Главная Ребенок от года до школы Детский сад Новорожденные
Логин:  
Пароль:
Красота Беременность и роды Ребенок до года Питание ребенка Развитие,игры Здоровье Воспитание Дом,семья О детях
Популярное на сайте
Новости
Дорога к горшку

Дорога к горшку

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из
19.11.19

Заболевания детей
Частая ангина у ребенка

Частая ангина у ребенка

Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины — острый. Ангина — очень тяжелое заболевание всего организма, и чревата она серьезными
14.11.19

Острый бронхит у детей. Лечение острого бронхита у детей

Острый бронхит у детей. Лечение острого бронхита у детей

  Бронхит — это воспалительное заболевание бронхов, при котором в процесс вовлекается преимущественно их слизистая оболочка. При тяжелой форме бронхита характерно охватывание воспалительным процессом всей стенки бронха, не исключая мышц и
05.11.19

Ссылки
Жевательная резинка для детейСогласно рекламе по телевидению, жевательная резинка защищает зубы малыша и взрослого от кариеса, а так ли оно на самом деле? В отличие от взрослых, к детским жевательным резинкам предъявляют ряд более строгих требований, которым эти жвачки должны соответствовать. Одним из самых главных требований является отсутствие сахара в составе жевательной резинки и ее оболочки. Уже ни для кого не секрет, что именно сахар является одним из самых главных пусковых механизмов кариеса у всего населения, а у детей является ведущим, ведь детская эмаль не способна также эффективно противостоять кариесу, как эмаль взрослого человека. Сахар расщепляется в полости рта до кислот, которые образуют плотный налет на поверхности зуба, который плохо удаляется слюной. Именно на эту пленку из налета оседают микроорганизмы, так как эта пленка является для них отличной питательной средой. Через некоторое время налет твердеет и образуется бляшка. Под этой бляшкой и начинается процесс кариеса. Именно поэтому в составе любой жевательной резинки не должно быть сахара. Плюсы Часто в составе жевательной резинки можно увидеть вещество под названием «ксилит». Ксилит часто используется в пищевой промышленности как заменитель сахара. Он показан людям с сахарным диабетом, находящимся на низкоуглеводной диете и страдающим ожирением. Помимо своих «сладких» свойств, ксилит обладает антибактериальным действием и способствует снижению количества микроорганизмов в полости рта при частом его применении. Кислоты, которые образуются после приема пищи, ни как не могут воздействовать на ксилит, и его долгое присутствие в полости рта действительно обеспечивает противокариозное действие. В составе жевательной резинки помимо ксилита часто присутствует манит, этот компонент оказывает дополнительное стимулирующее действие на слюнные железы. Выработка слюны в противостоянии кариесу очень важна, так именно она уравновешивает и стимулирует систему профилактики кариеса. Микроорганизмы вызывающие кариес размножаются и живут только в кислой среде, а вот щелочная среда для них губительна. После приема пищи, в полости рта начинаются процессы пищеварения, и среда в полости рта становится кислой. Но одновременно с приемом пищи начинает усиливаться выработка слюны, которая участвует в пищеварении, и постепенно среда в полости рта становится щелочная. После такой смены рН микроорганизмы начинают активно погибать. Угроза возникновения кариеса уменьшается. Но поддерживать такое равновесие стоит достаточное время, и поэтому нужно постоянно вырабатывать достаточно слюны. Это и осуществляет жевательная резинка. Слюна не только помогает в восстановлении равновесия, но и выполняет функцию очистки зубов. Слюна омывает зубы, тем