неспособность принять решение.
Доброе и нежное материнское сердце, разумеется, сдается при первом же хватании за подол или брюки с писком: «Ма-ма», который мама переводит как «Возьми же меня скорее к себе на руки, я так страдаю!». В этот самый момент малыш, который еще не может ничего сказать, кроме «ма-ма», может просить не только «ручек», но и быть поближе к нему. Кроха требует внимания. А маме необходимо научиться слышать и чувствовать в этих двух слогах, какое же внимание и забота требуются её маленькому. В таком случае можно отвести его в другое место, показать книжку, достать игрушки, увлечь его. Да, и при этом не упустить грань между необходимым контактом и привычкой.
А, может, тут и нет никакой особой грани - любовью избаловать нельзя...




Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика