Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Заболевания детей
Частая ангина у ребенка

Частая ангина у ребенка

Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины — острый. Ангина — очень тяжелое заболевание всего организма, и чревата она серьезными
14.11.19

Острый бронхит у детей. Лечение острого бронхита у детей

Острый бронхит у детей. Лечение острого бронхита у детей

  Бронхит — это воспалительное заболевание бронхов, при котором в процесс вовлекается преимущественно их слизистая оболочка. При тяжелой форме бронхита характерно охватывание воспалительным процессом всей стенки бронха, не исключая мышц и
05.11.19

Как правильно заниматься лечебной физкультуройМы подняли тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний у детей. Сегодня заканчиваем нашу беседу и поговорим о том, как правильно проводить занятия. Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания. Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут. Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку. Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10 - 18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.). Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром — влажные обтирания тела, вечером — мытье ног прохладной водой. Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении. При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку. Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает кашель, продолжительность выдоха надо несколько сократить. Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища. Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой. Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд). Обязательным является длительное применение ЛФК — в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут. ЛФК включают в общий режим дня ребенка. Занятия лечебной гимнастикой, прогулки на свежем воздухе следует осуществлять в строго определенное время. Нельзя забывать, что злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная двигательная перегрузка ребенка, могут отрицательно сказаться на его организме. Если состояние малыша позволяет, ему необходимы ежедневные прогулки в любое время года. Прогулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2-3 шага - вдох, 4-5 шагов — выдох и т. д. В случае резкого ухудшения состояния ребенка, при подъеме температуры тела, частом и сильном кашле, общем недомогании занятия гимнастикой нужно временно прекратить до полного исчезновения этих симптомов. После улучшения состояния занятия возобновляются. Необходимо подчеркнуть, что успех применения ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей, как и эффективность вообще всех лечебных мероприятий при любых заболеваниях, в большой степени зависят от самих родителей — их настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять все предписания врача. Лечебная гимнастика у детей — творческий процесс. Поэтому каждое занятие должно быть методически оформлено таким образом, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению. Иначе лечебный успех не будет достигнут. В организации занятий лечебной гимнастикой с ребенком в домашних условиях огромная роль отводится родителям. Родители малыша должны проявить максимум ответственности, выдумки и такта, чтобы ребенок с интересом и правильно выполнял необходимые лечебные упражнения. С этой целью при занятиях ЛФК с детьми дошкольного возраста чаще всего используются игровой метод и имитационные упражнения. Несложные игры и упражнения, носящие подражательный характер, очень нравятся малышам. Они с удовольствием их выполняют. При этом следят за тем, чтобы во время занятий ребенок не задерживал дыхания, чтобы четко и энергично, но без крика произносил нужные при выполнении упражнения звуки, чтобы делал вдох при выпрямлении туловища, когда грудная клетка расширяется, а выдох — при сжимании грудной клетки. Начинать занятия ЛФК необходимо с ежедневного выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Трудно переоценить ее значение. Как форма ЛФК она играет огромную оздоровительную роль. Утренняя гигиеническая гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для скорейшего его выздоровления. Продолжительность утренней гигиенической гимнастики обычно составляет от 5 до 15 минут. Она включает простые гимнастические и дыхательные, упражнения, а также упражнения на расслабление. Приводим как образец несколько комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей. Они даны по степени трудности: комплекс I — наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку, комплекс II — более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса. Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста Комплекс 1 Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо. 1. «Сильные руки». Исходное положение (ИП) — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз. 2. «Часики». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз. 3. «Пчелка». ИП — стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз. 4. «Регулировщик», ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: тр-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз. 5. «Дровокол». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз. 6. «Согревание рук». ИП — стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз. 7. «Семафор». ИП — сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: «С-с-с-с». Повторить 4-5 раз. 8. «Кузнечик». ИП — сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз. 9. «Трубач». ИП — сидя на полу; кисти сложены «трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: «П-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз. 10. Бег по комнате с ускорением и замедлением. Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне. Комплекс 2 Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы — 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо. 1. «Петушок». ИП — стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз. 2. «Журавль на болоте». ИП — стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз. 3. «Катание на лыжах». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний. 4. «Пришей пуговицу». ИП — стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз. 5. «Вертушка». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз. 6. «Цапля». ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз. 7. «Мельница». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5—6 раз. 8. «На турнике». ИП — стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз. 9. «Маятник». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне — выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону. 10. Прыжки. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени. Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной. Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста Комплекс 1 Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо. 1. Исходное положение (ИП) — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину. 2. ИП — стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше — ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз. Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад. 3. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону. Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед. 4. ИП — стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз. Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову. 5. ИП — лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки. 6. ИП — лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола. 7. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки. 8. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо. 9. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону — назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо. 10. ИП — стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз. Особые указания: голову и туловище все время держите прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты. Комплекс 2 Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо. 1. ИП — стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину. 2. ИП — стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад. 3. ИП — стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону. Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад. 4. ИП — стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз. Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса. 5. ИП — лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки. 6. ИП — лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд. Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола. 7. ИП — стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки. 8. ИП—стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Особые указания: ноги держите прямыми. 9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола. 10. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков. _ Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.