самым, освобождая их от остатков пищи. Полное вмывание остатков пищи в норме должно происходить в течение часа. При нарушении состава и свойств слюнной жидкости, или снижении ее количества, риск возникновения кариеса увеличивается, а слюна теряет свои защитные свойства. Поэтому, для правильной работы слюнные железы требуют дополнительной стимуляции в выработке слюны. Дополнительной стимуляцией может являться несколько факторов, на которые в той или иной степени может повлиять жвачка. К таким факторам относятся всяческие вкусовые добавки, например, фруктовые экстракты и мята. Присутствие в жевательных резинках вкусовых добавок стимулируют интерес ребенка, и ребенок от употребления жевательной резинки получает только положительные эмоции. Многие жевательные резинки по вкусовым качествам напоминают зубные пасты. У ребенка после употребления жевательной резинки остаются приятные впечатления, и малыш с большим удовольствием начинает относиться к гигиене полости рта. В некоторых жвачках присутствует ментол, но детям такие жевательные резинки противопоказаны. Кроме того, детские жвачки не должны содержать искусственных красителей и консервантов. Вкусовые добавки не только стимулируют интерес к чистке зубов у малыша, но и дополнительно вырабатывают слюну. Приятный вкус и запах возбуждает вкусовые и обонятельные рецепторы, и начинается дополнительная выработка слюны. Каждый замечал, что при приятном запахе пищи «текут слюнки». Вот такой же процесс происходит при употреблении жевательной резинки. Выработка слюны происходит и еще по одной причине, а именно вследствие монотонного движения нижней челюсти. При жевательных движениях нижней челюсти срабатывает жевательный рефлекс, который запускает механизм слюноотделения. Слюна начинает вырабатываться в большем количестве, так, как это происходит при приеме пищи. Минусы В связи с таким механизмом действия у жевательных резинок имеются противопоказания. А именно, до еды, голодному малышу ни в коем случае не стоит употреблять жевательную резинку. При включении жевательного рефлекса происходит не только стимуляция слюноотделения, но и выработка и активация желудочного сока. Если не дать желудку пищу для переваривания, в последствие это может привести к развитию гастрита. Кроме того, жевательные резинки запрещены у детей с заболеваниями желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы, у малышей с нарушениями обмена веществ и пищевой аллергией следует аккуратно выбирать жевательные резинки с ароматами. Психологи и неврологи утверждают, что если ребенок и его рот постоянно заняты процессом жевания жевательной резинки, ребенок обычно плохо разговаривает и выговаривает слова, сложно различить, что он хочет сказать. В более взрослом возрасте могут сформироваться проблемы с разговорной речью, проблемы русского языка. Кроме того, постоянное нахождение во рту и жевание жевательной резинки может резко снижать тонус жевательных мышц, что может вызвать бруксизм – скрип зубами во время сна, формируется нарушение сна и нервозность. Правила употребления Существуют и определенные правила жевания жевательной резинки. Употреблять ее могут только дети старше трех лет, ранее применять жевательную резинку не рекомендуется – дети могут проглотить ее или по неосторожности она может попасть в дыхательные пути. Употребляется резинка только после еды, если нет возможности почистить зубы, под рукой нет щетки и зубной пасты. Жевать ее можно не более 10-15 минут, после этого жевательная резинка должна быть выкинута в мусорный контейнер. Недопустимо надувание пузырей и вынимание жвачки изо рта руками, это способствует развитию инфекций полости рта.