Дети за праздничным столомНовый год – самый долгожданный семейный праздник, особенно для малышей, которые находятся в ожидании чуда, появления Деда Мороза, подарков и сладостей. И то, каким запомнится ребенку этот день, зависит от нас – его родителей. Для взрослых гостей придумать торжественное меню не так уж сложно, а вот с ассортиментом детских угощений, как правило, возникают проблемы. Так какие же блюда и деликатесы можно предложить малышу? Малыши до 1-1,5 лет вряд ли смогут оценить ваши кулинарные старания, так как их рацион все еще расписан по часам и их питание достаточно консервативно. Детям от 1,5 до 3 лет сложно усидеть за столом дольше 15-20 минут, находясь в состоянии возбуждения, они не способны как взрослые дожидаться смены блюд - закусок, горячего, десерта. Поэтому необходимо сразу разработать детское праздничное меню и сервировать стол по заранее разработанному плану. Скорее всего, свой законный ужин в преддверии Нового года ребенок получит, и к моменту праздничного стола уже будет сыт, а вам останется удивить его необыкновенными десертами. Даже если в ваши планы входит полноценный праздничный детский стол, не стоит заставлять его разносолами – малыши все равно не смогут попробовать и оценить больше 2-3 блюд, так лучше направить все свои кулинарные способности и фантазию на эти несколько вариантов. Зачастую, детям еще не знаком вкус многих продуктов и блюд, до конца не сформировались вкусовые пристрастия. Поэтому не стоит в этот праздничный вечер угощать малыша «новинками». Во-первых, он может их попросту не оценить, а во-вторых, вы еще не знаете реакцию детского организма на новый продукт. Руководствуйтесь правилом: новые блюда - из знакомых продуктов. Если вы планируете пригласить на праздник друзей своего малыша, обязательно поинтересуйтесь у их родителей о пищевой переносимости продуктов, наличии аллергических реакций у ребенка, а также о том, не соблюдает ли ребенок определенную диету. В качестве закусок малышу старше 1,5 лет можно предложить салаты из овощей, как свежих (помидоры, огурцы, болгарский перец, зелень), так и отварных, например винегрет. Не исключено добавление в салаты консервированных овощей, например горошка, кукурузы, но только в очень небольших количествах, так как эти продукты вызывают метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике), а больные животики в новогодний праздник ни к чему. Экзотические овощи, которые еще не пробовал ваш ребенок, лучше не использовать в приготовлении праздничных блюд. Заправлять салаты для детей раннего возраста (до 3 лет) майонезом не следует, воспользуйтесь растительным рафинированным маслом или сметаной со сниженным процентом жирности (10-15%). Если вы хотите угостить своего дошкольника «взрослым» салатом, в рецептуру которого входит майонез, разбавьте его на половину сметаной. Разнообразные колбасы, буженину, копчености с пряностями для детей до 3 лет лучше заменить отварным или запеченным в домашних условиях мясом. Перед запеканием кусок вырезки можно нашпиговать чесноком – для придания мясу пикантного вкуса. В небольших количествах термически обработанный чеснок не вызовет ухудшение работы желудочно-кишечного тракта малыша. Детям старше 3 лет в качестве мясных закусок можно предложить ветчину, кусочек окорока или буженины. Соленую рыбу и морепродукты (отварные креветки, кальмары и пр.) можно предложить малышу, достигшему 3 лет лишь в том случае, если на них нет аллергической реакции, и в очень ограниченных количествах – 1-2 кусочка. Сельдь и соленая рыба стимулируют аппетит ребенка, но достаточно высокая концентрация натрия хлорида, т.е. соли, оказывает негативное влияние на почки. Покупая готовую сельдь, обращайте внимание на соус, заправка в данном случае должна быть только из масла и желательно без специй. Отварные кальмары и креветки можно использовать для приготовления салатов, таких как морские коктейли для детей старше 3-4 лет. Икра рыб (красная, черная) может быть использована для приготовления бутербродов, корзиночек для детей только старше 3 лет, и только при условии хорошей переносимости продукта. Если ваш малыш любит сыр – порадуйте его сырным ассорти. Детям раннего возраста рекомендуются неострые, нежирные твердые сорта сыров, желательно без растительных добавок и специй. Происхождение исходного сырья – коровье ли молоко, или козье – не важно. Соленые и маринованные огурцы, помидоры, оливки, маслины не рекомендуется давать детям младше 4-5 лет, а маринованные грибы – детям младше 5 лет. Эти продукты не содержат полноценных пищевых веществ, а всего лишь обладают специфическим вкусом. Помимо того, большое содержание соли, уксуса и специй может негативно сказаться на функциях желудочно-кишечного тракта, почек, вызвать аллергию. Тем более не подходят для питания детей острые закуски и салаты корейской кухни.. Холодцы, приготавливаемые из мясокостных бульонов, и заливная рыба содержат большое количество экстрактивных веществ (веществ, в том числе вредных, вываренных из мяса или рыбы, и частично перешедших в бульон), и не являются продуктами, подходящими для питания детей. В качестве горячих блюд для малышей можно использовать нежирные сорта мяса и рыбы. Для их приготовления лучше использовать способы отваривания, тушения или запекания. При приготовлении горячих блюд для детей старше 2 лет можно использовать лук и зелень, лавровый лист и щадящие специи (какие?). А вот с черным и красным перцем лучше повременить, как минимум до 5 лет. При запекании продуктов, для получения вкусной золотистой корочки, можно использовать неострые сорта сыра. Ассортимент гарниров, как правило, широкий. Для детского стола вполне подойдут отварные или тушеные овощи. Обжаренные гарниры можно предложить малышам старше 3-3,5 лет, а такое блюдокак картофель-фри детям только старше 4,5-5 лет. Не обойдется детский стол без фруктов. Предлагайте малышам только те ягоды и фрукты, которые не вызывают аллергических реакций. Фрукты–аллергены (способные вызвать аллергические реакции), например, цитрусовые, клубника, лучше не показывать, чем со скандалом отбирать их у ребенка. Детям будет намного удобнее, если фрукты будут заранее очищены от кожуры и порезаны на кусочки. Фруктовые коктейли и салаты можно заправить биойогуртом. Удержать ребенка за столом, можно только заинтересовав его сменой затейливых и «смешных» блюд, а также ожиданием самого вкусного и любимого - десерта или сладостей. В рацион питания ребенка раннего возраста (до 3 лет) не входят сладости в виде шоколада, карамельных конфет, тортов с кремами, пирожных. Но именно эти неполезные для маленьких детей продукты содержатся в новогодних подарках, которые принесут ваши гости. Малышам до 2-3 лет лучше предложить зефир, пастилу или мармелад – сладости, содержащие пектины (балластные вещества, активно связывающие и выводящие токсины (от греч. toxikon - яд) из организма) и разрешенные детям раннего возраста. Также, для угощения вполне подойдут «старые знакомые» – печенье, сушки, баранки, воздушные хлопья. Детям старше 3 лет в небольших количествах можно предложить молочный шоколад, бисквитный пирог с фруктовой начинкой, карамельки с начинкой в виде джема, конфеты суфле. Пирожные и торты со сливочным кремом можно предложить в небольшом количестве только здоровым детям старше 5 лет. Мороженное, любимое детьми, лучше предложить молочное, без вкусовых добавок и красителей. А украсить его можно самостоятельно – джемом или ягодным вареньем и фруктами. В качестве украшений мороженого десерта для детей старше 5 лет подойдут орешки. С большим вниманием необходимо подойти к выбору напитков. Детям раннего возраста можно предложить любимые фруктовые или овощные соки, компоты, сваренные из фруктов и ягод, ягодные морсы. Детям старше 3 лет можно предложить молочные коктейли. И не забудьте подготовить графин с кипяченой или питьевой водой, так как соки не утоляют жажды. Хочется оградить как взрослых, так и детей от чрезмерного употребления неполезных и совсем не детских газированных напитков. Пищевые вещества, входящие в их состав не адаптированы для ребенка, и могут вызывать аллергические реакции, метеоризм и пр. И уж тем более, не стоит давать даже пробовать малышам алкогольные напитки, такие как шампанское, пиво и прочее. Известно, что детей в продуктах и блюдах привлекает не вкус и не запах, а исключительно внешний вид – чем интересней вы оформите блюда, тем больше вероятность того, что ребенок съест предложенные новогодние яства. Но не стоит заставлять ребенка есть, пусть он сам выберет в этот вечер, чем ему угоститься. Неотъемлемая часть детского праздника является сервировка новогоднего стола. Внимание всех детей привлекают яркие, красиво и затейливо оформленные столовые