Дети неправильно завтракаютЗавтраки детей по всему миру часто содержат слишком много сахара и жира и мало необходимых витаминов и минеральных веществ, предупреждают ученые из Института питания США.
Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Food Technology. Ученые выяснили, что, несмотря на кажущееся разнообразие типичных детских завтраков в разных странах мира, у них есть одна общая черта — неполезность.
В Японии дети обычно завтракают бобами с рисом, в Китае — булочками со свининой, в Испании — сладкой выпечкой «чуррос» с шоколадом, в Венесуэле яичницей с говядиной и бобами, и так далее. Специалисты напоминают, что завтрак очень важен для нормального развития мозга и тела детей. Здоровый завтрак должен содержать в себе приблизительно 400 килокалорий.
По мнению американских специалистов, детский завтрак в идеале должен представлять собой белковое блюдо с овощным гарниром в соотношении 1:3. Для школьников выбор завтрака должен зависеть от удаленности школы от дома и от физиологии самого школьника.
А готовые завтраки — не выход, предупреждают ученые из Йельского университета США. В них содержится слишком много сахара и натрия и слишком мало клетчатки. Впрочем, все равно лучше каши на завтрак и для детей, и для взрослых, еще ничего не придумали.


ПневмонияОдним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы у детей являются пневмонии или воспаления легких. Наибольшую опасность они представляют для детей до трех лет из-за того, что их сложно диагностировать, они не всегда протекают с повышением температуры и часто бывают вызваны особыми микробами. Кроме того, малыши еще не могут четко сформулировать все свои жалобы, и их очень сложно уговорить посидеть спокойно, чтобы врач тщательно выслушал легкие. Откуда они возникают? Основе пневмонии лежит инфекционный процесс, причинами становятся микробы – пневмококки, у малышей до трех лет еще и стафилококки, реже пневмонии бывают микоплазменными, хламидийными и вызванными синегнойной палочкой, клебсиеллой и другими микробами. Обычно она является последствием ОРВИ или гриппа, так как они резко ослабляют защитные механизмы в дыхательных путях, что способствует размножению микроба, снижают иммунитет. Для малышей важным фактором в развитии пневмонии является переохлаждение, особенно если замерзают ноги. Микробы попадают в легкие из воздуха, особенно если в окружении ребенка есть носители микробов – старшие дети или взрослые. При благоприятных условиях микробы размножаются, и по бронхам при дыхании проникают в легкие. Что плохого в пневмонии? В том месте, где микроб начал внедряться и размножаться, ткань легкого воспаляется, отекает. Вспомните ощущения, когда заложен нос, он почти не может дышать. Вот примерно такое же состояние возникает в легких, чем больше зона воспаления, тем хуже легкое выполняет свою функцию по обмену газов – поглощает кислород и выводит углекислоту. Выделяют очаговые пневмонии – когда воспаление ограничено небольшим участком легкого, более крупные – сегментарные или даже долевые, крупозные пневмонии, когда страдает одна из долей легкого – в правом их три, в левом два, из-за сердца. Обычно пневмонии бывают с одной стороны, реже двусторонние. Соответственно, чем больше зона повреждения и воспаления, тем тяжелее они протекают. Кроме того, что нарушается дыхательная функция, при размножении микробов выделяется большое количество токсинов, которые опадают в организм, поражая органы и системы, в том числе и нервную – может быть и возбуждение, и угнетение сознания. Из-за того, что организм страдает от гипоксии (недостатка кислорода), усиливается кровообращение и нагрузка на сердце, что приводит к истощению организма. Вовремя не распознанная и не леченая пневмония может закончиться плачевно, поэтому ее обязательно нужно лечить под контролем врача, а часто еще и в больнице. Как пневмонии проявляются? Основная клиническая картина будет зависеть от вида пневмонии, чем крупнее очаг повреждения, тем сильнее будет проявляться болезнь. Очаговые пневмонии, или часто их еще называют бронхопневмонии, часто возникают на фоне ОРЗ. Состояние малыша ухудшается, появляется или усиливается кашель, присоединяется одышка во время сосания груди или после нагрузки, а затем и в спокойном состоянии. при дыхании видно раздувание крыльев носа и участие мышц грудной клетки. повышается температура до 38-39 °С, хотя у малышей не всегда температура выражена. Однако, для пневмонии характерно то, что температура держится несколько дней, не смотря на лечебные меры. Малыши бледные, вокруг носа и рта может отмечаться синева. Если доктор выслушает легкие, в них будет жесткое дыхание, много влажных хрипов, особенно мелких, которые не пропадут, если ребенок покашляет. Отмечается и учащение сердечных сокращений и частоты дыхания, может увеличиться печень, отмечается вздутие живота, рвота, нарушение стула. При пневмонии обязательно проведение рентгена, который подтвердит наличие очагов воспаления и характерных изменений в остальных участков бронхов и легких. Дополнительно нужен анализ крови, в нем будет лейкоцитоз с нейтрофилами, ускорение СОЭ. Такие пневмонии протекают наиболее благополучно и через 3-4 недели при правильном лечении проходят бесследно. Тяжелее протекают сегментарные пневмонии – когда затрагивается более обширный участок легкого. Они начинаются остро с высокой температуры до 39°С, а вот кашель при них бывает не всегда, почти половина малышей в начале этой пневмонии не кашляют, у остальных кашель имеет характер сухого, навязчивого. Лихорадка упорная, плохо сбивается жаропонижающими и держится от трех до 7 дней. быстро возникает интоксикация – малыши вялые, капризные, плохо кушают и спят, быстро появляется одышка, синеет носогубный треугольник, остальная кожа резко бледная. При осмотре в начале болезни очень сложно выслушать хрипы и заподозрить пневмонию, обычно типичные хрипы появляются уже к 7-10 дню. Выражены тахикардия и усиление частоты дыхания, увеличена печень, если ее прощупывать – она болезненна. В диагностике пневмонии помогает анализ крови с выраженными воспалительными изменениями – высокие лейкоциты, особенно за счет нейтрофилов, высокое СОЭ – 20 и более мм\ч, может измениться и моча за счет интоксикации – появляются белок и эритроциты. Решающее значение играет рентген – там образуются затемнения в границе одного сегмента или нескольких. Самой опасной является крупозная пневмония, которая чаще всего развивается после трех лет. Обычно пневмонии возникают после сильного переохлаждения ребенка, быстро проявляются первые признаки болезни. появляются озноб, высокая температура до 39-40°С, которая резко подскакивает и резко спадает, сопровождаясь проливным потом, появляются боли в боку при дыхании, кашель, сначала сухой, но быстро становится влажным, появляется густая мокрота, которая может иметь красно-коричневый цвет. У ребенка могут отмечаться либо возбуждение, либо выраженная вялость. На фоне бледного лица появляется лихорадочный румянец щеки, обычно на стороне воспаления в легких. Если пневмония развивается в нижней доле, начало заболевания может проявляться болью в животе. Если проявления локализуются в верхних долях легкого могут быть менингеальные симптомы – сильные головные боли, судороги, ригидность мышц затылка. При обследовании ребенка и выслушивании легких, картина будет зависеть от дня болезни. В самом начале хрипов может и не быть, а будет только ослабление дыхания, при переходе кашля во влажный появляются и хрипы, и так называемая крепитация, характерная для пневмонии. Она похожа на хруст снега. Это возникает от того, что воспаленные альвеолы слипаются при выдохе, и при вдохе происходит их разлипание. Если пневмония сопровождается плевритом – воспалением оболочки, окружающей легкие, тогда появляются еще и боли при дыхании и шум трения плевры. Анализы крови показывают резкое воспаление – высокое количество лейкоцитов, нейтрофиллез, резко усиленное СОЭ, изменена и моча – эритроциты и белок в анализе. Нужен ли рентген? Это обязательной обследование для пневмонии – современный аппараты дают минимальную лучевую нагрузку, не более чем излучение от старых мониторов компьютера. А последнее слово в диагнозе ставит именно рентген. Всем больным малышам, у которых клинически был по¬ставлен диагноз острой пневмонии, необходимо провести рентгенологическое обследование с целью уточнения характера поражения легких. На рентге¬нологическое обследование целесообразно также направить больных, у которых нет типичных симпто¬мов острой пневмонии, но имеются клинические данные, позволяющие подтвердить (или исключить) пневмонию: 1) повышение (даже однократное) температуры выше 38 °С, без явлений ОРЗ, разлитого бронхита, но при наличии симптомов интоксикации, одышки, тахикардии; 2) явления разлитого бронхита или ОРЗ при ухудшении состояния, сохранении фебрильной темпера-туры более 3-5 дней, появлении или нарастании симптомов интоксикации; 3) синдром бронхиальной обструкции, на фоне которой появились фебрильная температура и локаль-ные изменения в легких. Лечение