приборы, продукты и блюда, прошедшие «художественную обработку». Всевозможные зверюшки (ежики, снеговики, мышки, хрюшки), затейливые фигурки, рожицы, созданные из продуктов заботливыми мамиными руками, вызывают у детей живой интерес. Не забудьте придумать своим шедеврам смешные и знакомые для ребенка названия, и перед тем как поставить блюдо на стол – произносите их вслух. Постарайтесь как можно лучше украсить новогодний стол. Можно приобрести посуду с рождественской тематикой, из салфеток вырезать снежинки, в центр стола поставить фигурную новогоднюю свечку или новогоднюю игрушку, типа снеговика или оленя. Края стаканчиков можно украсить «снегом» - на 0,5 см погрузить перевернутый стакан в сахарный или фруктовый сироп, затем обмакнуть либо в сахар, либо в сахарную пудру, а на край стаканчика поместить разрезанную до середины дольку фрукта. Однако, стол, богатый вкусными угощениями, деликатесами и кулинарными шедеврами – это не совсем то, что ждут дети. Им необходимо создать атмосферу праздника, новогодней сказки, с елкой, появлением Деда Мороза и Снегурочки, с вручением подарков и проведением конкурсов. Постарайтесь подготовиться к празднику так, чтобы у ребенка хватило впечатлений на целый год! Счастливого Нового года!


Медицинская карта в сад и школуПосле полутора-двухлетнего возраста малыша родители все чаще задумываются о вопросе поступления ребенка в детский сад. Кроме наличия места в детском саду, для того, чтобы ребенка взяли в садик, он должен быть здоров и у него должна быть правильно и полностью заполнена специальная карта, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.07.2000 г. № 241 «Об утвержде¬нии «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». В некоторых странах бывшего союза малыша могут не принять в садик, если он полностью не привит, в России на основании «закона об иммунопрофилактике», пока что, отсутствие части или даже всех прививок не является основанием для отказа в принятии в детский садик. Вам могут временно отказать, если малыш не привит от какой-то инфекции, только если есть реальная опасность его заражения этой болезнью именно в саду – так называемые эпидемические показания. Когда нельзя? Конечно, к садику надо готовить малыша задолго да поступления, в идеале самого рождения. Если вы четко определились, когда малыш пойдет в садик, нужно будет знать, при каких заболеваниях или состояниях вам могут отказать. Прежде всего это все острые заболевания – как инфекционные, так и не инфекционные, заразные болезни глаз, кожи, волос, до того момента как ребенок полностью не выздоровеет и не окрепнет после болезни. Не возьмут ребенка и при обострении у него имеющихся хронических болезней, если он недавно перенес карантинную инфекцию (корь, коклюш, свинку, ветрянку), пока не закончатся регламентированные сроки его карантина и изоляции. Откажут в приеме в детский садик, если посевы кала, с носа или глотки выявляют носительство опасных возбудителей кишечных или респираторных инфекций (сальмонеллеза, дифтерии, стрептококка, патогенных стафиллококков и других). Не возьмут малыша и в случае, если у него имеется злокачественное опухолевое заболевание крови или других органов, недостаточность кровообращения, туберкулез легких или другие его формы, есть эпилепсия с частыми припадками, имеются психические расстройства, тяжелые неврозы, и если есть эндокринные болезни, требующие особой диеты или терапии (например, диабет). С чего начнем? Все малыши перед приемом в детский сад, не ранее чем за 2-3 месяца, проходят врачебную комиссию, которая состоит из участкового педиатра (или семейного доктора) и врачей-специалистов. Если вы проходили врачей ранее, например, в прошлом году, но садик не попали (не было мест или заболели, были другие причины), потребуется повторная консультация специалистов, так как здоровье ребенка очень хрупко, и изменения могут происходить очень быстро – буквально за пару месяцев. После осмотра педиатром, необходима консультация: 1. Ортопеда. Этот доктор исследует скелет и связки ребенка, исключит нарушения осанки и плоскостопие, даст рекомендации, в случае отклонений, как не допустить в садике прогрессирования, например, сколиоза. 2. Хирурга. Доктор исключит грыжи, проблемы с яичками у мальчиков, болезни, при которых может требоваться операция. 