Больного пневмонией ребенка можно оставить дома при отсутствии у него выраженного токсикоза, ды¬хательных расстройств, нарушений функции сердечно-сосудистой системы. При этом желательно сделать анализ крови и рентгенологическое обследование. Комплексная терапия острых пневмоний включает: обязательное и по возможности раннее применение антибактериальных средств, воздействующих на подавление и ликвидацию инфекции; аэротерапию, оксигенотерапию для борьбы с гипоксией; средства и методы, улучшающие бронхиальную проходимость и восстанавливающие дренажную функцию бронхов; средства, положительно влияю¬щие на транспорт кислорода кровью; средства, улучшающие процессы тканевого дыхания; применение средств, повышающих иммунореактивность, улучшающих обменные процессы, способствующих нормализации гомеостаза. Важными факторами в лечении пневмоний являются правильная организация режима и диета. В острый период болезни, вплоть до исчезновения симптомов интоксикации, дыхательной недостаточности, нормализации температуры тела, дети должны находиться на постельном режиме, затем в течение 4-6 дней соблюдается щадящий, полупостельный режим. Питание полноценное, с достаточным содержанием (соответственно возрасту ребенка) белков, жиров, углеводов, богатое витаминами. При выраженном токсикозе у детей грудного возраста целесообразно дозированное кормление с уменьшением объема пи¬щи на 1/3, недостающее количество пищи компенсировать жидкостью — чаем, по показаниям — раствор оралита, регидрона, 5%-ный раствор глюкозы. В острый период заболевания показано обильное питье — чай, фруктовые соки, клюквенный морс, настой шиповника, компоты, минеральные щелочные воды (боржоми и др.). В период реконвалесценции — бифидокефир, бифидок. Антибиотики в случае пневмонии – препараты просто обязательные, именно они направлены на борьбу с инфекцией. Начало применения антибиотиков в ранние сроки болезни способствует более легкому течению заболевания, уменьшает возможность развития осложнений. Адекватная терапия обеспечивает снижение температуры тела через 2-3 суток, после чего целесообразно продолжить лечение в той же дозе еще 3-4 дня. Наличие остаточной инфильтрации легочной ткани после 5-7 дней нормальной температуры тела и исчезновении симптомов интоксикации не является препятствием для отмены антибиотиков. Начинать лечение пневмонии предпочтительно с назначения ампициллина и его аналогов. Если в течение 2-3 дней эффект от терапии отсутствует, можно прибегнуть к назначению других препаратов. Если ребенок лечится дома, то антибиотики при нетяже¬лом течении пневмонии назначаются внутрь. Длительность курса — 5-7 дней, при необходимости продолжить антибактериальную терапию нужно сменить антибиотик. При внутрибольничных пневмониях, где ведущая роль принадлежит стафилококкам, грамотрицательным бактериям и другим видам бак¬терий, целесообразно сразу применить антибиотики широкого спектра действия — цефалоспорины, макролиды, аминогликозиды, часто используются раз-личные их сочетания. Антибиотики применяются в больших дозах и короткими курсами (5-7 дней). Хочется отметить, что при лечении пневмонии совершенно не обязательно колоть антибиотики – на сегодня есть много высоко эффективных препаратов в суспензиях и таблетках, уколы ухудшают эмоциональное состояние малыша и могут сыграть негативную роль. Только в очень тяжелых случаях, если есть понос и рвота нужны уколы. Крайне ограничено и только в особо тяжелых случаях допустимо использование гентамицина и его аналогов, так как они воздействуют на орган слуха. Для профилактики и терапии кандидоза (молочницы) при длительном лечении антибиотиками применяются противогрибковые препараты: нистатин и его производные. Иммунотерапия показана при тяжелом течении пневмоний, вызванных стафилококковой, синегнойной, протейной инфекцией. Иммунотерапия также показана всем больным с иммунодефицитом и больным, у которых пневмония развивалась как осложнение после гриппа. Кроме антибиотиков при лечении пневмонии используются отхаркивающие препараты и препараты, разжижающие мокроту, и назначают внутрь, в ингаляциях. Все назначения четко контролируются врачом и корректируются по мере появления или исчезновения симптомов. После пневмонии в течение полугода ребенка наблюдают на участке, регулярно делают анализы крови, проводят ему меры реабилитации, дают отвод от профилактических прививок и проводят мероприятия, способствующие укреплению иммунитета – закаливание, витаминотерапию, занятия физкультурой или гимнастикой.