3. ЛОР-врача. Доктор исключит очаги хронической инфекции на миндалинах (тонзиллит) и аденоидные разрастания, аллергический насморк и другие проблемы ушей, носа и глотки. 4. Окулиста – врач проверит остроту зрения, исключит проблемы с мышцами глаз (косоглазие). 5. Невролога. Врач проверит рефлексы, тонус мышц и работу нервной системы, оценит речевое и нервно-психическое развитие, исключит основные проблемы – неврозы, нарушения сна и адаптации. 6. Дерматолога – доктор, прежде всего, исключит заразные болезни кожи, ногтей и волос, исключит аллергию. 7. С трех лет требуется еще и логопед, он оценивает развитие и правильность речи. 8. Психолога, который выявит проблемы адаптации, трудности в общении и другие проблемы. По решению вашего лечащего врача, возможно, список будет расширен – если у ребенка проблемы с почками, нужен будет еще уролог или нефролог, если есть проблемы с пищеварением – гастроэнтеролог, если есть антитела к каким-либо инфекциям – инфекционист. Также могут потребоваться кардиолог, эндокринолог и стоматолог. Кроме того, ребенку обязательно дадут направление как минимум на четыре анализа – общие анализы крови и мочи, кал на яйца гельминтов и перианальный соскоб на них, кал на кишечную группу. Специалисты на осмотре могут дополнить этот список необходимыми анализами и исследованиями, если посчитают, что есть проблемы – могут назначить УЗИ, рентген, какие-то специальные анализы. Каждый врач в специальной графе карты делает заключение о состоянии ребенка «здоров» или если болен, указывает диагноз(ы), если есть какие-то отклонения, дает рекомендации по лечению и профилактике. Если вы делаете ребенку прививки, врач проверит наличие всех необходимых, а если каких-то не хватает, вакцинацию следует завершить минимум за 2-3 месяца (особенно если это капли от полиомиелита) до поступления в садик. Если по срокам вы не успеваете – тогда вакцинацию лучше отложить, прививки доделать уже после того, как ребенок адаптируется в садике. Еще раз повторю – никто не имеет права отказать вам в детском садике (если это РФ), если малыш не привит или привит не полностью!!! После сдачи всех анализов и прохождения всех врачей вы с малышом вновь возвращаетесь к педиатру, который полностью оформляет карту для сада, подклеивает анализы, анализирует все рекомендации и делает заключение о состоянии здоровья ребенка. Он дает прогноз по адаптации малыша, выставляет группу здоровья ребенка, отмечает рекомендации для медработника детского садика, как наблюдать малыша. Оформляемся в школу В школу малыши обычно начинают ходить с 6 или 7 лет, это решают родители, но на момент поступления в школу шестилетке должно быть как минимум 6 лет и 6 месяцев. Раньше малышу не стоит идти в школу, ему рекомендованы занятия в группе детского сада или специальном развивающем центре, где проводят подготовку к школе. Перед поступлением дети проходят специальную психолого-медико-педагогическую комиссию, где оценивают не только их здоровье, но и социальные навыки и умения, и дают заключение, сможет ли уже малыш обучаться в школе, не тяжело ли ему будет. Готовить ребенка к школе начинают примерно с трех лет, врачи проводят регулярные осмотры и оценку состояния здоровья, а педагоги и психологи развивают его знания и умения. Углубленный медицинский осмотр ребенок должен пройти в три, пять лет, за год до поступления в школу и непосредственно перед школой. Готовность к поступлению оценивают в начале года (январь-февраль того года, в котором пойдет учиться первоклашка), а затем примерно в мае-июне. Подробный медицинский осмотр осуществляется теми же специалистами и примерно по тому же плану, что проводился перед поступлением в сад. Заполняется специальная карта для школы. Однако параллельно с обследованием ребенка проводится и анкетирование и подробная работа с родителями на предмет определения у ребенка проблем эмоционального и психологического плана – синдрома гиперактивности и дефицита внимания, неврозов, проблем общения. Кто и как определяет готовность? Обычно определением готовности занимаются участковые врачи на основании всех собранных заключений о здоровье от специалистов и проведения тестирования. Для доктора разработаны определенные критерии, по которым он оценивает – это биологическая зрелость малыша, оценка психофизиологических критериев и уровень физического развития. Биологическая зрелость определяется по так называемой «зубной формуле», то есть сколько и когда постоянных зубов появилось у ребенка – на основании него дают заключение «биологический возраст соответствует паспортному» или « биологический возраст опережает/отстает». Существуют и тесты для определения готовности малыша к школе и обучению – ребенку предлагают нарисовать человечка, срисовать написанную фразу и группу точек (это тест Керна-Иерасека). Затем его просят вырезать из бумаги кружок диаметром 7 см, отводя на это задание 1 минуту. Кроме того, с малышом беседуют на разные темы, отмечая качество словаря и то, как ребенок произносит звуки и слова. Оценив эти три задания, врач должен дать заключение – готов к обучению (когда хорошо пройдены все тесты), условно готов (когда есть недочеты) и не готов (когда есть дефекты в произношении и тесты проедены не очень верно, а так же когда есть проблемы со здоровьем). Не стоит расстраиваться, если тесты пройдены не очень хорошо – это значит, что темпы развития ребенка индивидуальны и торопиться со школой не нужно. Обычно шестилетки чаще проходят тест на «условно готов» или «не готов», а через год блестяще справляются с заданиями, демонстрируя зрелость и готовность к обучению. Группы здоровья Очень часто в карте ребенка встречаются записи – группа здоровья I (IIа или б, III, IV, V). Родителей интересует: что это? Это шкала оценки здоровья и развития ребенка с учетом всех факторов риска, которые на него влияли ранее, влияют сейчас и прогнозируются на будущее. Группу здоровья определяет участковый врач или медработник сада (школы) на основании шести четко установленных критериев. Первым оценивают наследственность ребенка – не было ли в роду передающихся из поколения в поколение болезней, предрасположенность малыша к ним. Врач подробно расспросит родителей о болезнях всех родственников, которых они помнят. На основании рассказа он составит генеалогическое древо, и на нем проследит – не наследуются ли какие-то болезни, и не рискует ли ребенок. Важным для оценки будет то, как протекали беременность и роды, а затем и первый месяц жизни. Врач расспросит и запишет, от какой беременности малыш, болела ли мама, будучи беременной. Были ли осложнения, как протекали роды, как и чем ребенок болел в период новорожденности и после – все это важно для оценки. Второй критерий оценки – это физическое развитее ребенка - то есть его рост, вес, окружность головы, груди и иногда еще некоторые параметры. Доктор взвесит, измерит малыша, сравнит его данные со специальными таблицами и оценит, соответствует ли его развитие возрасту, нет ли существенных отклонений. Наряду с этим оценивается и третий критерий – нервно-психическое развитие, то есть что ребенок умеет делать, как развивается речь и общение. Есть специальные таблицы по месяцам и годам, отражающие основные навыки. Но небольшие отклонения в ту или иную сторону патологией однозначно считать нельзя, нужно оценивать весь комплекс навыков и срок отставания. Затем оценивается поведение ребенка, как важный показатель его физического и психического развития (пятый критерий оценки). Тут учитывают – как ребенок спит, как ест, как общается с взрослыми и детьми, его темперамент, эмоциональность, наличие или отсутствие вредных привычек. Последним критерием для оценки является наличие у ребенка хронических болезней или пороков развития, которые могут мешать его жизни и влиять на здоровье. На основании оценки всех этих факторов врач установит группу: К первой относятся абсолютно здоровые дети, которых, к сожалению, сейчас встречаются единицы. В своей практике таких детей я видела всего несколько. Ко второй группе относят здоровых детей, но с некоторыми оговорками: группа А, это здоровые малыши, но у которых отмечаются факторы риска по первой и второй группе, то есть имеется неблагоприятная наследственность или беременность, роды. группа Б – это дети, у которых имеется риск хронических болезней, они часто болеют, имеют некоторые функциональные отклонения. Остальные группы – это больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации (III), субкомпенсации (IV) и декомпенсации (V). Таких детей педиатры ставят на диспансерный учет, разрабатывают для них меры оздоровления и наблюдают их более активно. В зависимости от конкретного заболевания и его тяжести, детям с III и IV группой здоровья могут рекомендовать снижение учебных нагрузок или домашнее обучение.