Как правильно заниматься лечебной физкультуройМы подняли тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний у детей. Сегодня заканчиваем нашу беседу и поговорим о том, как правильно проводить занятия. Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания. Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут. Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку. Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10 - 18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.). Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром — влажные обтирания тела, вечером — мытье ног прохладной водой. Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении. При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку. Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает кашель, продолжительность выдоха надо несколько сократить. Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища. Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой. Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд). Обязательным является длительное применение ЛФК — в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут. ЛФК включают в общий режим дня ребенка. Занятия лечебной гимнастикой, прогулки на свежем воздухе следует осуществлять в строго определенное время. Нельзя забывать, что злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная двигательная перегрузка ребенка, могут отрицательно сказаться на его организме. Если состояние малыша позволяет, ему необходимы ежедневные прогулки в любое время года. Прогулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2-3 шага - вдох, 4-5 шагов — выдох и т. д. В случае резкого ухудшения состояния ребенка, при подъеме температуры тела, частом и сильном кашле, общем недомогании занятия гимнастикой нужно временно прекратить до полного исчезновения этих симптомов. После улучшения состояния занятия возобновляются. Необходимо подчеркнуть, что успех применения ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей, как и эффективность вообще всех лечебных мероприятий при любых заболеваниях, в большой степени зависят от самих родителей — их настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять все предписания врача. Лечебная гимнастика у детей — творческий процесс. Поэтому каждое занятие должно быть методически оформлено таким образом, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению. Иначе лечебный успех не будет достигнут. В организации занятий лечебной гимнастикой с ребенком в домашних условиях огромная роль отводится родителям. Родители малыша должны проявить максимум ответственности, выдумки и такта, чтобы ребенок с интересом и правильно выполнял необходимые лечебные упражнения. С этой целью при занятиях ЛФК с детьми дошкольного возраста чаще всего используются игровой метод и имитационные упражнения. Несложные игры и упражнения, носящие подражательный характер, очень нравятся малышам. Они с удовольствием их выполняют. При этом следят за тем, чтобы во время занятий ребенок не задерживал дыхания, чтобы четко и энергично, но без крика произносил нужные при выполнении упражнения звуки, чтобы делал вдох при выпрямлении туловища, когда грудная клетка расширяется, а выдох — при сжимании грудной клетки. Начинать занятия ЛФК необходимо с ежедневного выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Трудно переоценить ее значение. Как форма ЛФК она играет огромную оздоровительную роль. Утренняя гигиеническая гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для скорейшего его выздоровления. Продолжительность утренней гигиенической гимнастики обычно составляет от 5 до 15 минут. Она включает простые гимнастические и дыхательные, упражнения, а также упражнения на расслабление. Приводим как образец несколько комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей. Они даны по степени трудности: комплекс I — наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку, комплекс II — более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса. Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста Комплекс 1 Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо. 1. «Сильные руки». Исходное положение (ИП) — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз. 2. «Часики». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз. 3. «Пчелка». ИП — стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз. 4. «Регулировщик», ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: тр-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз. 5. «Дровокол». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз. 6. «Согревание рук». ИП — стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз. 7. «Семафор». ИП — сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: «С-с-с-с». Повторить 4-5 раз. 8. «Кузнечик». ИП — сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз. 9. «Трубач». ИП — сидя на полу; кисти сложены «трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: «П-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз. 10. Бег по комнате с ускорением и замедлением. Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне. Комплекс 2 Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы — 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо. 1. «Петушок». ИП — стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз. 2. «Журавль на болоте». ИП — стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз. 3. «Катание на лыжах». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний. 4. «Пришей пуговицу». ИП — стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз. 5. «Вертушка». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз. 6. «Цапля». ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз. 7. «Мельница». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5—6 раз. 8. «На турнике». ИП — стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз. 9. «Маятник». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне — выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону. 10. Прыжки. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени. Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной. Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста Комплекс 1 Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо. 1. Исходное положение (ИП) — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину. 2. ИП — стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше — ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз. Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад. 3. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону. Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед. 4. ИП — стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз. Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову. 5. ИП — лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки. 6. ИП — лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола. 7. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки. 8. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо. 9. ИП — стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону — назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо. 10. ИП — стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз. Особые указания: голову и туловище все время держите прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты. Комплекс 2 Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо. 1. ИП — стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину. 2. ИП — стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад. 3. ИП — стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону. Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад. 4. ИП — стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз. Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса. 5. ИП — лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки. 6. ИП — лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд. Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола. 7. ИП — стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки. 8. ИП—стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Особые указания: ноги держите прямыми. 9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола. 10. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков. _ Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.




Здоровье моих детей © 2014-2019 Все права защищены. Powered by Здоровье моих детей


Яндекс.Метрика