детский садДо лета 2006 года запись в детские сады производилась непосредственно у заведующих. И частенько вопрос зачисления ребенка в ясли или в сад решался с помощью так называемой «материальной помощи». На практике все это сводилось к покупке или ремонту какой-либо техники для образовательного учреждения плюс всенепременная взятка заведующей. Три года назад, пытаясь извести коррупцию в стране, власти создали специальные комиссии, которые по сей день занимаются вопросами зачисления детей в дошкольные образовательные учреждения. Но облегчило ли это жизнь родителей? Вопрос спорный. Взятки гладки Так повелось в нашей стране, что взятка – это уже норма жизни. Раньше все было предельно ясно: дал заведующей денег и все, считай, что ребенок в сад пристроен. Считается, что сейчас заведующие взяток не берут, поскольку вопросы зачисления они уже не решают. Но практика свидетельствует об обратном, от заведующей тоже кое-что зависит. И если удастся договориться с начальством намеченного вами садика, то и в комиссии все пройдет гладко. Порой члены комиссии даже советуют помимо постановки в очередь дополнительно договориться с руководством выбранного садика. Есть только одна загвоздка. Годами давая взятки, мы избаловали людей, занимающих ответственные посты, настолько, что сейчас эти неофициальные суммы выросли до заоблачных высот. По некоторым данным, пристроить ребенка в выбранный муниципальный детский сад будет стоить не меньше 2-3 тысяч долларов. Некоторым, конечно, везет: удается попасть в нужный сад вполне официальным путем, через ту же комиссию. А тем, кому не повезло, придется решать вопрос с помощью денег и связей. Кстати, напуганные провокационными рейдами следственных органов заведующие у кого попало взяток не берут. Так что будьте готовы еще и к поиску человека, который за вас поручится. Мест нет! По официальным данным, в этом году на путевки в детский сад претендуют 27,5 тысяч детей. Разместить их всех – практически невозможно, мест нет. Причем мест нет не только для обычных детей обычных родителей, порой мест не хватает даже для льготников. С чем это связано? Прежде всего, с сокращением количества самих детских садов. Ни для кого не секрет, что с 90-х годов детские сады, как и прочие дополнительные образовательные учреждения, начали «выдавливать» из занимаемых ими зданий. Яркий пример тому – завод «Серп и молот». В начале перестройки на балансе предприятия было одиннадцать детских садов и яслей. К 1995-му году их осталось всего шесть. Сейчас на балансе предприятия числится один-единственный детский центр «ЭОС». Да и его уже в скором будущем может не быть. Как рассказала в интервью одной из столичных газет директор «ЭОСа» Галина Кузьменко, руководство центра получило судебное предписание здание освободить и сдать его Восточному территориальному агентству департамента имущества города Москвы или же заплатить арендную плату в размере 1 миллиона 200 тысяч рублей в год. Помимо «ЭОСа» в Москве количество «перепрофилированных» детских садов, начиная с 90-х, составило более 500! Их покупали, сдавали в аренду, перестраивали, превращали в склады и офисы. В 2006 году правительством Москвы даже создавалась специальная рабочая группа по вопросам возврата и передачи ведомственных детских садов в систему образования столицы. Но, как говорится, воз и ныне там. Вернуть удалось меньше сотни, после чего комиссия прекратила свое существование. Тем временем, наступивший мировой финансовый кризис тоже внес свои коррективы – 80% строек в столице заморожено, а ведь среди них не только жилые и офисные помещения. Среди замороженных строек также числятся школы, ясли и детские сады. Идем в комиссию: простые советы для сложной системы Интернет – место, где можно найти любую информацию. Поэтому многие родители начинают поиск своей районной комиссии, принимающей заявки на путевки в детский сад именно в Сети. И очень сильно ошибаются. Например, по официальным данным, долгое время комиссия Тимирязевского района «находилась» по адресу Астрадамский проезд, д. 5. На деле же, комиссия обнаружилась в другом конце района по адресу Дмитровское шоссе, д. 45А. Так что самый простой способ найти вашу районную комиссию – это просто зайти в любой соседний детский сад. Там вас быстро пошлют, куда надо. Комиссии по укомплектованию детских садов работают круглогодично, но каждый год с 1 марта по 1 июня здесь идет комплектование детсадовских групп на предстоящий учебный год, то есть на ближайший сентябрь. В другое время может проводиться доукомплектование, если в садах появляются свободные места. Но это явление редкое, так что особо на него рассчитывать не стоит. Попасть в детский сад посреди учебного года – это большая удача. Как правило, комиссия работает около 2 часов в неделю, поэтому на прием к ней выстраивается огромная очередь. Если вы пришли в первый раз – сначала загляните в кабинет и спросите, вполне возможно, что вам как раз стоять-то и не придется. Как правило, «новенькие» идут отдельной очередью, более короткой, чем те, кто пришел непосредственно за путевкой. Чтобы успеть пройти комиссию в отведенные рабочие два часа, очередь лучше всего занимать заранее. За час-другой до начала ее работы. Озадачиваться вопросом постановки в очередь на детский сад лучше всего сразу же после рождения, а точнее, получения свидетельства о рождении. Без этого документа вашего малыша никто ставить на учет не будет. И помните, чем раньше встанете в очередь, тем больше вероятность к 2-3 годам получить место в муниципальном саду. При обращении в комиссию родителей просят выбрать три (или более) детских садов, в которые они готовы отдать своего малыша, а также год, когда ребенок будет готов пойти в сад. Первая бумага, которую получают на руки родители – это уведомление о постановке в очередь, вторая – сама путевка в сад. В уведомлении будет указан срок, в который родителям нужно явиться и получить путевку. Если в это время вы не появитесь, ребенка могут снять с очереди, хотя предварительно вам должны позвонить, но упорно дозваниваться, конечно, никто не станет. Отправляясь в комиссию в первый раз, с собой нужно иметь паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении ребенка, а также бумагу, подтверждающую право на льготы, если таковые есть. Льготные категории детей идут в следующей последовательности: трое обычных – один льготник. Но в некоторых районах столицы даже льготникам не хватает мест. Выход есть? С целью пристроить своего ребенка в садик, некоторые мамы решаются пойти работать помощником воспитателя, нянечкой, а то и вовсе воспитателем. Это не сложно, поскольку низкая заработная плата автоматически делает такие рабочие места наименее привлекательными для профессионалов. Мама – работник любого образовательного учреждения автоматически включает своих детей в список льготников, что дает существенные преимущества по пребыванию в детском саду. Качество воспитания и содержания детей в садах при этом никого не заботит. А оно неизбежно страдает. Во-первых, из этих мам педагогами являются лишь единицы. А во-вторых, представьте себе на минутку, что вы вынуждены пойти работать туда, где вам заведомо неинтересно, скучно, вы совершенно не представляете, что должны делать, а еще бывает даже неприятно! В лучшем случае вместо воспитателя из такой мамы получится неудовлетворенный работой дилетант, в худшем – слабо контролируемый неврастеник. И то и другое плохо для еще неокрепших детских душ. Прививки – наболевший вопрос Очень часто в качестве причины для отказа члены комиссии и работники детских садов используют несделанные ребенку прививки. Этим же угрожают нам и участковые педиатры, порой вынуждая детей проходить вакцинацию. Об этом много сказано и еще больше написано, но повторить – не грех. Всегда помните о том, что вакцинация – мероприятие добровольное. Вы имеете право отказаться от прививок до поступления в детский сад и во время пребывания в нем. Никто не в праве запретить принимать не вакцинированного ребенка в любое из образовательных учреждений, разве только временно, в случае угрозы эпидемии. В случае, если это все-таки происходит, не стоит бросаться делать ребенку все прививки сразу. Календарь вакцинации придуман не зря – каждой прививке свое время, и если вы напичкаете малыша всем сразу, то лучше ему от этого не будет. Если вашего ребенка не берут в сад, требуя постановки прививок, напишите заведующей детского сада письмо: на каком основании вашего ребенка отказываются принимать в сад? Добивайтесь ясности, почему до того, как всплывает вопрос о прививках, место для ребенка есть, а потом оно исчезает, как по мановению волшебной палочки? Требуйте письменного ответа о причинах непринятия ребенка в сад. После такого заявления в вашу возрастную группу конкретного садика не смогут никого взять, им придется известить вас о появлении нового места. Отследить, правда, вы этого никак не сможете. Другой вопрос, что письменного отказа вам могут и не дать под любым предлогом. В таком случае родителям придется обращаться в районные отделы дошкольного образования.


Новости
Ученые назвали 10 веществ, необходимых мозгу

Ученые назвали 10 веществ, необходимых мозгу

Вещества, в которых наш мозг нуждается больше всего. Глюкоза. Найти ее можно в черном и зерновом хлебе, а также макаронах из муки грубого помола. Также она есть в конфетах, сахаре и пирожных. Железо. Его можно обнаружить в бобовых, зерновых
23.11.19



Здоровье моих детей © 2014 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика